Определение потребности населения. Методика планирования амбулаторно-поликлинической сети Методы планирования медицинских коек

В целях реализации пункта 2 комплекса мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2013 г. N 614-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 16, ст. 2017), приказываю:

Утвердить методику расчета потребности в специалистах со средним профессиональным (медицинским) образованием согласно .

Министр В.И. Скворцова

Приложение
к Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 14 февраля 2018 г. N 73

Методика
расчета потребности в специалистах со средним профессиональным (медицинским) образованием

1. В целях оказания методической помощи при текущем планировании, выявлении недостатка или избытка медицинских работников со средним профессиональным (медицинским) образованием (далее - средний медицинский персонал) в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления (далее - медицинские организации) разработана методика расчета потребности в специалистах со средним профессиональным (медицинским) образованием (далее - Методика).

2. При определении потребности в среднем медицинском персонале могут учитываться:

обеспеченность врачебными кадрами (на 10 тысяч населения), оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях населению субъекта Российской Федерации, рассчитанная согласно методике расчета потребности во врачебных кадрах;

обеспеченность больничными койками в субъектах Российской Федерации (на 10 тысяч населения), рассчитанная согласно методике расчета потребности во врачебных кадрах;

особенности оказания доврачебной медицинской помощи средним медицинским персоналом, предусмотренной порядками оказания медицинской помощи, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации;

наличие в субъекте Российской Федерации населенных пунктов, отдаленных (более 300 км) от медицинских организаций, в которых оказывается специализированная медицинская помощь;

территориальные особенности субъектов Российской Федерации (расположение субъекта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, удельный вес сельского населения);

объемы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи (далее - ТПГГ);

возрастной состав среднего медицинского персонала, работающего в медицинских организациях;

наличие в медицинских организациях структурных подразделений: фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП), фельдшерских здравпунктов (далее - ФП).

3. В Методике используется условное разделение среднего медицинского персонала на группы, с учетом их функциональных обязанностей:

"лечебная группа", включающая средний медицинский персонал, работающий с врачами на амбулаторном приеме, средний медицинский персонал, осуществляющий самостоятельный амбулаторный прием (акушерка смотрового кабинета, фельдшер ФАП или ФП, фельдшер кабинета доврачебного приема и т.д.), средний медицинский персонал, оказывающий медицинскую помощь в стационарных условиях, в условиях дневного стационара и скорую медицинскую помощь;

"лечебно-диагностическая группа", включающая средний медицинский персонал диагностических и вспомогательных отделений (кабинетов) (медицинские сестры по функциональной диагностике, медицинские сестры по физиотерапии, лаборанты клинических лабораторий, инструкторы по лечебной физкультуре и др.);

"группа управления", включающая средний медицинский персонал - заведующих ФАП - фельдшер (медицинская сестра), заведующих здравпунктами - фельдшер (медицинская сестра), медицинских статистиков, заведующих кабинетами, главных (старших) медицинских сестер и др.;

"группа усиления", включающая средний медицинский персонал, а именно медицинские сестры, палатные (постовые) медицинские сестры, общебольничный средний медицинский персонал, средний медицинский персонал приемного отделения, оказывающие помощь, обучающимся в образовательных организациях;

Специалисты "лечебно-диагностической группы" и "группу# управления" входят в "параклиническую группу".

4. Расчет необходимого числа среднего медицинского персонала целесообразно проводить по алгоритму расчета потребности в среднем медицинском персонале:

Таблица N 1

Рекомендуемый алгоритм расчета потребности в среднем медицинском персонале

Для оказания скорой медицинской помощи Для оказания первичной медико-санитарной помощи Для оказания специализированной медицинской помощи
Определение количества бригад скорой медицинской помощи Расчет численности врачей, с учетом территориальных коэффициентов Расчет количества коек, с учетом территориальных коэффициентов
Расчет численности среднего медицинского персонала, работающего с врачами на амбулаторном приеме и на самостоятельном приеме (с учетом коэффициентов соотношения врачей и среднего медицинского персонала) Расчет численности среднего медицинского персонала с учетом нормативного числа коек на одну должность среднего медицинского персонала
Расчет норматива численности среднего медицинского персонала диспетчерской службы Расчет "группы усиления" (с учетом коэффициентов соотношения врачей и среднего медицинского персонала) Расчет "группы усиления" (с учетом коэффициентов соотношения среднего медицинского персонала, занятого на вспомогательной и основной деятельности)
Расчет норматива численности среднего медицинского персонала "группы управления" Расчет "параклинической группы" (с учетом коэффициента соотношения к среднему медицинскому персоналу "лечебной группы") Расчет "параклинической группы" (с учетом коэффициента отношения к среднему медицинскому персоналу "лечебной группы")
Расчет потребности в среднем медицинском персонале Расчет численности среднего медицинского персонала в дневных стационарах
Расчет потребности в среднем медицинском персонале - всего
Сопоставление с фактической численностью среднего медицинского персонала, определение дефицита или профицита

5. Расчет потребности в среднем медицинском персонале, оказывающем скорую медицинскую помощь:

5.1. Для расчета потребности в среднем медицинском персонале, оказывающем скорую медицинскую помощь (далее - СМП) населению, рекомендуется использовать:

средний норматив объема СМП (число вызовов на 1 застрахованное лицо), утвержденный в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на текущий и на плановый периоды;

расчетное число станций и/или отделений СМП, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 августа 2013 г., регистрационный N 29422), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2016 г. N 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N 41353), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 283н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2016 г., регистрационный N 42283) (далее - приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н);

расчетное число выездных бригад СМП, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н.

5.2. Для расчета потребности в среднем медицинском персонале рекомендуется использовать следующие показатели (форма федерального статистического наблюдения N 30):

число вызовов;

число физических лиц среднего медицинского персонала;

число врачебных выездных бригад, включая специализированные бригады;

число фельдшерских выездных бригад;

число физических лиц диспетчерской службы согласно штатному расписанию станций (отделений) СМП (при наличии);

число физических лиц "группы управления" из общего числа физических лиц среднего медицинского персонала;

число вызовов на 1 жителя (форма федерального статистического наблюдения N 30 / численность населения субъекта Российской Федерации);

число среднего медицинского персонала на 10 тысяч населения (форма федерального статистического наблюдения N 30 / численность населения субъекта Российской Федерации * 10 000);

число вызовов на 1 застрахованное лицо, установленное Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи субъекта Российской Федерации (ТПГГ).

5.3. Численность среднего медицинского персонала выездных бригад СМП рекомендуется рассчитывать по формуле:

НЧвб = ЧБх2 * КС * КВ,

НЧвб - расчетный норматив численности среднего медицинского персонала выездных бригад СМП;

ЧБ - число выездных бригад СМП;

КС - коэффициент сменности работы выездных бригад СМП;

Для учета особенностей субъектов Российской Федерации возможно применение корректирующих коэффициентов:

КС - для учета продолжительности работы выездной бригады СМП при организации работы менее 24 часов в сутки. При 24-часовой работе бригады коэффициент может быть равен 1, от 9 до 12 часов - 0,5, от 6 до 8 часов - 0,25;

КВ - для учета численности работников СМП старше трудоспособного возраста. Если удельный вес среднего медицинского персонала в этом возрасте составляет менее 10% всех средних медицинских работников станции и/или отделения СМП, то коэффициент целесообразно принять за 1; от 10% до 15% - 1,01; свыше 15% - 1,02.

5.4. Численность среднего медицинского персонала диспетчерской службы СМП рекомендуется рассчитывать по формуле:

НЧдс = ЧДСсмп * КДС,

НЧдс - расчетный норматив численности среднего медицинского персонала диспетчерской службы СМП;

ЧДСсмп - фактическое число физических лиц среднего медицинского персонала диспетчерской службы СМП;

КДС - коэффициент наличия диспетчерской службы.

Для учета особенностей субъектов Российской Федерации возможно применение корректирующего коэффициента наличия диспетчерской службы. КДС позволяет учитывать наличие единой диспетчерской службы СМП в субъекте Российской Федерации. Если такой службы нет, то КДС может быть приравнен 1. При наличии единой диспетчерской службы СМП, КДС приравнивается к 0,3.

5.5. Численность среднего медицинского персонала "группы управления" характеризуется числом станций и (или) отделений СМП (форма федерального статистического наблюдения N 30).

5.6. Расчетный норматив численности среднего медицинского персонала СМП (абсолютное число) рекомендуется определять по формуле:

НЧсмп = НЧвб + НЧдс + НЧгу,

НЧсмп - нормативная численность среднего медицинского персонала СМП;

НЧвб - нормативная численность среднего медицинского персонала выездных бригад СМП;

НЧдс - нормативная численность среднего медицинского персонала диспетчерской службы СМП;

НЧгу - нормативная численность среднего медицинского персонала "группы управления" СМП.

5.7. Расчетный норматив обеспеченности средним медицинским персоналом на 10 тысяч населения рекомендуется определять по формуле:

ОБНЧсмп = НЧсмп * 10000 / численность населения субъекта,

НЧсмп - нормативная численность среднего медицинского персонала СМП (абсолютное число);

ОБНЧсмп - обеспеченность средним медицинским персоналом СМП на 10 тысяч населения.

5.8. Дефицит/профицит среднего медицинского персонала СМП может быть определен как разница между расчетным нормативом численности среднего медицинского персонала СМП (абсолютное число) и фактическим числом среднего медицинского персонала СМП (абсолютное число).

6. Расчет потребности в среднем медицинском персонале, участвующем в оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях:

6.1. Основой расчета необходимой численности среднего медицинского персонала, работающего с врачами, а также осуществляющего самостоятельный амбулаторный прием (акушерка смотрового кабинета, фельдшер ФАП или ФП, фельдшер кабинета доврачебного приема и т.д.), может быть обеспеченность врачебными кадрами на 10 тысяч населения.

Численность врачей (абсолютное число) целесообразно определять по формуле:

ЧВап = ОбВ * ЧН / 1000,

ЧВап - число врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях;

ОбВ - обеспеченность врачами на 10 тысяч населения;

ЧН - численность населения.

Так как, показатель обеспеченности врачебными кадрами на 10 тысяч населения уже учитывает территориальные и другие коэффициенты, учитывающие особенности каждого субъекта Российской Федерации, то при расчете численности среднего медицинского персонала, работающего с врачами, ведущими амбулаторный прием, такие коэффициенты могут не рассматриваться.

6.2. При расчете необходимой численности среднего медицинского персонала, осуществляющего самостоятельный амбулаторный прием (акушерка смотрового кабинета, фельдшер ФАП или ФП, фельдшер кабинета доврачебного приема и т.д.), возможно использование сведений о количестве соответствующих кабинетов. Фактическое число кабинетов (структурных подразделений) указывается на основании формы федерального статистического наблюдения N 30.

6.3. Расчет численности среднего медицинского персонала "группы усиления" по каждому профилю, оказываемой медицинской помощи в амбулаторных условиях, целесообразно производить на основе метода соотношения с учетом рекомендуемых укрупненных расчетных коэффициентов соотношения среднего медицинского персонала и врачей.

6.4. Потребность в среднем медицинском персонале "лечебной группы" включает в себя расчетное число среднего медицинского персонала, работающего с врачами на амбулаторном приеме, и осуществляющего самостоятельный амбулаторный прием (акушерка смотрового кабинета, фельдшер ФАП или ФП, фельдшер кабинета доврачебного приема и т.д.), которую целесообразно рассчитывать с учетом порядков оказания медицинской#.

6.5. Расчет численности среднего медицинского персонала "лечебно-диагностической группы" и "группы управления", как правило, проводится на основе метода соотношения с учетом расчетных коэффициентов соотношения:

Таблица N 2

Рекомендуемые укрупненные расчетные коэффициенты соотношения среднего медицинского персонала и врачей, занятых основной и вспомогательной деятельностью
средний медперсонал, работающий с врачами, ведущими амбулаторный прием средний медперсонал, работающий в кабинетах самостоятельного приема средний медперсонал группы усиления средний медперсонал параклинической группы
2 3 4 5
Всего по лечебно-диагностической группе 0,17
Всего по группе управления 0,06

Соответствующие расчетные коэффициенты умножаются на численность среднего медицинского персонала "лечебной группы".

6.6. Расчетная численность среднего медицинского персонала, участвующего в оказании либо оказывающего самостоятельно медицинскую помощь, в амбулаторных условиях, может включать расчетную численность среднего медицинского персонала "лечебной группы", "лечебно-диагностической группы" и "группы управления".

6.7. Основой расчета необходимой численности среднего медицинского персонала дневных стационаров медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и на дому, является количество мест в дневных стационарах.

6.7.1. Расчетную численность среднего медицинского персонала по количеству мест дневного стационара целесообразно проводить на основе метода соотношения с учетом рекомендуемых корректирующих коэффициентов:

Таблица N 3

Нормативное значение
1,05
1,03
2. Коэффициенты, учитывающие долю населения субъекта Российской Федерации, проживающего в сельской местности
для субъектов, в которых не менее 50% населения проживает в сельской местности 1,11
для субъектов, в которых от 30% до 50% населения проживает в сельской местности 1,05
3. Коэффициенты, учитывающие объем медицинской помощи в рамках ТПГГ, который выполняют медицинские организации федеральной и частной формы собственности
для субъектов, в которых от 5% до 10% первичной медико-санитарной помощи по ТПГГ оказывается в медицинских организациях федеральной и частной формы собственности 0,98
для субъектов, в которых от 10% до 20% первичной медико-санитарной помощи по ТПГГ оказывается в медицинских организациях федеральной и частной формы собственности 0,95
4. Коэффициенты, учитывающие плотность населения субъекта Российской Федерации
для субъектов, имеющих низкую плотность населения (ниже, чем в целом по Российской Федерации) 1,05
для субъектов, имеющих высокую плотность населения (выше, чем в целом по Российской Федерации) 0,83
5. Коэффициенты, учитывающие наличие в субъекте Российской Федерации населенных пунктов отдаленных (более 300 км) от областного (муниципального) центра, где оказывается специализированная помощь
для субъектов, в которых от 30% до 50% населения проживает в отдаленных населенных пунктах 1,15
для субъектов, в которых более 50% населения проживает в отдаленных населенных пунктах 1,10
6. Коэффициенты, учитывающие уровень оказания медицинской помощи
для субъектов, в которых от 70% до 90% медицинской помощи, оказывается в медицинских организациях 1-го уровня 1,20
для субъектов, в которых от 50% до 70% медицинской помощи, оказывается в медицинских организациях 1-го уровня 1,10
1,74

Итоговый корректирующий коэффициент рекомендуется умножать на численность среднего медицинского персонала "по количеству мест" по каждому профилю оказания медицинской помощи. Для учета особенностей субъектов Российской Федерации целесообразно применение разработанных корректирующих коэффициентов к численности среднего медицинского персонала "по количеству мест". Если особенности субъекта Российской Федерации удовлетворяют описанному условию, то учитывается соответствующее значение коэффициента из "нормативное значение", если не удовлетворяют, то значение коэффициента равно 1. После заполнения всех строк может быть рассчитан итоговый корректирующий коэффициент для субъекта Российской Федерации. Величина итогового корректирующего коэффициента, как правило, рассчитывается индивидуально для каждого субъекта Российской Федерации.

6.7.2. Расчетная численность среднего медицинского персонала, участвующего в оказании медицинской помощи в условиях дневных стационаров может включать расчетные численности среднего медицинского персонала основных групп.

6.8. Потребность в среднем медицинском персонале может включать расчетное число среднего медицинского персонала "лечебной группы", "лечебно-диагностической группы" и "группы управления", занятого в оказании медицинской помощи населению в амбулаторных условиях, а также расчетное число среднего медицинского персонала, необходимого для оказания медицинской помощи в условиях дневных стационаров.

6.9. Для учета численности среднего медицинского персонала старше трудоспособного возраста (женщины от 55 лет и старше, мужчины от 60 лет и старше) рекомендуется применять коэффициент возрастной нагрузки.

Расчет потребности в среднем медицинском персонале с учетом возрастной нагрузки возможно определить по формуле:

НЧам = Чам * КВ,

НЧам - расчетный норматив численности среднего медицинского персонала, для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях;

Чам - расчетный норматив численности среднего медицинского персонала, для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях без учета коэффициента возрастной нагрузки;

КВ - коэффициент возрастной нагрузки.

КВ рекомендуется использовать для учета численности среднего медицинского персонала старше трудоспособного возраста. Если удельный вес среднего медицинского персонала старше трудоспособного возраста составляет менее 10% всех средних медицинских работников станции и/или отделения СМП, то коэффициент может быть равен 1; от 10% до 15% - 1,01; свыше 15% - 1,02.

6.10. Дефицит или профицит среднего медицинского персонала, оказывающего медицинскую помощь населению в амбулаторных условиях, в условиях дневных стационаров, может определяться как разница между расчетной и фактической численностью среднего медицинского персонала (абсолютное число).

7.1. Основой расчета необходимой численности среднего медицинского персонала, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, является обеспеченность койками на 10 тысяч населения.

Количество больничных коек (абсолютное число) рекомендуется рассчитывать по формуле:

ЧК = ОбК * ЧН / 1000,

ЧК - количество коек круглосуточного стационара;

ОбК - обеспеченность койками на 10 тысяч населения;

ЧН - численность населения.

7.2. Для определения численности среднего медицинского персонала, оказывающего медицинскую помощь в стационарных условиях, целесообразно провести перерасчет количества коек на одного работника среднего медицинского персонала согласно порядкам оказания медицинской помощи.

7.3. Для учета территориальных и других особенностей субъектов Российской Федерации к численности среднего медицинского персонала по количеству коек рекомендуется применять рекомендуемые корректирующие коэффициенты, которые выбираются из "Нормативное значение" исходя из территориальных особенностей субъектов Российской Федерации и числа госпитализаций на 1000 населения (уровень госпитализации):

Таблица N 4

Рекомендуемые корректирующие коэффициенты Нормативное значение
1. Коэффициенты, учитывающие расположение субъекта Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
для субъектов расположенных полностью в районах Крайнего Севера и приравненных к ним 1,05
для субъектов, в которых менее 50% населения проживает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним 1,03
2. Коэффициенты, учитывающие уровень госпитализации населения
для субъектов, в которых уровень госпитализации 195,5 на 1000 населения и выше 1,00
для субъектов, в которых уровень госпитализации от 176,0 до 185,7 на 1000 населения 0,94
для субъектов, в которых уровень госпитализации от 166,2 до 176,0 на 1000 населения 0,90
для субъектов, в которых уровень госпитализации менее 166,2 на 1000 населения 0,84
Итоговый корректирующий коэффициент 0,77

Общий итоговый корректирующий коэффициент рассчитывается автоматически и является индивидуальным для каждого субъекта Российской Федерации.

7.4. Потребность в среднем медицинском персонале "лечебной группы", оказывающем медицинскую помощь в стационарных условиях, включает расчетное число среднего медицинского персонала по количеству коек и "группы усиления" по каждому профилю стационарной помощи.

7.5. Расчет численности среднего медицинского персонала "лечебно-диагностической группы" и "группы управления", как правило проводится на основе метода соотношения с учетом укрупненных расчетных коэффициентов:

Таблица N 5

7.6. Основой расчета необходимой численности среднего медицинского персонала, в условиях дневных стационаров, может являться количество мест в дневных стационарах, полученное расчетным путем.

7.6.1. Расчетную численность среднего медицинского персонала по количеству мест дневного стационара целесообразно определять с учетом укрупненных расчетных коэффициентов соотношения среднего медицинского персонала.

7.6.2. Расчетная численность среднего медицинского персонала по количеству мест проводится с учетом рекомендуемых корректирующих коэффициентов:

Таблица N 6

Если особенности субъекта Российской Федерации удовлетворяют описанному условию, то в графу "для субъекта Российской Федерации" целесообразно ставить соответствующее значение коэффициента из "нормативное значение", если не удовлетворяют, то значение коэффициента может быть - 1. После заполнения всех строк предпочтительнее рассчитывать итоговый корректирующий коэффициент, который рассчитывается автоматически и может являться индивидуальным для каждого субъекта Российской Федерации.

7.6.3. Расчетная численность среднего медицинского персонала, участвующего в оказании медицинской помощи в условиях дневных стационаров включает расчетные численности среднего медицинского персонала основных групп.

7.7. Потребность в среднем медицинском персонале включает расчетное число среднего медицинского персонала "лечебной группы", "лечебно-диагностической группы" и "группы управления", занятого в оказании стационарной помощи населению, а также расчетное число среднего медицинского персонала, необходимого для оказания медицинской помощи в условиях дневных стационаров.

7.8. Для учета численности среднего медицинского персонала старше трудоспособного возраста (женщины от 55 лет и старше, мужчины от 60 лет и старше) рекомендуется применять коэффициент возрастной нагрузки.

Расчет потребности в среднем медицинском персонале с учетом возрастной нагрузки может проводиться по формуле:

НЧст = Чст * КВ,

НЧст - расчетный норматив численности среднего медицинского персонала, для оказания населению медицинской помощи в стационарных условиях;

Чст - расчетный норматив численности среднего медицинского персонала, для оказания населению медицинской помощи в стационарных условиях без учета коэффициента возрастной нагрузки;

КВ - коэффициент возрастной нагрузки.

КВ может учитывать численность среднего медицинского персонала старше трудоспособного возраста. Если удельный вес среднего медицинского персонала старше трудоспособного возраста составляет менее 10% всех средних медицинских работников, то коэффициент может быть равен 1; от 10% до 15% - 1,01; свыше 15% - 1,02.

7.9. Дефицит/профицит среднего медицинского персонала, оказывающего медицинскую помощь населению в стационарных условиях и условиях дневных стационаров, рекомендуется определять как разницу между расчетной и фактической численностью среднего медицинского персонала (абсолютное число).

8. Потребность в среднем медицинском персонале для оказания медицинской помощи населению в целом по субъекту Российской Федерации может включать расчетное число среднего медицинского персонала необходимого для оказания скорой медицинской помощи, медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях, условиях дневного стационара и рекомендуется рассчитывать по формуле:

НЧ = НЧсмп + НЧам + НЧст,

НЧсмп - нормативная численность среднего медицинского персонала для оказания скорой медицинской помощи;

НЧам - расчетный норматив численности среднего медицинского персонала для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях;

НЧст - расчетный норматив численности среднего медицинского персонала для оказания медицинской помощи в стационарных условиях.

8.1. Расчетный норматив численности среднего медицинского персонала на 10 тысяч населения (обеспеченность средним медицинским персоналом на 10 тысяч населения) рекомендуется проводить по формуле:

ОБНЧ = НЧ * 10 000 / численность населения субъекта Российской Федерации,

НЧ - нормативная численность среднего медицинского персонала (абсолютное число);

ОБНЧ - обеспеченность средним медицинским персоналом на 10 тысяч населения.

Обзор документа

Разработана методика расчета потребности в специалистах со средним профессиональным (медицинским) образованием.

Она предназначена для оказания методической помощи при текущем планировании, выявлении недостатка или избытка среднего медицинского персонала в медорганизациях, подведомственных региональным и местным властям.

Определены показатели, которые учитываются при определении потребности. В их числе - данные формы федерального статнаблюдения N 30 "Сведения о медицинской организации", обеспеченность врачебными кадрами, больничными койками, особенности оказания доврачебной медицинской помощи средним медперсоналом, наличие в регионе населенных пунктов, отдаленных от медорганизаций. Также можно учитывать территориальные особенности, возрастной состав среднего медицинского персонала, наличие в медицинских организациях структурных подразделений.

Используется условное разделение среднего медперсонала на группы с учетом их функциональных обязанностей.

1. Аналитический метод. Используется для оценки исходного и достигнутого уровней при сопоставлении плана и анализе его выполнения. С помощью аналитического метода определяется обеспеченность населения врачебным и средним медицинским персоналом, больничными койками; исчисляются объемные показатели медицинской помощи (процент госпитализации, среднее число посещений на одного жителя в год), анализируется функция больничной койки (оборот койки) и врачебной должности (среднее число посещений на одну врачебную должность в год).

2. Сравнительный метод - составная часть аналитического - дает возможность определить направление процессов развития. Аналитический и сравнительный методы используются для оценки различных показателей, например, заболеваемости, смертности и других, в пространстве и времени, т.е. при сопоставлении их с аналогичными показателями других территориальных зон или в динамике за ряд лет.

3. Балансовый метод. Применяется для обоснования правильных соотношений между планами развития здравоохранения в различных экономико-административных районах страны.

4. Экономико–математический метод.

5. Экспериментальный метод.

6. Нормативный метод применяется при составлении любого плана и основан на использовании соответствующих норм и нормативов медицинской помощи. Различают следующие группы основных нормативов в здравоохранении:

Нормативы обеспеченности потребности населения в медицинской помощи;

Нормативы кадрового обеспечения;

Нормативы использования труда медицинских работников (нагрузка);

Нормативы материального обеспечения;

Финансовые нормативы.

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ

АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ СЕТИ

Правильное планирование амбулаторно-поликлинической сети имеет большое значение в связи с тем, что эти учреждения обеспечивают медицинским обслуживанием большую часть населения, нуждающегося в лечении (примерно 80%).

Норматив потребности населения в амбулаторно-поликлинической помощи составляет 11,5 посещений на 1 жителя в год.

Расчет потребности населения в амбулаторно-поликлиническом обслуживании может выполняться по формуле (1):

П = А × Кп + Д + Пр

где П - число посещений населением врачей в амбулаторно-поликлинических учреждениях (на 1000 населения);

А - уровень заболеваемости (обращаемость на 1000 населения);

Кп - коэффициент повторности посещений с лечебной целью на 1 заболевание по данной специальности;

Д - число диспансерных посещений в связи с заболеваемостью;

Пр - число посещений по профилактическому обслуживанию.

Нормы нагрузки персонала учреждений здравоохранения, наряду с потребностью населения в медицинской помощи, являются основными показателями при планировании численности врачебных кадров. Главным понятием здесь является «врачебная должность». Под ней понимают определенный объем работы (нагрузка) врача за год, оказывающего помощь на дому и ведущего амбулаторный прием. По каждой отдельной специальности рассчитывается «функция врачебной должности» - плановая и фактически выполненная функция по итогам работы за прошедший год.

Плановая функция врачебной должности определяется числом посещений (в поликлинике на приеме, на дому и при профосмотрах), которое должно быть выполнено одной врачебной должностью определенной специальности в течение календарного года (2).

Ф = Б × С × Г

где Ф - функция одной врачебной должности данной специальности;

Б - нагрузка врача данной специальности на 1 час работы в поликлинике и на дому на разных видах работ;

С - число часов работы по приему, на профосмотрах и на дому;

Г - число рабочих дней в году.

Плановая функция врачебной должности используется при планировании числа врачебных должностей для амбулаторно-поликлинического обслуживания населения с целью определения потребности во врачебных должностях по отдельным специальностям (3).

где В - число врачебных должностей для амбулаторно-поликлинической помощи;

Л - нормативное число поликлинических посещений на 1 жителя в год (см. табл.1);

Н - численность населения планируемой территории;

Ф - функция врачебной должности.

Формула (3) устанавливает абсолютную потребность во врачебной должности определенной специальности амбулаторно-поликлинической сети.

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ СТАЦИОНАРНОЙ

ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

При планировании стационарной помощи определяется потребность населения в койках, а измерителем этой потребности считается число коек на 1000 обслуживаемого населения.

Т а б л и ц а 1 - Нормативы стационарной помощи населению

1. Уровень обращаемости населения за медицинской помощью в амбулаторно-поликлинические учреждения, в связи с заболеваниями на 1000 населения. Обращаемость населения за медицинской помощью отражает уровень заболеваемости.

2. Уровень госпитализации. Располагая данными об обращаемости можно определить нуждаемость больных в госпитализации, которая определяется в процентах к числу амбулаторно-поликлинических обращений.

3. Среднегодовая занятость койки. По установленным нормам больничная койка в году должна ориентировочно функционировать: в городе - 340 дней и в сельской местности - 310 дней. На этот показатель влияют такие факторы, как простой койки из-за смены больного, ремонт больницы, обработка палат. На это уходит 25―45 дней в году.

4. Среднее число дней пребывания больного на койке. Этот показатель установлен в среднем на уровне 11,8―12,5 дней и дифференцируется по профилям коек.

Потребность населения в больничных койках определяется по следующей формуле (4):

Где К - потребное число среднегодовых коек (искомая величина) на 1000 населения;

А - уровень обращаемости (заболеваемости) на 1000 населения;

П - показатель госпитализации на 100 обратившихся за медицинской помощью (процент отбора больных на койку);

Р - среднее число дней пребывания больного на койке;

Д - плановое число дней использования (занятости) койки в году.

Так определяется потребность в койках разного профиля с учетом дифференцированных показателей обращаемости и отбора на койку по каждой специальности. Заметим, что «число коек» является показателем мощности стационара.

Это осознанная объективная необходимость в

получении медицинских услуг и профилактическом

обслуживании, формируемая под влиянием условий

жизни в конкретных исторических рамках развития

общества.

В настоящих условиях потребность в здоровье

находится на первом месте.

Потребность населения в здоровье удовлетворяется

общественным здравоохр-ем и ведение ЗОЖ.

Факторы влияющие на потребность населения в МП:

1. Уровень заболеваемости населения.

2. Структура заболеваемости.

3. Структура населения, демографические особенности.

4. Социально-психические особенности населения.

5. Степень развития медицинской науки.

Спрос – обращаемость за медпомощью, подкрепле-

нная возможностью удовлетворить эти услуги;

это количество мед услуг, которые желают приоб-

рести пациенты за некоторый период по опреденной

Спрос на мед услуги всегда был, есть и будет.

Спрос – это вид рыночных отношений.

Есть спрос – есть предложение и наоборот.

Виды спроса:

1. Отрицательный спрос: это негативный спрос на

прививки, профосмотры.

2. Отсутствие спроса – на оздоровительные услуги.

3. Скрытый спрос – на услуги нетрадиционной

медицины.

4. Падающий спрос – на снижение посещаемости

врачей какой-то специальности.

5. Нерегулярный спрос – неритмичная нагрузка на

врачей поликлиники по сезонам года.

6. Полноценный спрос – полное и своевременное

удовлетворение потребности в мед услугах.

7. Чрезмерный спрос – переполненные отделения

в больницах, очереди к врачу.

8. Нерациональный спрос – на курение, алкоголь.

Предложение – количество мед услуг, которые

могут быть оказаны в определенный период

времени на данной территории данным ЛПУ.

Цена – денежное выражение стоимости услуги.

Цена мед услуг включает: расходы на оплату

труда медперсонала, полученная прибыль и

затраты на лечебно-диагностические услуги.

Маркетинг в здравоохр-и:
Э
то система принципов, методов и мер, базирую-

щихся на комплексном изучении спроса потреби-

теля (пациента) и целенаправленном формировании

предложения медицинских услуг производителем

(ЛПУ);это комплексный процесс планирования,

экономиического обоснования и управления

производством медицинских и фармацевтических

услуг и продуктов, ценовой политики в области

лечебно-профилактического процесса,

продвижения услуг и продуктов к потребителям,

а также управление их реализацией.

В основе маркетинга лежат следующие ключевые

понятия: нужда, потребность, желание, спрос,

продукт, обмен, рынок.

Ориентация на потребителя – основная сущность

маркетинга.

Для маркетинга в области медицины характерна

концепция социально-этического маркетинга, то есть

медицинская организация должна не только наиболее

полно и эффективно удовлетворять запросы потреби-

телей, но также поддерживать и улучшать здоровье

и благосостояние как отдельных граждан, так и

общества в целом.

Планирование в здравоохр-и.

Это одна из важнейших функций управления, задачей

которой является нахождение оптимальных соотноше-

ний между потребностью населения в ЛПП и возмож-

ностями ее удовлетворения на определенном этапе

развития общества.

План здравоохр-я – составная часть государственного

плана социально-экономического развития страны,

направленная на наиболее рациональное и эффективное

использование материальных, трудовых и финансовых

ресурсов на достижение результата.

Виды плана: Территориальные, отраслевой, текущие

(до 1 года), перспективные (до 5 лет), комплексные.

Принципы планирования:

1. Региональность планирования: осуществление

планирования на уровне региона, с учетом приоритетов

и первостепенных задач региона.

2. Научность планов: обоснованность показателей плана,

которые должны опираться на данные, характеризующие

тенденции заболеваемости и потребности населения в МП.

3. Реальность планов: выполнимость планов, основанная

на знании и балансе потребностей в МП и экономической

возможности региона.

4. Связь текущего и перспективного планирования.

5. Оптимальное сочетание отраслевого и территориального

планирования.

Методы планирования:

1. Аналитический: используется для сравнительной оценки

исходного и достигнутого уровня при составлении плана

и анализе его реализации; определяют обеспеченность

населения медперсоналом, больничными койками и др.

2. Сравнительный: дает возможность определить направ-

ление процессов развития (заболеваемость, смертность).

3. Балансовый: позволяет выявить диспропорции во время

выполнения плана (баланс подготовки кадров и рост ЛПУ).

4. Нормативный: применяется при составлении плана на

основе балансового метода; используются нормы и норма-

тивы потребности населения в МП, потребности в койках

по общему количеству и по специальностям, штатного

медперсонала, мед и спец оборудования, мягкого инвентаря,

мебели, хозяйственного оборудования, транспорта, числа

АПУ, процента госпитализации, сроков пребывания в

стационаре, числа лабораторных анализов.

5. Экономико-математический.

Основные разделы планирования в здравоохр-и:

1. Развитие сети учреждений здравоохр-я.

2. Потребность и подготовка медицинских кадров.

3. Инвестирование в строительство и оборудование ЛПУ.

4. Материально-техническое снабжение.

5. Финансирование (бюджет) всего здравоохр-я и его разделов.

Методы планирования медицинских коек:

Потребное число коек определяется по показателям работы

больничной койки, проценту отбора на стационарное лечение

и уровню заболеваемости.

К=А х Р х R/Д х 100 или Г/F; где К – потребное число коек

на 1000 жителей, A – уровень заболеваемости на 1000 жит,

Р – процент отбора на госпитализацию, R – средняя длитель-

ность пребывания на койке, Д- среднегодовая занятость койки,

Г – объем госпитализации, F – оборот (функция) койки.

Методы планирования врачебных должностей:

Потребность во врачебных должностях определяется по коли-

честву населения, заболеваемости населения в расчете на 1

жителя, функции врачебной должности.

В = Л х Н/Ф; где В – необходимое количество врачебных

должностей данной специальности, Л – норматив количества

посещения на 1 жителя в год, Ф (Б х С х Г) – функция врачеб-

ной должности, Н – среднегодовая численность населения.

Нормы и нормативы как основа планирования медицинской и профилактической помощи населению. Плановые показатели. Порядок составления и утверждения планов на различных уровнях управления. Контроль за выполнением планов.

Планирование здравоохранения. Основные принципы планирования. Виды и методы планирования. Экономические методы планирования деятельности организации здравоохранения. Бизнес-планирование в здравоохранении.

План здравоохранения - это составная часть государственного плана экономического и социального развития страны. Он направлен на наиболее рациональное и эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов здравоохранения. В рыночных отношениях планирование теряет централизованные функции и приобретает рекомендательный характер.

План здравоохранения состоит из следующих основных разделов:

1. сеть медицинских учреждений

2. потребность в подготовке кадров для учреждений здравоохранения

3. капитальное строительство

4. материально-техническое обеспечение учреждений здравоохранения

5. бюджет здравоохранения.

Планирование - разработка количественных и качественных показателей в области ЗО, направленных на удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи; сложный динамический процесс, в котором можно выделить 4 этапа:

Обоснование плана

Составление плана и его утверждение

Контроль за выполнением плановых показателей

Оценка эффективности запланированных мероприятий.

Планирование здравоохранения - это обоснование и разработка потребности населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании в соответствии с возможностями их удовлетворения.

Цель планирования ЗО : удовлетворение потребности населения в медицинской помощи, снижение уровней заболеваемости, смертности, инвалидности, увеличение трудовой активности.

Задачи ПЗО:

1. Обеспечить пропорциональное развитие всех видов медицинской помощи

2.Устранить диспропорции в обеспечении населения ресурсами (кадровыми, материально-техническими и др.)

3. Усовершенствовать формы и методы управления.

Значение ПЗО : 1. является способом достижения цели, т.к. планирование- одна из функций управления (кроме него, функции управления: организация, руководство, контроль); 2. обеспечивает рациональное распределение и использование ресурсов; 3. обеспечивает деятельность учреждений ЗО и всей системы ЗО в целом.

Основные принципы планирования ЗО:

1.обеспечение социальных гарантий населения в получении необходимой медицинской помощи

2.научность - плановые показатели основаны на достижениях науки и передового практического опыта



3.реальность - возможность выполнения плановых показателей

4. единство текущего и перспективного планирования

5. сочетание территориального и отраслевого планирования

6. экономическая эффективность

7. выбор приоритетов (здоровье женщин и детей, первичная медико-санитарная помощь)

8. открытость - плановые задания необходимо четко довести до исполнителя

9. преемственность - по уровням ЗО и др.

План - перечень количественных и качественных показателей имероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья населения и составляемый на определенный промежуток времени.

Виды планов:

1. По времени:

Долгосрочные (5 и более лет): перспективные и стратегические (Концепция развития здравоохранения РБ)

Среднесрочные (менее 5 лет): текущие и тактические

Краткосрочные

2. По отрасли

3. По территории действия : республиканские, областные, городские, районные

4. По функциональному назначению : план деятельности, план социально-экономического развития, бизнес-план, комплексный план, финансовый план (смета), территориальная программа государственных гарантий по медицинскому обслуживанию населения.

Методы планирования:

1.Аналитический метод - используется для оценки исходного и достигнутого уровней при сопоставлении плана и анализе его выполнения. С помощью аналитического метода планируется:

Обеспеченность населения врачебным и средним медицинским персоналом, больничными койками

Показатели объема медицинской помощи (процент госпитализаций, среднее число посещений на одного жителя в год)

Функция врачебной должности

Функция больничной койки (оборот койки).

2. Сравнительный метод - составная часть аналитического, дает возможность определить направление процессов развития, оценить различные показатели (заболеваемость, смертность и др.)в динамике в пространстве (при сопоставлении их с аналогичными показателями других административных территорий) и во времени (при сопоставлении их за ряд лет).

3. Балансовый метод - обеспечивает пропорциональность развития ЗО между реальными возможностями и плановыми показателями, позволяет вскрыть намечающиеся диспропорции во время выполнения плана; используется при составлении межотраслевых балансов (балансов подготовки кадров и роста сети больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений и др.).

4. Экономико-математический метод - применяется при необходимости научно обосновать оптимальные варианты плана, наиболее часто используют линейное программирование, теорию массового обслуживания и метод статистических испытаний.

5.Нормативный метод - основа при планировании государственной системы ЗО, его основа - использование норм и нормативов, утвержденных Министерством здравоохранения; применяется при составлении любого плана, основанного на использовании балансового метода, т.е. во всех случаях, когда необходимо обеспечить пропорциональность развития. Данный метод также широко применяется при разработке и исполнении бюджета и сметы учреждений ЗО.

6. Метод экстраполяции - применяется для выявления тенденции изменения показателей заболеваемости по отдельным нозологическим формам, рождаемости, смертности и др. в последующие годы.

Планирование деятельности организаций ЗО заключается в следующем:

1. Определение целей, функций ЛПУ и показателей, выполнение которых способствует достижению этих целей. Это комплексные показатели качества и результативности работы учреждения.

2. Определение видов и объемов медицинской помощи с учетом уровня заболеваемости и половозрастной структуры обслуживаемого населения.

3. Определение потребности в финансовых и материальных ресурсах на основании расчета соответствующих нормативов.

4. Прогнозирование максимальных итоговых показателей деятельности с учетом освоения плановых ассигнований по бюджету и прибыли, получаемой от приносящей доходы деятельности.

Коммерциализация здравоохранения, выражающаяся в увеличении объема платных медицинских услуг, развитии частной медицинской практики ведет к усилению роли бизнес-планирования деятельности организации ЗО.

Норма - количественный показатель состояния окружающей среды, лечебно-профилактической помощи, деятельности медицинских организаций в конкретных организационно-технических условиях.

Норматив - расчетный показатель, который характеризует совокупность средств, необходимых для достижения установленной нормы при определенных организационно-технических условиях.

Нормы и нормативы могут быть:

1. Социальными - направлены на удовлетворение потребности населения в медицинской помощи (обеспеченность врачами общей практики - 1 врач на 1200 жителей, койками - 9 коек на 1000жителей, аптеками - 1 аптека на 8000 жителей и др.) и

Экономическими - направлены на обеспечение финансовой и хозяйственной деятельности ЛПУ (бюджетные расходы на ЗО - 2771673 рубля на 1 жителя РБ на 2013 год).

2. Минимальными - отражают уровень необходимой на данном этапе социально-экономического развития потребности ЗО в ресурсах, ниже которого происходит нарушение нормального процесса функционирования системы ЗО (нормативы потребности в медицинской помощи, удельных капитальных вложений в развитие отрасли) и

Рациональными - ориентированы на полное удовлетворение потребностей населения и отрасли (нормативы по врачебным кадрам и среднему медперсоналу).

3. Комплексными - характеризуют социально-экономические аспекты управления и обеспечения населения медицинской помощью и

Частными - характеризуют отдельные стороны протекающих процессов.

В ЗО действуют нормы и нормативы:

По сфере применения: местные и отраслевые

По сроку действия: временные и условно-постоянные

По способу построения: единые и типовые

По методу обоснования: научно-обоснованные, статистические, опытные, усредненные

По единице измерения: нормы времени, нормы нагрузки, обслуживания, численности персонала, материальных затрат и т.п.

Нормы и нормативы в ЗО можно объединить в 4 группы:

1. оказания медицинских услуг (нормативы труда, нормативы развития сети организаций, нормативы стоимости медицинских услуг)

2. потребления (нормативы заработной платы, нормативы финансирования ЗО)

3. развития отрасли (потребность отрасли в специалистах)

4. санитарно-гигиенические (предельные нормы содержания веществ в почве и воздухе).

Основные принципы разработки норм и нормативов:

Использовать оценку населением степени удовлетворения потребностей в услугах системы ЗО;

Принимать во внимание общественное мнение по ключевым вопросам развития ЗО

Учитывать при разработке норм и нормативов рекомендации ВОЗ и уровень удовлетворения потребностей в медицинской помощи в развитых странах

Разрабатывать нормы и нормативы не только для страны в целом, но и по регионам с учетом уровня оказания медицинской помощи, потребления мед. услуг по половозрастным и профессиональным группам населения.

Порядок составления плана ЛПУ:

1. Формирование группы планирования (главный врач, его заместители, ведущие специалисты, экономисты и др.) на основании приказа главного врача ЛПУ. Группа планирования должна обеспечить разработку качественного и своевременного проекта плана.

2. Обсуждение проекта плана у главного врача ЛПУ, согласование плана и вынесение на обсуждение трудового коллектива.

3. Утверждение плана, после чего он становится документом, обязательным для исполнения всеми должностными лицами.

4. Контроль за исполнением плана и оценка эффективности запланированных мероприятий.

Основные показатели плана:

Планирование штатного расписания;

Обеспеченность больничными койками;

Функция врачебной должности;

Показатель планового числа дней работы койки в году;

Показатель охвата населения профилактическими осмотрами;

Оборот койки;

Средняя длительность пребывания больного в стационаре;

Обеспеченность населения амбулаторно-поликлинической помощью и др.

Использование коечного фонда характеризуется следующими показателями:

Среднее число дней работы койки в году

Среднее время простоя койки

Средняя длительность пребывания больного в стационаре

Функция койки (оборот)

Средняя стоимость 1 койко-дня

Средняя стоимость лечения 1 больного

I I. Определение потребности в амбулаторной помощи.

Врачебная должность – определенный объем работы врача, регламентированный нормами нагрузки, установленными МЗ.

Функция врачебной должности - плановое число посещений, которое должно быть выполнено одной врачебной должностью определенной специальности в течение календарного года.

Функция врачебной должности обусловлена 3 элементами:

1) Б – норма нагрузки врача на 1 ч приема в поликлинике, при профилактических осмотрах в выделенные дни и часы и по обслуживанию на дому (число посещений на 1 ч работы)

2) С – число работы по графику на приеме, на профилактических осмотрах и по обслуживанию на дому

3) Г – число рабочих дней в году

Где ФВД – функция врачебной должности

Определение ФВД проводится раздельно для врачей различных специальностей, имеющих различные нормы нагрузки на 1 час приема и графики работы. Зная ФВД, можно рассчитать потребность во врачебных должностях вообще и по данной специальности в частности: , где В – необходимое количество врачебных должностей, Л – норма поликлинических посещений на 1 жителя в год, Н – численность населения планируемой территории.

Контроль за выполнением плана - может быть:

а) количественный – за использованием койки, нагрузка врачей на приеме, число отпущенный процедур и др. показатели.

б) качественный - своевременность и полнота обследования, своевременность и качество диагностики, лечения, консультативных осмотров, средние сроки пребывания

в) календарный - за сроками выполнения плановых мероприятий.

Различают также: Предварительный (правильность или целесообразность включения того или иного мероприятия в план), Текущий (сопровождает оперативную деятельность исполнителей и позволяет выявить достижения и недостатки в процессе реализации мероприятий, добиваясь своевременности их исполнений) и Последующий (позволяет проверить окончательное выполнение планируемых мероприятий и оценить их эффективность) контроли.

При обосновании плана необходимо определить предполагаемую Эффективность , а позже – фактическую (медицинская, социальная, экономическая) от внедрения каждого мероприятия. Если невозможно определить эффективность, необходимо указать, какие положительные изменения ожидаются при выполнении пункта плана.

Правильное планирование амбулаторно-поликлинической сети имеет большое значение в связи с тем, что эти учреждения обеспечивают медицинским обслуживанием большую часть населения, нуждающегося в лечении (примерно 80%).

Норматив потребности населения в амбулаторно-поликлинической помощи составляет 11,5 посещений на 1 жителя в год.

Расчет потребности населения в амбулаторно-поликлиническом обслуживании может выполняться по формуле (1):

П = А × Кп + Д + Пр

где П - число посещений населением врачей в амбулаторно-поликлинических учреждениях (на 1000 населения);

А - уровень заболеваемости (обращаемость на 1000 населения);

Кп - коэффициент повторности посещений с лечебной целью на 1 заболевание по данной специальности;

Д - число диспансерных посещений в связи с заболеваемостью;

Пр - число посещений по профилактическому обслуживанию.

Нормы нагрузки персонала учреждений здравоохранения, наряду с потребностью населения в медицинской помощи, являются основными показателями при планировании численности врачебных кадров. Главным понятием здесь является «врачебная должность». Под ней понимают определенный объем работы (нагрузка) врача за год, оказывающего помощь на дому и ведущего амбулаторный прием. По каждой отдельной специальности рассчитывается «функция врачебной должности» - плановая и фактически выполненная функция по итогам работы за прошедший год.

Плановая функция врачебной должности определяется числом посещений (в поликлинике на приеме, на дому и при профосмотрах), которое должно быть выполнено одной врачебной должностью определенной специальности в течение календарного года (2).

Ф = Б × С × Г

где Ф - функция одной врачебной должности данной специальности;

Б - нагрузка врача данной специальности на 1 час работы в поликлинике и на дому на разных видах работ;

С - число часов работы по приему, на профосмотрах и на дому;

Г - число рабочих дней в году.

Плановая функция врачебной должности используется при планировании числа врачебных должностей для амбулаторно-поликлинического обслуживания населения с целью определения потребности во врачебных должностях по отдельным специальностям (3).

где В - число врачебных должностей для амбулаторно-поликлинической помощи;

Л - нормативное число поликлинических посещений на 1 жителя в год (см. табл.1);

Н - численность населения планируемой территории;

Ф - функция врачебной должности.

Формула (3) устанавливает абсолютную потребность во врачебной должности определенной специальности амбулаторно-поликлинической сети.

Методика планирования стационарной помощи населению

При планировании стационарной помощи определяется потребность населения в койках, а измерителем этой потребности считается число коек на 1000 обслуживаемого населения.

Т а б л и ц а 1 - Нормативы стационарной помощи населению

1. Уровень обращаемости населения за медицинской помощью в амбулаторно-поликлинические учреждения, в связи с заболеваниями на 1000 населения. Обращаемость населения за медицинской помощью отражает уровень заболеваемости.

2. Уровень госпитализации. Располагая данными об обращаемости можно определить нуждаемость больных в госпитализации, которая определяется в процентах к числу амбулаторно-поликлинических обращений.

3. Среднегодовая занятость койки. По установленным нормам больничная койка в году должна ориентировочно функционировать: в городе - 340 дней и в сельской местности - 310 дней. На этот показатель влияют такие факторы, как простой койки из-за смены больного, ремонт больницы, обработка палат. На это уходит 25―45 дней в году.

4. Среднее число дней пребывания больного на койке. Этот показатель установлен в среднем на уровне 11,8―12,5 дней и дифференцируется по профилям коек.

Потребность населения в больничных койках определяется по следующей формуле (4):

Где К - потребное число среднегодовых коек (искомая величина) на 1000 населения;

А - уровень обращаемости (заболеваемости) на 1000 населения;

П - показатель госпитализации на 100 обратившихся за медицинской помощью (процент отбора больных на койку);

Р - среднее число дней пребывания больного на койке;

Д - плановое число дней использования (занятости) койки в году.

Так определяется потребность в койках разного профиля с учетом дифференцированных показателей обращаемости и отбора на койку по каждой специальности. Заметим, что «число коек» является показателем мощности стационара.

Расчет потребности во врачебных кадрах ведется следующим образом (5):

Число врачей для стационара = Число коек в стационаре__

Число коек на одного врача