Презентация - возможности применения икт на уроках технологии. Презентация "использование информационно- коммуникационных технологий" Презентация по использованию икт на уроках

Применение ИКТ – технологий на уроках математики Подготовила учитель первой категории МОУ СОШ № 8 города Аткарска, Саратовской области Коныхова Ольга Анатольевна АКТУАЛЬНОСТЬ Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации общества – информатизация образования , т.е. внедрение новых информационных технологий в систему образования. Главная задача образования в современных условиях– формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного приобретения знания, поиска, отбора нужной информации, её анализа, представления и передачи, что является составляющими частями информационной компетентности ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА Повышение эффективности обучения математике в условиях общеобразовательной школы через использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) «Детская природа требует наглядности» К.Д. Ушинский

ИКТ реализуют один из важнейших принципов обучения – наглядность.

ПРИМЕНЕНИE ИКТ

Наглядность средств обучения решает целый комплекс современных дидактических, методических, психологических и педагогических вопросов. Наглядность средств обучения решает целый комплекс современных дидактических, методических, психологических и педагогических вопросов. Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия учащихся: зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

ПРИМЕНЕНИE ИКТ

Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека, так в памяти человека остается: Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека, так в памяти человека остается:

  • 1/4 часть услышанного материала,
  • 1/3 часть увиденного,
  • 1/2 часть увиденного и услышанного,
  • 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.

ПРИМЕНЕНИE ИКТ

Зрение и слух самые мощные и эффективные каналы передачи и приема информации. Зрение и слух самые мощные и эффективные каналы передачи и приема информации. И чем разнообразнее будет представление информации, тем эффективнее будет процесс усвоения. И эту информацию можно разнообразить с помощью ИКТ.

ПРИМЕНЕНИE ИКТ

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает усвоении учебного материала . Учащиеся Родители Учитель

ИКТ повышают интерес к изучению предмета, делают процесс познания привлекательным. Использование компьютера даёт возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с другими, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. Даёт возможность участвовать в различных конкурсах, проектах

ИКТ дают уверенность в том, что их дети развиваются гармонично, получают качественное образование, соответствующее требованиям времени. Повышают уважение к учительскому труду. Изменяют взаимоотношения с собственными детьми в лучшую сторону: родители прислушиваются к своему ребёнку, ценя его знания и умения

Решая новые методические задачи, углубляя знания по предмету, повышает свой профессиональный уровень. Повышается авторитет среди учащихся, коллег, родителей

ПЛЮСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ

Система работы с ИКТ в настоящий момент включает: Система работы с ИКТ в настоящий момент включает:

  • работа в сети Интернет (включая привлечение учащихся к поиску фактических материалов в сети Интернет для мини-исследований и творческих заданий);
  • презентации по различным темам,
  • компьютерное тестирование (электронные тесты, лабораторные работы);
  • электронные учебники, программные продукты, тренажеры.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Работа в сети Интернет

Множество методических новинок, большая медиатека, видео-лекции, занимательные математические факты, истории из жизни математиков помогают ученикам окунуться в удивительный и увлекательный мир математики

Работа в сети Интернет

  • http://www.math.ru – Математика и образование
  • http://www.allmath.ru – Вся математика в одном месте
  • http://www.bymath.net – Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа
  • http://tasks.ceemat.ru – Задачник для подготовки к олимпиадам по математике
  • http://www.math-on-line.com – Занимательная математика школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)
  • http://www.zaba.ru – Математические олимпиады и олимпиадные задачи
  • http://www.neive.by.ru – Геометрический портал
  • http://zadachi.mccme.ru – Задачи по геометрии: информационно-поисковая система
  • http://graphfunk.narod.ru – Графики функций
  • http://math.ournet.md – Виртуальная школа юного математика
  • http://www. exponenta.ru – Образовательный математический сайт
  • http://www.problems.ru –Интернет-проект «Задачи»
  • http:// www.school.еdu.ru – Российский образовательный портал
  • http:// www.school.msu.ru – Учебно-консультационный сайт для учащихся и преподавателей средних школ
Мультимедийные презентации уроков Основные преимущества презентаций – наглядность, компактность и интерактивность преподнесения материала. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Другим немаловажным обстоятельством является то, что она не требует большого числа компьютеров. Достаточно одного компьютера, чтобы начать работать по этой технологии. Компьютерное тестирование В учебном процессе тестирование, в той или иной форме, используется давно. В традиционной форме тестирование – это чрезвычайно трудоемкий процесс. Использование ИКТ делает процесс тестирования настолько технологичным, что это стало неотъемлемым элементом процесса обучения. мультимедийные диски фирмы «1С», « Физикон», «Дрофа», «Кирилл и Мефодий»

На уроках

при изложении нового материала

для самостоятельной работы учащихся

при повторении

при подготовке к ЕГЭ и ГИА

Во внеклассной работе

для контроля знаний

При выполнении домашней работы

при закреплении

ЭТАПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ

ЧТО СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ИКТ ИКТ – это не единственное средство обучения, однако правильное и разумное их применение в сочетании с другими средствами способно повысить мотивацию, и, как следствие, качество обучения. Не следует опираться только на возможности компьютера, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде "бумажной копии". ЧТО СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ИКТ Проведение урока с использованием ИКТ требует от учителя наличие навыков владения компьютером и мультимедийной техникой, огромной подготовительной работы, занимающей длительное время. Но вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков и практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство учителя . И лучшей наградой служит возрастающий интерес учащихся к предмету, радостное ожидание ими каждого следующего урока, их желание помочь учителю подготовить очередной урок с применением ИКТ.

  • МАМУЛЬКА, Тут приводи свои диаграммки)
В настоящее время использование ИКТ является необходимым средством, служащим для построения занятий. Внедрение ИКТ в образовательный процесс стимулирует познавательный интерес к математике, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения, повышению качества образования. В настоящее время использование ИКТ является необходимым средством, служащим для построения занятий. Внедрение ИКТ в образовательный процесс стимулирует познавательный интерес к математике, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения, повышению качества образования.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Спасибо за внимание

Слайд 1

Возможности применения ИКТ на уроках технологии
Учитель технологии: Павлова Светлана Фёдоровна МБОУ гимназия №1
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев… В. А. Сухомлинский

Слайд 2

Цель: повышение эффективности образовательного процесса
Задачи Обеспечение доступности качественного образования учащимся. Расширение возможностей индивидуализации учебного процесса. Активизация самостоятельности и творческой активности каждого ученика. Повышение уровня наглядности учебного материала. Инициирование профессионального творчества учителя, повышение педагогической деятельности через расширение возможностей применения современных технологий.

Слайд 3

Специфика предмета «технология»
Аккумулирует знания из смежных наук, распредмечивает образовательный процесс, является интегрирующим компонентом общего среднего образования.

Слайд 4

Направления применения ИТ на уроках технологии
Создание банка справочных материалов, способное в короткое время выдать учителю или ученику нужную информацию по интересующему вопросу. Динамическое средство наглядности, позволяющее воспроизвести различные процессы, явления, объекты труда. Средство управления учением через передачу в определённой логике порций информации, заданий, вопросов в темпе, который удобен конкретному ученику. Средство объективного текущего и итогового контроля знаний учеников. Средство организации игровых ситуаций, стимулирующее познавательный и практический интерес. Средство, способствующее научной организации труда учителя и ученика.

Слайд 5

При объяснении нового материала и проведении практических работ по разным разделам программы «Технология» можно использовать компьютерные программы: Word, Paint, Excel, PowerPoint, Adobe Photoshop, Publisher

Слайд 6

ИТ – средство наглядности
Урок в 9В классе по ручному вязанию на тему: «Экология в семье: использование отходов пряжи и ниток»

Слайд 7

Применение созданных с помощью программы Power Point презентаций учебного курса по различным разделам программы
Основной инструмент для вязания – спицы По качеству различают пластмассовые, металлические, костяные, бамбуковые, деревянные спицы.
круговые
заострённые с одного конца и двух концов
прямые
Спицы бывают

Слайд 8

Средство наглядности, позволяющее воспроизвести различные процессы при изготовлении швейных изделий
Этапы изготовления изделия Снятие мерок Разработка конструкций и выкройки (моделирование)

Слайд 9

Средство наглядности при изучении НРК
Изучение национальной культуры даёт возможность воспитывать у школьников уважение к традиционному укладу жизни, быту, обычаям русского народа, а также коренного населения Кольского края – саамского народа, стремление сохранить то ценное, что живёт в памяти народа.

Слайд 10

Сотни лет на русской земле мастерицы пекли сказочное печенье. Маленькой приметой северного края стали «козули». Это мелкие фигурки животных, которые было принято делать из ржаного теста.
Поморские козули Поморы говаривают: «Без козули и праздник не в праздник»

Слайд 11

Передник в русском национальном костюме
Самой декоративной, богато украшенной частью и северного, и южного женского русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.

Слайд 12

Группы вышивки
К первой относятся вышивки, выполняемые по счёту нитей ткани и поэтому тесно связанные с её структурой. К счётным верховым вышивкам относятся также крест, косая гладь и др. Вторую группу традиционных русских вышивок составляют те их виды, швы которых не зависят от структуры ткани - тамбур, «гладь по рисовке»(свободная гладь), владимирская гладь и швы, используемые в золотом шитье.

Слайд 13

Поэзия ремёсел народов Севера
Саамские национальные традиции

Слайд 14

Электронные таблицы Excel можно применить для создания схем и рисунков для вышивки крестом
Легко создавать орнаменты. Нужно выполнить один раппорт, скопировать его и вставить несколько раз. Получится нужная полоса. При раскрашивании можно получить несколько вариантов цветовых сочетаний одного и того же орнамента.

Слайд 15

Практическая работа: составление узоров из треугольников
2. Составление узора (выкладывание)‏ Итог: ваша фантазия
Графический редактор Paint можно использовать при создании схем для лоскутной мозайки

Поиск информации для получения знаний по различным темам уроков, так и по межпредметным связям. Поиск и получение необходимой информации при разработке и выполнении проекта. Возможность реализации результатов своей деятельности посредством ознакомления с ней большого числа людей. Поиск и получение в сети информации для выбора учащимися будущей профессии. Формирование элементов информационно-технологической культуры при ознакомлении с международным опытом подачи информации и используемыми новыми технологиями.

Слайд 19

Экзаменационные проекты выпускников
Декоративная наволочка
Вышивка бисером
Комплект для кухни
Детский вязаный комплект

В деятельности современного учителя, направленной на обеспечение качества образования, можно выделить три основных компонента:

  1. содержательный (чему учить?), включающий отбор содержания, освоение новых образовательных программ, участие в проектах различных уровней;
  2. деятельностный (как учить?), включающий внедрение современных образовательных технологий, в т.ч. ИКТ;
  3. процессуальный (как организовать педагогическое взаимодействие?), включающий определение условий и путей достижения педагогических целей.

Главным содержательным компонентом в современной школе является информатизация как процесс создания условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждения образования, что должно обеспечить достижение большинством учащихся образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни .

Внедрение средств ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с информационно-техническим оснащением образовательного учреждения. В состав школьной информационной среды могут входить:

  • компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть с выходом в Интернет, оргтехникой, необходимым программным обеспечением;
  • учебные классы, оснащенные одним персональным компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской;
  • рабочие места школьной администрации с подключением к Интернет и необходимым программным обеспечением;
  • медиатека, обеспечивающая доступ к различным информационным ресурсам.

Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении учебного занятия могут быть использованы:

  • офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своего предмета и организовывать проектную деятельность учащихся;
  • образовательные ресурсы сети Интернет;
  • электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся.

ЭОР – учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся с помощью компьютера.

Классификация ЭОР:

  1. Первый уровень – текстографические ЭОР, отличаются от обычных книг только способом предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Такие ресурсы очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
  2. Второй уровень – текстографические ЭОР, имеющие навигацию по тексту (гипертекст).
  3. Третий уровень – ЭОР, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.
  4. Четвёртый уровень – мультимедийные ЭОР, обеспечивающие возможность одновременного использования текста, графики, фото, видео, анимации и звука.
  5. Пятый уровень – ЭОР нового поколения, которые представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), - интерактивные сетевые авторские продукты, размещённые на сайтах Интернет для свободного доступа .

Современный учитель должен хорошо владеть как компьютерной техникой, так и информационными технологиями. В настоящее время существует несколько различных возможностей для повышения компьютерной грамотности: курсы повышения квалификации за пределами школы, внутришкольные компьютерные курсы, взаимообучение и самообразование. Освоение учителем ИКТ осуществляется в несколько этапов:

Знакомство – освоение общих приёмов использования ИКТ; использование – применение готовых электронных образовательных ресурсов для решения отдельных задач; интеграция – изменение технологии преподавания за счет применения ИКТ; преобразование – изменение содержание образования, разработка собственных электронных образовательных ресурсов .

Развитие информационной компетентности педагогов является одним из условий внедрения в образовательную практику учреждения современных образовательных технологий, прежде всего ИКТ и проектной технологии, которые способствуют:

  • развитию информационной компетентности учащихся;
  • реализации межпредметных связей как при изучении ИКТ на информационной базе других предметов, так и при использовании ИКТ на предметных уроках;
  • развитию учебной мотивации;
  • активизации познавательной деятельности учащихся;
  • развитию способности к самостоятельной работе;
  • развитию навыков работы в коллективе;
  • развитию коммуникативных навыков;
  • корректировке самооценки учащихся;
  • укреплению веры ученика в свои силы;
  • развитию оценочных умений и др.

Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.

Методы использования ИКТ на уроке достаточно разнообразны и могут быть реализованы как:

  • представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации, видеофрагменты, звукозаписи, презентации и др.);
  • изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла);
  • организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, формирования навыков самостоятельной творческой деятельности, развития презентативных умений и навыков;
  • использование электронного оборудования при постановке естественнонаучных экспериментов, обработка результатов эксперимента и подготовка отчёта;
  • решение тренировочных, творческих, исследовательских задач;
  • формирование навыков информационно-поисковой деятельности;
  • осуществление объективного и оперативного оценивания и др.

Варианты использования ИКТ на различных этапах уроках

Тип урока

Варианты использования ИКТ на различных этапах урока

Урок усвоения новых знаний

Информационный ввод: электронная презентация, использование ЭОР (аудио и видеофрагменты)
Закрепление: работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами

Урок усвоения навыков и умений -компьютерная лабораторная работа

Вводная беседа: презентация или использование ЭОР (видеофрагменты)
Допуск к работе: тестовый контроль
Практическая работа: виртуальная лабораторная работа с использованием специальных программных средств или моделирование в среде MS Excel

Урок усвоения навыков и умений – исследовательская работа

Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации

Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) – виртуальная экскурсия

Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д.
Сбор информации и разработка виртуальной экскурсии

Урок обобщения, систематизации

Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот).

Урок контроля и коррекции

Тестовые программы, электронные дидактические материалы.

При большой наполняемости классов и недостаточном количестве компьютерной техники организация урока с использованием ИКТ может быть проблематичной. Исходя из технического обеспечения школы, организационной формой урока с использованием ИКТ может быть:

  • фронтальная работа в учебном классе с использованием одного персонального компьютера и проектора (или интерактивной доски) для компьютерных демонстраций и иллюстраций изучаемого материала, представления результатов проектной деятельности;
  • индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе на 10-12 рабочих мест для организации лабораторных, творческих, контрольных и других самостоятельных работ.

Форма организации работы учащихся на конкретном уроке с использованием ИКТ определяется количеством рабочих мест в компьютерном классе, уровнем технологической подготовки учащихся, содержанием учебного материала, целями и задачами урока.

  1. Каждый учащийся за индивидуальным компьютером (возможно при малой наполняемости класса или делении класса на подгруппы) – оптимальный вариант.
  2. Индивидуальная домашняя работа учащегося с предоставлением отчёта в электронном виде (возможно при большой наполняемости класса, наличии домашних компьютеров и высокой учебной мотивации учащихся) – допустимый вариант.
  3. Парная работа за компьютерами с распределением обязанностей в паре (возможно при количестве учащихся, не более чем в два раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самооценки) – допустимый вариант для слабого класса.
  4. Сменная работа за компьютером 2-3 групп учащихся (возможно при количестве учащихся, в 2-3 раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самостоятельной работы у большей части учащихся) – оптимально при большой наполняемости класса.

Сменная работа является одной из самых эффективных и сложных, т.к. требует от учителя практических навыков одновременного сопровождения разных видов деятельности. Возможный вариант организации такой работы представлен в таблице:

«сильная» группа

«средняя» группа

«слабая» группа

1. Постановка цели урока - 2 минуты

2. Работа за компьютером - 10-12 минут

2. Работа с учебником - 10-12 минут

2. Работа с учителем - 10-12 минут

3. Работа с учебником - 10-12 минут

3. Работа с компьютером - 10-12 минут

3. Работа с учебником и тетрадью - 10-12 минут

4. Решение задач - 10 - 20 минут

4. Работа с компьютером - 10 - 20 минут

5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут

При такой форме организации работы урок состоит из пяти этапов, первый и пятый этап являются фронтальными, второй этап начинается для всех одновременно, на 2-4 этапах учащиеся имеют возможность продвигаться в индивидуальном темпе, учитель большее внимание уделяет «средним» и «слабым» учащимся, «сильные» работают самостоятельно. Состав групп может быть сменным, в «сильную» группу желательно включать учащихся с высоким уровнем технологической подготовки, тогда для учащихся из средней и слабой групп останется больше компьютерного времени, при этом учащиеся «слабой» группы могут работать за компьютером в паре. При правильной организации такой работы выигрывают все: «сильные» имеют возможность для дальнейшего продвижения, «средние» подтягиваются до уровня «сильных», «слабые» подтягиваются до уровня «средних».

Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований: правильное определение дидактической роли и места ЭОР на уроке; использование продуманных организационных форм урока; рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером.

При подготовке к уроку или внеклассному занятию с использованием ИКТ учитель следует алгоритму :

  1. Изучить программу и требования Государственного стандарта, сформулировать цели и задачи урока.
  2. Изучить материал учебника и дополнительных пособий.
  3. Оценить технические возможности (наличие оборудования, режим работы кабинета информатики и т.п.).
  4. Подобрать имеющиеся ЭОР в соответствии с целями и задачами урока.
  5. При необходимости самостоятельно разработать недостающие ЭОР, привлечь для этого специалистов, учащихся.
  6. До урока просмотреть и прослушать весь отобранный материал, сделать хронометраж и составить сценарий урока.

Используя ИКТ на уроке, учитель должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом.

Литература

  1. НФПК ИСО (электронный ресурс)
  2. Электронные образовательные ресурсы нового поколения. – Федеральное агентство по образованию (электронный ресурс СБППО) .
  3. Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе. – Волгоград.: Учитель, 2007.
  4. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. – Москва.: Бином, 2005.

Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи мне и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне попробовать, и я научусь».

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока

в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

2. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

3. Как информационно-обучающее пособие.

4. Для контроля учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на современном уроке

Выступление на педсовете

«Личность педагога в современной школе»

Евсеева Н.Е.

30.03.2012г.

Слайд 1.

В современных условиях перехода на новый ФГОС и реализации основных направлений инициативы «Наша новая школа» огромную роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения играет потенциал педагога .

Слайд 2.

Виссарион Григорьевич Белинский очень давно сказал: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Мне кажется, эти слова можно отнести к современному учителю, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

Слайд 3.

«Если бы компьютер не был изобретен
как универсальное техническое устройство,

Его следовало бы изобрести
специально для целей образования».
Энтони Маллан.

На современном этапе развития трудно представить общество без компьютеров, поэтому одной из основных задач образования является введение человека в информационное пространство.

Мир информационных и коммуникативных технологий очень динамичен. В настоящее время происходит внедрение современных компьютерных технологий в преподавании учебных дисциплин.

Слайд 4.

Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций , необходимых для практической деятельности каждого человека. Поэтому мною не случайно выбрана тема по самообразованию « Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и физики»

Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков (на языке ФГОС – это ничто иное как УУД) а так же опыт самостоятельной деятельности обучающихся. В их перечень входят: общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, ценностно-смысловая, социально-трудовая, личностная компетенции.

Современный учитель должен активно с высокой эффективностью использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы Информационно-образовательной среды, применять новые образовательные технологии в работе, чтобы помочь ученикам успешно справиться с обучением.

Введение нового Образовательного стандарта фиксирует инфор-мационно- коммуникационную компетентность (ИКТ- компетент-ность) учащегося как одну из важнейших метапредметных компе-тенций, формируемых в процессе обучения в общеобразова-тельной школе.

Быстрое развитие компьютерных технологий и мультимедийных средств заставляет меня как учителя, использовать все это многообразие на уроках.

Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении учебных занятий мною используются:

Слайд 5

  • офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания моих предметов и организовывать проектную деятельность учащихся;
  • Слайд 6 Готовые электронные пособия, выпускаемые различными издательствами: БЭ Кирилла и Мефодия, Слайд 7,8 Виртуальная школа, Слайд 9 электронные пособия и приложения к учебникам

Слайд 10 Компьютерные диски могут содержать

программы позволяющие выполнять различные математические построения, измерения и вычисления;

разработки уроков, задачники, учебники, справочники; видеофрагменты, показывающие различные математические построения;

могут использоваться на отдельной части урока; и как систематизация учебного материала для подготовки учащихся к экзаменам.

Слайд 11

  • Различные рабочие программы по предметам(они содержат демонстрационный материал конкретно к определённому УМК, тесты, практические работы;
  • Слайд 12,13 образовательные ресурсы сети Интернет;
  • Слайд 14 электронные образовательные ресурсы – ЭОР

Слайд 15 . Хочу привести некоторые примеры использования ИКТ на разных этапах урока.

Слайд 16 .

Для организации настроя обучающихся на урок используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание.

На этапе проверки домашнего задания

На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Возможна демонстрация пошагового решения задачи

На этапе первичного закрепления можно давать схемы, чертежи, таблицы, опорные конспекты.

При проведении физкультминуток

Возможно создание проблемной ситуации . Даются задания, которые обучающиеся решают с легкостью, а затем предлагается задача, с которой ребята не знакомы.

Ω На этапе проверки знаний возможно использование разных видов устного счета, проведения автоматизированных математических диктантов

Ω На этапе повторения пройденного материала

Ω На этапе контроля

Контроль знаний и умений обучающихся является одним из важнейших элементов учебного процесса. Другая форма проведения контроля знаний и умений – это тестирование. Тесты могут быть различными: контролирующие т.е. проверяющие уровень усвоения материала или обучающе-корректирующие, когда в результате неправильного ответа или затруднения в ответе можно взять подсказку. Мне очень нравятся тесты в программе Excel:

Во-первых , полностью исчезает субъективность в оценке знаний обучающихся: ребята работают с компьютером, и именно он оценивает их знания.

Во-вторых , при автоматизированном тестировании обработка результатов производится в считанные секунды, (это делает компьютер)

Ω На этапе рефлексии

Ω При выполнении лабораторных и практических работ(Слайд 17 .)

Применение ИКТ на уроках дело непростое, т.к. требует определенных затрат на подготовку. Кроме того, учитель должен владеть навыками работы с различными программными продуктами, чтобы подготовить качественное компьютерное сопровождение урока.

К.Д. Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством чувств они воспринимаются. . Слайд 18 . Как говорит древняя китайская мудрость: «Расскажи мне и я забуду

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне попробовать, и я научусь» .

Опыт использования компьютера на моих уроках показал, что обучающиеся более активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников.

Слайд 19. По данным исследований, в памяти человека

  • 20% услышанного
  • 30% увиденного
  • более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
  • 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения .

Слайд 20

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.

Слайд 21.

Ω Такие мультимедиа, как презентации уже доступны в течение длительного времени.

При подготовке материалов к уроку для демонстрации в режиме мультимедийного проектора удобнее всего создавать собственные презентации. Средство подготовки презентаций -самое распространенное – Power Point. На слайды таких презентаций можно добавить готовый рисунок, создать свой, вставить график, схему, формулу, видео, звуковое сопровождение, анимацию и др.

Такие презентации необходимы при изучении нового материала и решении геометрических задач, так как дополнительно сопровождаются большим количеством подобранного иллюстративного материала, помогая лучше воспринимать и повышать мотивацию учащегося.

Заранее созданная презентация заменяет мне классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, графиках, формулах. Очень удобно настраивается порядок появления слайдов и объектов на слайде.

Кроме этого я использую дистанционную мышь для управления показом презентации, при этом появляется возможность для индивидуальной работы с учениками. Я «не привязана» к доске и компьютеру, поэтому могу управлять презентацией находясь в любом месте класса.
Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование презентации позволяет чередовать различные виды деятельности, такие, как: работа с книгой, учебником, тетрадью, с информацией на экране. Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать восприятие учащихся, способствует повышению внимания и росту активности школьников на уроке, снижает утомляемость.

Ω С помощью текстовых редакторов составляются разноуровневые контрольные и самостоятельные работы, которые раздаются каждому ученику на парту, при этом нет необходимости использовать доску. Одновременно решается проблема плохого зрения у школьников.

Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий. И такие формы появились:

  • Интерактивная доска
  • ЭОР Слайд 25. ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Слайд 26 Центральным хранилищем ЭОР нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

ЭОРы включают в себя различные тексты с заданиями, интерактивные картинки, фото, тесты – все это делает учебный процесс не только познавательным, но и занимательным. Богатую коллекцию к урокам можно найти на сайтах


Подписи к слайдам:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ из опыта работы Евсеевой Н.Е.

«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса» В.Г. Белинский

Если бы компьютер не был изобретен как универсальное техническое устройство, его следовало бы изобрести специально для целей образования. Энтони Маллан Информационные технологии в образователоьном пространстве

Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики и физики

Power Point - презентации Word - текст Excel – таблицы, графики Publisher - буклеты Movie Maker – монтаж фильмов Microsoft Office

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия на дисках. Содержат различную справочную информацию

Уроки физики Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Уроки алгебры и геометрии Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Использование различных электронных пособий

Компьютерные диски могут содержать: программы позволяющие выполнять различные математические построения, измерения и вычисления; разработки уроков, задачники, учебники, справочники; видеофрагменты, показывающие различные математические построения; могут использоваться на отдельной части урока; и как систематизация учебного материала для подготовки учащихся к экзаменам.

Использование различных рабочих программ

Всю информацию, а также все программы, разработки уроков, звуки, видео и т.д. можно найти во всемирной сети Интернет. Интернет Работа с ресурсами Интернет

ведущий российский учебно-консалтинговый центр профессиональной подготовки, основанной на современных информационных и коммуникационных технологиях. «Развитие электронных образовательных интернет - ресурсов нового поколения»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

«Использование ИКТ в начальной школе в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

«Скажи мне - и я забуду. Покажи мне, я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). (СЛАЙД 3) В новом тысячелетии мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстроменяющемся информационном обществе, которое предъявляет новые требования к системе образования, в том числе и к компетентности учителя. Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть ИКТ технологиями. Главная цель их внедрения - появление новых видов учебной деятельности. Использование персонального компьютера, мультимедийных программ и устройств позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию идей развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. (СЛАЙД 4-5) Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: . организовать одновременно детей, обладающих различ- . ными возможностями и способностями; . активизировать познавательную деятельность учащихся; . индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания; . повысить качество усвоения материала; . осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; . проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); . развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, . овладевать практическими способами работы с информацией, . перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоёмко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Ему всегда приходится находиться в поиске приёмов и средств организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы урок был максимально информативным, продуктивным, а главное - незабываемым, поэтому (СЛАЙД 6) современный учитель должен быть «ИКТ» - компетентен: ? владеть основными инструментами пользователя компьютера; ? мультимедийными информационными источниками; ? инструментами коммуникации; ? ИКТ - средствами. Информационная компетентность находит своё отражение в учебно-воспитательном процессе начальной школы, поскольку обучение на этой ступени - это фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Использование ИКТ более полно развивает у учащихся творческие способности и навыки исследовательской деятельности, учит ребят работать с информацией, развивает коммуникативные умения, приобщает обучающихся к достижениям информационного общества. Уроки с использованием ИКТ могут стать привычными для учащихся начальной школы, а для учителей - нормой работы - это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Варианты применения ИКТ (СЛАЙД 7) в образовательном процессе начальной школы могут быть самыми разными (они представлены на экране): ? использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.); ? введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников; ? проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями). Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным, что способствует значительному повышению качества образования. На своих уроках я использую ИКТ в форме презентаций, переработанных и адаптированных для своего класса (СЛАЙДЫ 8-21), а также созданных мною, на любом этапе урока: для определения темы и постановки учебных задач, при работе над новым материалом, для закрепления, на этапе рефлексии и т.д. Презентации помогают вовлечь ребят в дискуссию, заочно посетить музеи, выставки, побывать на встрече с писателями; с помощью презентаций можно организовать разные виды деятельности: работа в парах, группах, индивидуальная работа. Также на уроках использую интерактивные мультимедийные компоненты к учебникам (они представлены на дисках): 1. В.Г.Горецкий «Азбука» 2. М.И.Моро «Математика» 3.А.А.Плешаков «Окружающий мир» 4.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» Эти диски интересны тем, что материал можно использовать, работая по учебникам разных авторов. Задания позволяют применять их на любом этапе урока, разнообразить формы и виды деятельности и т.д. Мне хотелось бы на примере одной темы по русскому языку продемонстрировать разнообразные виды работ. Например, словарная работа: представлено объяснение смыслового значения слова, наблюдение за орфоэпическим и орфографическим произношением, работа по обогащению словарного запаса и т.п. На этапе знакомства с новым материалом предлагается его теоретическое объяснение. Для закрепления и отработки знаний представлены задания в игровой форме. Также много разнообразных упражнений, направленных на развитие речи детей. Увлекательные интерактивные игры помогают развивать логику и воображение, память и внимание ребёнка. Есть задания для практической работы, тренировочные и проверочные упражнения, что позволяет провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся, дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении нового материала. Одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка. Оно зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, когда задания отличаются наглядностью, яркостью, вызывают у ребят положительные эмоции. Считаю, что использование на уроках презентаций, мультимедиа, тестирующих программ помогают решить следующие (СЛАЙД 23) дидактические задачи: . усвоить базовые знания по предмету; . систематизировать усвоенные знания; . сформировать навыки самоконтроля; . сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности; . оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. Компьютер объединил учителя, учеников, родителей. Не секрет, что сегодня многие, имея дома компьютер, используют его как игрушку. А ведь взрослые могут стать активными участниками образовательного процесса, например, помогать ребёнку находить интересный материал к уроку, оказывать помощь в выполнении проектов, готовить презентации по различной тематике, итоговый материал о жизни класса. Восемь моих учеников участвовали во всероссийском конкурсе рисунков «Человек в мире художествен-ной культуры» (СЛАЙД 24-25). Родители отправили их работы на конкурс в электронном виде, и активно голосовали за интересные детские рисунки. Так же я использую ИКТ во внеурочной деятельности, при проведении классных часов (СЛАЙД 26-31), праздников и родительских собраний. Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в общество. И решить эту задачу помогает внедрение ИКТ в образовательный процесс. Сегодня для учителя компьютер - это уже не роскошь - это необходимость.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Использование Информационно- коммуникационных технологий"»

Использование ИКТ на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС начального общего образования

Литвинова Лариса Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 101»


  • "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда". Древняя мудрость

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет

* организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;

* активизировать познавательную деятельность учащихся;

* индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания;

* повысить качество усвоения материала;


* осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

* проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

* развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

* овладевать практическими способами работы с информацией,

* перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.


Современный учитель должен быть «ИКТ» - компетентен:

  • владеть основными инструментами пользователя компьютера;
  • мультимедийными информационными источниками;
  • инструментами коммуникации;
  • ИКТ – средствами.

Варианты применения ИКТ в образовательном процессе начальной школы

  • использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
  • введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
  • проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

На своих уроках чаще всего использую ИКТ в форме презентаций

  • по окружающему миру;
  • по русскому языку;
  • по математике;
  • по литературному чтению;
  • во внеклассной и внеурочной работе

1. Назови первый зимний месяц

2. С какого месяца начинается лето?

3. Назови месяц, который следует за октябрём

5. Какое время года следует за осенью?

6. Назови последний месяц лета

7. Какое время года сменится летом?

8. Какой месяц наступит после марта? Назови третью букву этого слова.


Что я хочу узнать на уроке:

  • когда жили динозавры;
  • как они выглядели;
  • чем питались;
  • почему динозавры вымерли;
  • кто помогает нам узнать о динозаврах;

Мы побывали и в холодных, и в жарких районах Земли, встретили много разных животных, но нигде не увидели динозавров. Почему?

Динозавры сейчас не живут на Земле, они давно вымерли.



Палеонтологический музей

г. Москва



Согласны ли вы с тем, как назвали животных?

К О РОВА (п,П)ушинка

КО Ш КА (б,Б)одун

С О БАКА (к,К)рикун

П Е ТУХ (з,З)орька

К О ЗЁЛ (т,Т)ишка


Проверь себя

КОШКА П ушинка

СОБАКА Т ишка

ПЕТУХ К рикун

КОЗЁЛ Б одун

КОРОВА З орька


Работа в группах

Придумайте и напишите

названия животных и дайте им клички:

1группа – из одного слога;

2 группа – из двух слогов;

3группа – из трёх слогов.


Рефлексия

Пришло время проверить, достигли ли мы целей урока.

Сегодня на уроке:

Я узнал …

Я научился …..

Мне понравилось …

Я буду …


Встал он прямо у дорожки: Не идут со страха ножки, И мычит бедняга "Му! Шаг я сделать не могу!"

  • Он лежать совсем не хочет. Если бросить, он подскочит. Бросишь снова, мчится вскачь, Ну, конечно – это….

Железная птица В небе кружится, По сигналу пилота На землю садится.

Поднимает великан Груз тяжелый к облакам. А если станет душно, - Себя польет из душа.

Статный парень заводной Носит короб за спиной. И в тот короб поместится С поля целого пшеница.

Серый байковый зверюшка, Косолапый длинноушка. Ну-ка, кто он, угадай. И морковку ему дай!

Он стройный и красивый, У него густая грива. Жаль, нельзя на нём промчаться. Только можно покачаться.

Праздник, праздник у ворот! Кто встречать его пойдёт? Я и верный мой дружок – Красный, маленький …

Зверь забавный сшит из плюша, Есть и лапы, есть и уши. Мёду зверю дай немного. И устрой ему берлогу.

Ходит город-великан На работу в океан.

С бородой родится - никто не дивится.



Также на уроках использую интерактивные мультимедийные компоненты к учебникам

  • В. Г. Горецкий «Азбука»
  • М.И.Моро «Математика 1 класс »
  • В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык, 1 класс»
  • А.А.Плешаков «Окружающий мир»

Использование на уроках презентаций, мультимедиа, тестирующих программ помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.