Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.
Заказчики по 223-ФЗ:
Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.
Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства. Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».
Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.
Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы
Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.
На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.
Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ
Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):
Рекомендуем видеозапись вебинара « », если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.
Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») - общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.
Положение о закупках по 223-ФЗ
Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.
Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.
Действия заказчика:
Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.
Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:
Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):
В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.
Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:
Заявка участника
Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.
Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.
Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:
Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?
223-ФЗ: электронная подпись
Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.
Заказать Электронную подпись . Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.
Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.
Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.
Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)
- Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50% .
- Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
- Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
- Бюджетные учреждения:
- за счет грантов, субсидий;
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
- за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
- Положение о закупках.
- План закупок.
- Извещение о закупке.
- Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
- Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
- Опубликовать Положение о закупке на www.zakupki.gov.ru .
- новую редакцию положения о закупке;
- документ, содержащий перечень внесенных изменений.
- для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
- для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
- отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
- отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.
Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу.
Пройдите аккредитацию на Электронной Площадке. Получение аккредитации - это простая и бесплатная процедура, но занимает около одного рабочего дня.
При необходимости, пройдите обучение работе с торгами на Электронной Площадке.
Убедитесь в актуальности всех документов, необходимых для участия в торгах.
При необходимости, подготовьте документы и информацию, предусмотренные пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 44-ФЗ.
Выберите способ предоставления обеспечения заявки на участие в торгах. Воспользуйтесь нашими решениями.
Вы подали заявку на участие в аукционе?
Ожидайте уведомления о допуске к торгам! На этом этапе рассматриваются первые части заявок.
Допущены к торгам?
Поздравляем! Планируйте свое участие в аукционе.
Организатор торгов отклонил Вашу заявку и Вы не согласны с данным решением?
Аукцион! Выигрывает тот, кто предлагает наиболее выгодные условия и цену.
В случае, если в течение 10 минут с начала торгов ни одним из участников не подано ни одного ценового предложения, такой аукцион признается несостоявшимся.
Если предложенная победителем торгов цена на 25% меньше Начальной Максимальной Цены (НМЦ), такой участник обязан подтвердить свою репутацию и предоставить обеспечение в большем размере.
Если победитель аукциона уклоняется от заключения контракта, информация об этом направляется в Реестр Недобросовестных Поставщиков (РНП).
Ожидайте результатов аукциона, отслеживайте соблюдение сроков:
В течение 30 минут после завершения торгов - публикация Протокола Проведения Электронного Аукциона (ППЭА) на Электронной Площадке.
Не более 3 рабочих дней с даты публикации Протокола Проведения Электронного Аукциона (ППЭА) на Электронной Площадке - рассмотрение Заказчиком 2 частей заявок, а также формирование Протокола Подведения Итогов (ППИ).
Не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания Протокола Подведения Итогов (ППИ) - размещение заказчиком ППИ на Электронной Площадке и в Единой Информационной Системе (ЕИС)
Вы победитель? Поздравляем! Предоставьте Заказчику обеспечение исполнения контракта и подпишите контракт
Подписание контракта возможно не ранее 10 дней с даты публикации Протокола Подведения Итогов (ППИ) в Единой Информационной Системе (ЕИС).
Строго соблюдайте сроки. Соотношение рабочих и выходных дней не принципиально:
Не более 5 дней с даты публикации Протокола Подведения Итогов (ППИ) в Единой Информационной Системе (ЕИС) - Заказчик публикует проект контракта.
Не более 5 дней с момента публикации Заказчиком проекта контракта - Победитель публикует протокол/проект контракта. Победитель, не отправивший протокол разногласий или не отправивший подписанный проект контракта по истечении 13 дней с даты публикации Протокола Подведения Итогов (ППИ) в Единой Информационной Системе (ЕИС), признается уклонившимся от подписания контракта.
Соотношение рабочих и выходных дней принципиально:
Не более 3 рабочих дней с даты публикации победителем в Единой Информационной Системе (ЕИС) протокола разногласий, Заказчик публикует доработанный проект контракта (или в отдельном документе отказ целиком или полностью учесть замечания в протоколе разногласий победителя).
Не более 3 рабочих дней с момента публикации Заказчиком в Единой Информационной Системе (ЕИС) доработанного проекта контракта - победитель публикует протокол/проект контракта + предоставляет подтверждение обеспечения исполнения контракта.
Любому предпринимателю, желающему увеличить свой портфель заказов, следует обратить свое внимание на сектор коммерческих закупок. Данная сфера регламентируется федеральным законом № 223. Следует отметить, что общий объем коммерческих закупок за 2017 год составляет 17,37 трлн. рублей.
Кто может участвовать в тендере?
- Юридические лица (ООО, ЗАО, АО)
- Индивидуальные предприниматели
Кто из заказчиков уполномочен проводить тендер ?
- Государственные корпорации с долей участие РФ более 50%
- Субъекты естественных монополий (перечень утвержден приказом № 75/16 ФАС от 28.012016 г.)
- Компании занимающиеся регулируемыми видами деятельности (электро- и газоснабжение, водоснабжение, теплоснабжения, утилизации и обезвреживанию отходов)
- Государственные бюджетные и унитарные предприятия, осуществляющие закупки за счет своего бюджета в соответствии с планом-графиком, опубликованным в начале года;
- Хозяйствующие общества, где доля РФ в уставном капитале более 50% (например, ЖКХ)
Несмотря на большой объем закупок, опытные компании, участвующие в тендере , знают о сложностях и тонкостях такого участия.
Для того, чтобы принять участие в тендере и добиться положительного результата необходимо знать основные подготовительные этапы.
Как начать участвовать в тендере новичку?
- Выпустить электронную подпись для коммерческих площадок. Стоимость электронной подписи на рынке составляет порядка 6000 рублей
- Найти закупки, используя информационно-аналитические системы по поиску закупок. На рынке можно выделить несколько хороших поисковых систем. Более подробно с ними Вы можете ознакомиться в нашем обзоре .
- Пройти аккредитацию на электронных площадках, где размещены интересные лоты. На данный момент количество электронных площадок на данный момент более 500, из которых можно выделить реально интересных порядка 100.
- Провести анализ (одна из важнейших и ключевых задач)
- Требования заказчика, предъявляемые к участникам закупки. Как правило, данные требования установлены в документации к закупке, а также в Положении о закупках заказчика – главный документ, регламентирующий закупочную деятельность. Главный вопрос, который Вы должны себе задать: «Соответствует ли компания этим критериям?»
- Экономической составляющей. Вам необходимо оценить свою норму рентабельности по конкретному лоту. В этом Вам помогут сметы или спецификации продукции, в которых отображены объемы выполняемых работ, услуг или поставляемых товаров.
- Подготовить и подать заявку на тендер. Пожалуй, это самая ответственная и сложная задача на подготовительном этапе, требующая внимательности, скурпулезности и ответственности.
Очень часто заказчик отклоняет заявку участников или начисляет меньшее количество баллов по 2 причинам:
- Неправильное заполнение документов
- Отсутствие или частичное предоставление документов
Какие требуются документы для участия в тендере ?
Подготовка заявки на тендер по 223-ФЗ является весьма трудоемкой работой и подразумевает под собой заполнение пакета документов и грамотное их формирование. Требования к документам могут быть различными, исходя из ряда факторов:
- Способ определения поставщика (аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок)
- Заказчики. У каждого заказчика могу быть установлены различные требования к документам и потенциальным поставщикам.
- Нормативно-правовые акты, регламентирующие ту или иную сферу деятельности. Это может быть как и требование к наличию разрешительных документов (лицензии, допуски СРО), так и наличие опыта выполнения аналогичных работ и квалификации персонала.
- Открытый конкурс
- Запрос предложений
- Электронный аукцион
- Запрос котировок
В заключение, хочется отметить, что организации, участвующие в тендере должны знать:
- основные этапы участия в тендере
- ключевые этапы подготовки заявки на тендер
даже несмотря на тот факт, что 1 ноября 2017 года Комитетом Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству был внесен законопроект № 301878-7, устанавливающий требования по стандартизации состава заявки для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Федеральный Закон №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» был принят 18 июля 2011 года. С тех пор более трехсот различных российских структур при возникновении необходимости в закупках имеют право организовывать торги по 223 ФЗ, имеющему рамочный и достаточно демократичный характер.
Специфика торгов по 223 ФЗ
Специфика данного законодательного акта состоит в наделении заказчиков куда большими полномочиями в отношении произведения закупок, по сравнению с уже упраздненным ФЗ-94, а также усовершенствованным и ныне действующим ФЗ-44.Если закон «О контрактной системе» полностью регламентирует все нюансы закупочной деятельности государственных и муниципальных заказчиков, начиная с этапа планирования и вплоть до жесткого контроля над исполнением заключенного контракта со стороны общества и властей, то ФЗ 223 дает некоторую свободу тем категориям заказчиков, которые под него «попадают». В число этих «отдельных видов юридических лиц входят: государственные компании и корпорации, унитарные предприятия, монополии естественного типа, организации, относящиеся к энерго-, газо-, тепло- и водоснабжению, водоотведению и утилизации отходов бытовой деятельности, а также общества, часть уставного капитала которых принадлежит вышеназванным структурам.
Согласно 223 ФЗ, в обязанности заказчиков, принадлежащих к данным категориям, входит:
- Разработка и утверждение собственного внутреннего Положения «О закупках», регламентирующего все аспекты закупочной деятельности предприятия
- Размещение информации по тендерам на официальном портале закупок 223 ФЗ zakupki.gov.ru
- Составление и публикация отчетности по проведенным закупкам
Формы проведения торгов по 223 ФЗ
Формы проведения тендеров также регламентируются Положением, которое разрабатывает сам заказчик. Единственное предписание по Федеральному Закону №223 - необходимость включения в перечень форм аукциона и конкурса . Но, в то же время, Заказчик имеет право внести в него и «иные виды конкурентных закупок», в том числе:- запрос предложений;
- запрос ценовых котировок;
- конкурентные переговоры;
- двухэтапные и селективные конкурсы;
- тендеры с проведением процедур, выбранных заказчиком.
Остается еще один вопрос - где же найти тендеры, проводимые по 223-му Федеральному Закону, чтобы принять в них активное участие?
Сайт закупок по 223 ФЗ для вас - сайт
Только на сайт вы найдете самые актуальные и крупные тендеры от заказчиков, работающих по ФЗ 223. Данных вид аукционов и конкурсов имеет целый ряд преимуществ, главное из которых - отсутствие пристального контроля государства за мельчайшими аспектами проведения и реализации контракта. «Рамочный» характер данного нормативного акта дает заказчикам некоторую свободу в принятии решений, что отражается и в плане меньшей напряженности и сложности для участников.На нашем сайте закупок по 223 ФЗ и по ФЗ 44 представлены абсолютно все актуальные торги РФ на сегодняшний день. Воспользовавшись удобной навигацией и квалифицированной поддержкой наших специалистов, вы легко отыщете и выиграете любой тендер.
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
ФЗ 223 был принят в 2011 году и обязал все компании осуществлять закупки прозрачнее и отчитываться по их результатам. В частности, разработать положение о закупках, разрабатывать и вовремя публиковать извещения и планы.
На какие компании распространяется действие 223 ФЗ?
Одни компании руководствуются 223-ФЗ для проведения закупок с 2012 года, другие — с 2014. Это зависит в первую очередь от размера компании и ее типа:
Важно помнить, что:
223 ФЗ регулирует все закупки, осуществляемые компанией, вне зависимости от их цены;
договор мены по 223 ФЗ является закупкой и должен соответствовать требованиям закона;
сайт организации НЕ считается официальным ресурсам, где можно размещать положение о закупке: оно обязательно должно быть на сайте zakupki.gov.ru.
Требование к публикации положения на официальном ресурсе не относится к закупкам, предмет которых — государственная тайна и закупкам стоимостью до 100 или 500 тысяч рублей (в зависимости от годовой выручки компании).
Какие закупки НЕ регулирует 223 ФЗ?
Купля-продажа ценных бумаг и валютных ценностей;
приобретение биржевых товаров на товарной бирже;
закупки в соответствии с 44-ФЗ;
закупки в области международного военно-технического сотрудничества;
международные договоры РФ;
договоры, обязательные для субъектов оптового рынка, участников обращения электрической энергии или мощности;
осуществление кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками.
Если Вы заинтересованы в эффективном участии в торгах по 223-ФЗ, можете воспользоваться нашей услугой тендерного сопровождения . Для поиска торгов по 223-ФЗ можете использовать нашу .
Разъяснения по закупочной документации в рамках 223 ФЗ
Согласно Федеральному закону, документация может быть предоставлена в любой форме - бумажной или электронной. Более того, заказчик может потребовать плату за предоставление информации в бумажном виде: сроки и условия взимания платежа указываются в документации. Каждый потенциальный участник тендра может запросить разъяснения по документации: такое право за ним оставляет п. 10 ч. 10 ст. 4 ФЗ 223.
Итак, заказчик должен публиковать следующую информацию:
в течение 15 дней после утверждения — положение о закупке;
план закупки — не менее, чем на 1 год;
документы закупки (извещение, проект договора, протоколы и т.д.);
ежемесячные отчеты не позднее 10-го числа месяца;
изменения в договорах.
Разъяснения по плану закупок в рамках 223 ФЗ
Средний срок плана закупок - 1 год. но для отдельных видов “товаров” установлен другой, более длительный период. Например, для инновационной, высокотехнологичной и лекарственной продукции — 3 года, а с 2015 г. — 5-7 лет. Как правило, договор имеет поквартальную разбивку и выглядит в виде простой таблицы:
Как провести закупку по 223 ФЗ?
Способ и форма закупки по 223 ФЗ может быть любой: право выбора остается за заказчиком:
у единственного поставщика (прямая);
торги (аукцион, конкурс или электронные закупки);
запрос котировок и предложений;
другие способы, обозначенные в положении о закупке.
Чтобы выбрать правильно способ проведения закупки, например аукцион по 223 ФЗ, нужно знать, какие из них используются для разных товаров и услуг.
Совет: только в электронной форме проводятся закупки полиграфии и канцелярии, медицинской аппаратуры, автомобилей и ремонт оргтехники и т.д. Исключение — закупки, предмет которых имеет отношение к государственной тайне, прямые и закупки для устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
Ответственность за нарушение 223 ФЗ
За нарушение 223 ФЗ о закупках и участники, и заказчики несут ответственность. Какую — регламентирует ст. 7. В частности, согласно ч. 9 ст. 3, участник закупки может обжаловать действия или бездействие заказчика в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренных в ч. 10 ст. 3.
Поводы для жалобы в ФАС:
неразмещение в единой информационной системе информации о закупке, о годовом объеме закупки, нарушение сроков публикации или недостоверность информации;
требования предоставить документы, не предусмотренные документацией;
осуществление закупки без утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения.
После рассмотрения жалобы ФАС выдаст виновнику предписание устранить нарушения или привлечет его к административной ответственности. Худший вариант развития событий для участника закупки — занесение компании в реестр недобросовестных поставщиков. Решение ФАС принимает на основании 135 ФЗ.
ООО МКК "РусТендер"
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ