Роль волонтерского движения в воспитании молодежи. Понятие и сущность волонтерского движения. В Европе – European Voluntary Service

Волонтерство – это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером. Волонтером может быть совершеннолетний человек, умелый и ответственный, который может посвятить свое время и умение добровольному труду. Каждый может стать волонтером, в любой сфере общественной жизни, где есть необходимость.

Международное движение волонтеров появилось в Европе в 1920-х годах по инициативе молодых людей, полных энергии и желания помочь в восстановлении разрушенного первой мировой войной мира. Идеи солидарности, безвозмездности, равенства и отказа от насилия, пропагандируемые добровольцами, очень быстро стали популярными как среди молодежи, так и людей самого разного возраста. Позже, в 60-х годах ХХ в. возникают десятки волонтерских программ с миротворческой целью – подружить Восточную и Западную Европы. С 80-х годов ХХ в. получили широкое распространение экологические проекты. В настоящее время в 90 странах мира ежегодно проходит более 2500 волонтерских лагерей, в которых участвуют тысячи добровольцев. Молодые люди, совершенно бескорыстно, не ища личной выгоды, пытаются сделать мир лучше.

Таким образом, под волонтерской деятельностью понимается добровольная деятельность, не связанная с извлечением прибыли, направленная на решение социальных, культурных, экономических, экологических и других проблем в обществе.

На современном этапе институт волонтерства широко распространен во многих странах. Труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым ресурсом развития мировой экономики и социальной сферы. В развитых европейских странах каждый четвертый гражданин задействован в той или иной волонтерской программе, направленной на помощь сиротам, инвалидам, больным и т.д.

Волонтерство – универсальное движение, которое помогает не только нуждающимся, но и самому добровольцу подняться над собственными проблемами и увидеть беды и заботы других людей, а главное, щедро дарить окружающим радость, надежду и душевное тепло.

В наше трудное время особенно страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети-сироты. Чтобы помогать им, не обязательно становиться на учет в специальную организацию. Но нельзя допускать, чтобы волонтёры приходили и делали, что им вздумается. Они сами, их способности и их фактические действия нуждаются в чутком руководстве.

Основная цель волонтерской деятельности в учебном учреждении – пропаганда идей добровольческого труда на благо общества и привлечение молодежи к решению социально значимых проблем.

В условиях учреждений образования деятельность волонтерских отрядов (клубов), как правило, организуют педагог социальный, педагог-организатор. Для этого специалисты проделывают следующую поэтапную работу :

1. Организационный: создание волонтерской команды.

2. Обучающий: обучение волонтеров навыкам первичной профилактики и пропаганды ЗОЖ;

3. Проектирование: планирование мероприятий по пропаганде добровольческого движения;

4. Деятельность по проекту: реализация деятельности по блокам.

5. Подведение итогов: анализ работы, определение перспективы её внедрение в своем районе.

Методы работы с волонтерским отрядом:

· Планирование работы

· Контроль и проверка

· Поощрения

· Информирование

· Вовлечение новых участников

· Управление (менеджмент).

Задачи волонтерской деятельности :

Воспитание у обучающихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.;

Вовлечение обучающихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения;

Поддержка инициатив учащихся в реализации программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности.

Специалистам необходимо обучать волонтеров правильному выполнению своих задач, поэтому добровольцы должны уяснить, какие функции они призваны выполнять в процессе волонтерской работы. Как правило, выделяются следующие функции волонтеров в профилакти-ческой работе и работе с молодежью:

Ø проведение профилактических занятий или тренингов;

Ø проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;

Ø распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде – проведение тренинговых занятий);

Ø первичное консультирование и сопровождение;

Ø подготовка других волонтерских команд и участников;

Ø творческая деятельность. Разработка станционных игр, массовых акций, создание плакатов, брошюр, видеороликов;

Ø сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных.

Работа волонтерских отрядов может осуществляться по следующим направлениям:

I. Направление «Милосердие» . Волонтеры могут работать в следующих организациях: центрах реабилитации и абилитации для детей-инвалидов и молодых инвалидов, районных и городских центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, ЦКРОиР;в районных и городских территориальных центрах социального обслуживания населения (в отделениях для дневного пребывания инвалидов и др.).

В рамках этого направления волонтеры могут помогать детям и молодым инвалидам, собирая средства, необходимые для их обучения и развития, а также выступать перед ними с различными концертными и игровыми программами, проводить мастер-классы и т.д.

II. Направление «Защита детства». Волонтеры могут работать в детских домах и школах-интернатах; социально-педагогических центрах (детских социальных приютах). В рамках этого направления волонтеры помогают детям, оставшимся без попечения родителей, реадаптироваться в обществе.

III. Направление «Внимание: подросток». Волонтёры могут сотрудничать с Инспекцией по делам несовершеннолетних РОВД; с Комиссией по делам несовершеннолетних, действующей при городском или районном Исполнительном комитете; также могут сотрудничать с закрытыми учреждениями образования, например, «Петриковское государственное специальное профессионально-техническое училище закрытого типа № 1 легкой промышленности» для девочек. В рамках этого направления студенты-волонтеры помогают детям, демонстрирующим девиантное поведение и детям, совершившим правонарушения и стоящих на различных видах учета (или отбывающих наказание в специальном учреждении), реабилитироваться в обществе. Цели этой деятельности : социально-педагогическая адаптация подростков с девиантным поведением в социуме, разрушение у них негативных поведенческих стереотипов, формирование системы нравственных жизненных ценностей и адекватного социально приемлемого поведения; выработка устойчивой позиции противостояния негативным влияниям микросреды, содействие повышению уровня грамотности подростков с делинквентным поведением в сфере уголовного права.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение дополнительного

образования «Дом детского творчества имени Б.Т. Куропаткина»

Развитие волонтерской деятельности в молодежной среде

Составитель: педагог –организатор,

педагог дополнительного образования,

Матвеева Надежда Анатольевна

г. Полысаево

Введение

1.Определения понятия «волонтерство» и развитие волонтерской

деятельности в России.

2.Мотивы участия молодежи в волонтерской деятельности.

3.Основные направленияволонтерской деятельности.

Заключение

Список литературы

Введение

Все мы знаем, что рядом с нами естьтысячи людей, которые

нуждаются в поддержке и помощи. К большому сожалению, многие

остаются равнодушны к проблемам и бедам «ближних», спокойно закрывают

глаза, обходя стороной чужуюболь истрадание, надеясь,что помощь окажет

кто –то другой. Поступая так, людине задумываются, что подобное

проявление безразличия может привести наше общество к краху.

Актуальность темы: развитие волонтерскойдеятельности в

молодежной средезаключается в необходимости изучения форм и методов

работы волонтерских организаций, как одного из рычагов для создания

стабильного, сплоченного и здорового общества. Оценивая реальное

положение событийв нашем обществе, мы не можем не заметить

присутствиенегативных явлений. Одной из наиболее важных проблем

является употребление детьми и молодежью психоактивных веществ.

Наркомания приводит к сильнейшим психическим, личностным и

поведенческим расстройствам, а следовательно, к росту детской и

подростковой преступности, безнадзорности, алкоголизму, бродяжничеству,

заражению гепатитом, СПИДом и другими заболеваниями.

На сегодняшний день положение общества спасает волонтерская

деятельность –работа добровольцев на безвозмездной основе.Активные,

инициативные, неравнодушные к социальным проблемам ребята, работают с

наркомании, пропагандируют здоровый образ жизни, совершаютдобрые

поступки, делятсясвоим временем, энергией, навыками и знаниями для того,

чтобы помочь людям или окружающей среде.

Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного

воспитания. Благодаря чему происходит возрождение фундаментальных

ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость,

гуманность, отзывчивость и другие не менее важные ценности.

Волонтерская деятельность способствует изменению мировоззрения.

Оно приносит пользуобществу, государству и самим волонтерам, которые

посредством волонтерской деятельности развивают свои умения и навыки,

удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою

полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в

себе важные личностные качества, следуют своим моральным принципам,

открывают духовную сторону жизни.

1. Определения понятия «волонтерства» и развитие волонтерской

деятельности в России

Существует несколько определений понятия «волонтёрства». Слово

«волонтер» происходит от французского слова «volontaire» (доброволец).

Сначала в европейских странах так называли лиц, добровольно поступивших

на военную службу.

В работе Кудринской Л.А «Добровольческий труд: опыт теоретической

реконструкции» волонтерство рассматривается как добровольческий труд.

Добровольческий труд –непосредственная благотворительнаядеятельность.

выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи,

услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми,

а также лицами и социальными группами населения, оказавшимся всложных

жизненных ситуациях.

либо неформально, работая бесплатно как в государственных, так и в

частных организациях медицинской, образовательной сферы или сферы

социального обеспечения, либо являются членами добровольческих

организаций.

В последнее время значение этого слова расширилось и стало

использоваться для обозначения социального служения.Считают, что

волонтер –эт о альтруист, который по зову сердца безвозмездно занимается

социально значимой деятельностью и осознает свое значение для общества.

Волонтерство не знает национальности, возраста, статуса.

полезное для других, неполучая за это для себя прибыль.

добровольца профессиональных навыков, способный бескорыстно

передавать определенную информацию, делиться своим опытом и оказывать

помощь тем, кто в этом нуждается

включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное

предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая

осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта

на денежное вознаграждение».

Включаясь в волонтерскую деятельность, человек стремится на

безвозмездных основах повлиять на трансформацию современного ему

общества, сделать его лучше. Молодежь –традиционно наиболеесоциально

активная демографическая группа, которая может стать (и в частных случаях

является сейчас) основой крупномасштабного волонтерского движения.

Несмотря на богатство содержания волонтерской деятельности и

разноплановость ее целевой направленности,можно говорить о

существовании общих характеристик этого явления. Прежде всего,

доброволец не должен заниматься волонтерской деятельностью с целью

получения финансовой прибыли, а любое финансовое возмещение должно

быть меньше стоимости выполненной работы.Волонтерская деятельность

должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.

Современное понятие « волонтерства» в России начало формироваться

в 90- е годы, одновременно с зарождением различных некоммерческих,

общественных и благотворительных организаций, которые занялись

просветительской деятельностью, созданием условий для добровольцев и

благотворительностью как таковой.

В наше время в России волонтерская деятельность поднимается на

качественно новый уровень. В большинстве случаев волонтеры успешно

работают в тех проблемных областях, которые не всегда под силу охватить

государственным организациям. Вклад волонтерского движения настолько

ощутим, что 2001 год был объявлен ООН Годом Волонтера.

Последние десятилетия стали наиболее активным этапом развития

волонтерской деятельности. За это время российский добровольческий

сектор стремительно развивался и своему нынешнему состоянию во многом

обязан социальной активности молодежи, ее стремлению оказать поддержку

нуждающимся, что и является основой добровольчества. По разным данным,

на сегодняшний день в России действуют околотысячи общественных

организаций, активно развивающих молодежные, добровольческие

программы.

другими странами мира. В нашей стране с этого времени сложилась новая

гражданская традиция отмечать Международный день добровольцев

проведением Недели добровольцев, которая сначала объединяла две даты: 3

В последние годы Неделя, как правило, плавно перерастает в Месячник

добровольцев, так как к этому моменту уже идет активная подготовка к

проведению детских новогодних и рождественских праздников. Первые

несколько лет Неделя проводилась под девизом «Вместе изменим жизнь к

лучшему!»

В Весенних добровольческих акциях принимают участие добровольцы

из разных уголков России, которые осуществляют множество социально

значимых локальных проектов и мероприятий: благоустраивают

микрорайоны, сажают деревья, убирают школьные территории, скверы и

парки, проводят Уроки добрав учебных учреждениях. Организуют

семинары, форумы, благотворительные концерты, спектакли, проводят акции

по сбору вещей книг, игрушек, денежных средств, оказывают адресную

помощь пожилым, одиноким людям и инвалидам, выполняют много других

общественно полезных дел.

В результате проведения таких крупных и значимых мероприятий, а

также повседневной работы молодежных объединений и организаций по

всему миру миллионы молодых людей приносят пользу обществу, реализуя

программы добровольческой деятельности. Молодежное добровольчество

является одним из наиболее эффективных способов оптимизации социальной

ситуации в обществе.

социально значимую деятельность по своей воле, посредством личного

вклада и предлагающие свою помощь безвозмездно.

2. Мотивы участия молодежи в волонтерской деятельности

Организация и развитие молодежного добровольческого движения

возможны только на основе и при учете объективной информации об

интересах, потребностях и мотивах потенциальных волонтеров.Волонтеры -

не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных

навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтерская

деятельность - это прямой путьк оплачиваемой работе, желание себя

Обычно участие в добровольном труде аргументируется желанием

быть кому- то нужным, ощущением потребности в общении с другими,

своеобразным бегством от одиночества. Для многих это еще и

самореализация, самоутверждение.Добровольный труд может удовлетворять

и сопутствующие интересы: получение образования, знакомства,

приобретение новых деловых контактов. И, наконец, это может быть

изначальной увлеченностью предлагаемым видом деятельности.

Данная деятельность позволяет молодому человеку, не «ломая» свою жизнь,

дополнить ее очень значимой частью - реализовать чувство личной

гражданской ответственности за происходящее.

Волонтерство предоставляет возможность приобрести социальный

роста. Некоторые волонтеры со временем начинают реализовывать свои

Н. А. Тернова среди мотивов, на основании которых личность

включается в волонтерскую деятельность, называет следующее: желание

помочь другим людям; знакомство с новыми людьми; получение новых

знаний и новых навыков в работе; гражданские чувства; желание

«попробовать» другую специальность; сострадание нуждающимся; желание

узнать о проблемах других людей; интерес к предложенной новой работе;

групповая работа с друзьями; чувство обязанности вернуть людям то, что

получил сам; религиозные соображения; желание почувствовать свою

необходимость; приобретение нового опыта; отсутствие другого способа

применить имеющийся опыт работы; стремление приобрести новых друзей,

развеять скуку; отсутствие общения; получение признания в обществе.

Мотивы участия в волонтерской деятельности основываются на ряде

потребностей личности, которые группируются следующим образом:

1) потребность в признании люди хотят, чтобы их работа или проявленные

способности высоко оценивались другими;

2) потребность в достижении людям нравится ощущать,что они выполнили

что- то важное;

3) потребность в самоконтроле - многим людям хочется ощущать себя

независимыми, чувствовать, что они несут ответственность за свою жизнь и

поступки;

4) потребность в разнообразии - людям, как правило, надоедает делать однои

5) потребность в росте - люди стремятся к развитию, расширению и

обогащению своего опыта, знаний и повышению своего жизненного статуса;

6) потребность в общении - потребность человека принадлежать к какой- то

группе, быть признанным, любимым, сотрудничать с другим человеком или

группой. Для этих людей важно работать в команде, получать групповые

7) потребность в развлечении - хотя это может показаться несерьезным, но

потребность в развлечении и приключениях очень сильна, иногда сильнее

всехостальных;

чувствовать себя особенным и значимым .

На основании исследований мотивации добровольцев можно выявить

некоторые тенденции: молодежь стремится получить какие- либо

нефинансовые выгоды, люди среднего возраста хотят работать в хорошо

организованной группе, а старшеепоколения - получить эмоционально -

психологический комфорт.

Таким образом, для того чтобы привлечь молодое поколениек участию

в волонтерской деятельности, необходимо опираться на группы мотивов,

связанных с полезностью данной деятельности для будущей профессии,

используя при этом групповые и коммуникативныеформы работы.

Для удовлетворения потребностей той или иной группы необходимо и

достаточно более или менее длительное участие в волонтерской

деятельности. По этому основанию выделяются волонтеры на долгий срок и

на короткий срок.

« Мотивация добровольца на долгий срок - достижение цели и

сопричастность. Лучшее признание для него выражается в предоставлении

большей возможности участия в решении проблемы. Ключевым моментом в

работе с таким добровольцем будет совместное планирование деятельности,

а стилем взаимоотношений равноправное партнерство. Характерные черты

добровольца на долгий срок: преданность идее или организации, которая

позволяет ему испытывать чувство сопричастности. Такой волонтер, как

правило, находит работу сам, либо «растет» внутри организации; стремится

самостоятельно определять расписание и продолжительность своей работы,

приспосабливает свое время и расход сил так, чтобы достигнуть успеха в

решении проблемы; он предпочитает проблемы «глобального» характера».

.

«Мотивация добровольца на короткий срок - признание личного

достижения, а не статус в группе. Признательность ему может быть

выражена подтверждением его личного вклада. Ключевой момент в работе с

таким добровольцем - подготовка для него четкого задания, поддержание в

нем уверенности, что время, которое он жертвует, направлено на достижение

конкретных результатов. Характерная черта добровольца на короткий срок

общая, но не очень глубокая заинтересованность в организации или

проблеме. Это сочувствующий, но не соратник; предпочитает четко

определенную работу в ограниченном от резке времени» [ 2, стр. 20-23].

Молодежь как наиболее активная социально демографическая группа

может стать основой развития волонтерского движения в нашей стране.

Опыт деятельности по созданию добровольческих групп, существующих на

сегодняшний день, стал основой выявления некоторых основ развития

волонтерского движения среди молодежи.

2. Основные направленияволонтерской деятельности

Добровольцы работают в региональных центрах и малых городах, в селах.

Основные направления волонтерских отрядов разнообразны:

- социальная защита;

- экология;

- благоустройство;

- профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда

здорового образа жизни;

- правозащитная деятельность;

- сохранение исторического и культурного наследия;

- содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

- содействие в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения,

духовному развитию личности.

социальная защита. А именно, помощь детям, оставшимся без попечения

родителей. Это и разовые акции по сбору новогодних подарков и

одноразовых подгузников для малышей (закупки которых, к слову, не

предусмотрены для домов ребенка), и длительное регулярное сопровождение

воспитанников детских домов, не прекращающееся и после выпуска детей из

учреждений государственного попечения, и организация анимационных

программ, и помощь в лечении и обучении детей. Волонтеров ждут и в

приютах, и в центрах временного содержания трудных подростков, все

больше появляется благотворительных организаций, оказывающих

юридическую и психологическую помощь усыновителям - самая

людей не оставляет безучастными. Не остаются без внимания волонтеров и

медицинские учреждения, где традиционно не хватает младшего персонала.

Помощь в уходе за больными, чтение вслух, общение, дежурство рядом с

тяжелобольными детьми, по разным причинам, находящимся на лечении без

родителей - в больнице всегда требуются внимательные и ответственные

помощники.

организация некоммерческого фонда для сбора средств на лечение

конкретного больного, обычно - ребенка, или для помощи пациентам,

страдающим конкретным заболеванием. Зачастую фандрайзеры собирают

средства на дорогую операцию по всей стране, буквально по копейкам.

Экология - еще одна проблема, обсуждение которой не смолкает на

телеэкранах и не сходит со страниц газет. Уборка мусора, патрулирование в

пожароопасный период, посадка деревьев - простые, но необходимые

действия, без которых любой мегаполис начнет задыхаться уже через пару

Волонтерство в области культуры сегодня еще мало распространено у

нас в стране. Однако у этого направления очень широкие перспективы. Это и

Волонтерство, как идея социального служения почти столь же древняя, как понятие «социум». В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того же сообщества, в котором этому человеку довелось родиться, жить.

Добровольцы играли и продолжают играть значительную роль в развитии прогресса и повышении общего уровня благосостояния индустриально развитых и развивающихся стран, как в рамках национальных программ, так и программ ООН по оказанию гуманитарной помощи, технического содействия, соблюдению прав человека, демократизации общества и укреплению мира. На идеях добровольной помощи основана деятельность многих неправительственных организации, профессиональных ассоциаций, профсоюзов и других гражданских организаций. Многие кампании по ликвидации безграмотности, иммунизации населения, защите окружающей среды в значительной степени зависят от усилий, предпринимаемых добровольцами.

В изучении добровольчества можно выделить четыре методологические традиции. Первая - историческая - акцентирует внимание на становлении феномена добровольческого труда, его укорененности в религиозных ценностях и закономерностях развития общества. Вторая традиция может быть определена как социетальный подход и связана с выделением в обществе структурно-функциональных подсистем (секторов) и изучением функций труда в этих секторах. Третья традиция, представленная экономической социологией, фокусирует внимание на анализе деятельности независимого сектора, в котором используется волонтерский труд. Четвертая традиция представляет собой характерное для социологии труда исследование «добровольческого труда вообще» и простого процесса волонтерского труда на уровне организации.

Рассмотрим историческую традицию изучения добровольческого труда. Категория свободы является ключевой для понимания сущности добровольческого труда. Формирование его характера и специфики тесно связано с освобождением труда от всех видов принуждения: социального, экономического, административно-правового. В рабовладельческом обществе свободным считался труд социально свободных граждан, участвовавших в управлении государством, в отличие от труда рабов, который по сути оценивается как труд домашний. В средние века «труд в поте лица» считался проклятием человека за его первородный грех. Ф.Аквинский утверждал, что своим трудом человек может обеспечить только свое биологическое существование и не способен достигнуть высоких целей. Свободный труд свободных людей был идеалом социалистов-утопистов. По К. Марксу, свободным выступает труд - антипод таких исторических форм труда с внешним принуждением и отчуждением, как рабский, барщинный и наемный. Объективной основой освобождения труда является превращение человека в субъекта исторического процесса. Появление социально-свободного работника стало важнейшим условием формирования экономически свободного человека, личностная структура и поведение которого испытали определяющее влияние религиозной, в частности протестантской этики. Критическая масса таких индивидов, сохранивших религиозный дух протестантизма и сумевших соединить его с духом свободы, заложили основы гражданского общества в США, в основе которого, по мнению А. де Токвиля, лежала способность к самоорганизации первых поселенцев, на добровольных началах строивших школы, дороги, дома, решающих совместно проблемы сообщества. Религиозные ценности (труд как путь к спасению; высокий уровень социальной организации жизни как долг служения Богу, добрые дела как знак избранничества; готовность к обучению и принятию нового) в сочетании с гражданскими свободами стали основой современного добровольчества. Тем самым, феномен добровольческого труда заключается в свободе от социального, экономического и политического принуждения и бескорыстной направленности на решение проблем сообщества. В то же время было бы чрезмерным считать его полностью альтруистическим. История подтверждает наличие далеко не всегда бескорыстных мотивов волонтеров, по крайней мере, их части.

Рассматривая традицию социетального анализа, нужно отметить, что в современной западной науке общепризнанной является социетальная модель, воспринятая и российской наукой, в соответствии с которой в обществе выделяют крупные подсистемы, сектора: государственный (его называют первым), рыночно-коммерческий (второй) и негосударственный некоммерческий (третий сектор). Основу этих секторов составляют как формальные, так и неформальные институты, ассоциации, осуществляющие организацию общественного труда. Особую роль в обосновании трехсекторной модели сыграл Ф. Хайек, который вслед за Р. Корнюэллем предложил использовать понятие «независимый», «третий» сектор. Он писал, что для здоровья общества исключительно важно, чтобы между коммерческим и государственным секторами существовал еще и третий, независимый сектор, который может взять на себя и эффективно выполнять задачи удовлетворения общественных нужд, обычно перелагаемых людьми на государство. Независимый сектор - единственная надежда избежать полного господства правительства над общественной жизнью. Что касается российских учёных, то ими третий сектор понимается как структурно-институциональная, организационная основа гражданского общества.

Таким образом, основными функциями добровольческого труда выступают: участие в формировании и развитии гражданского общества, трансляция социетальных ценностей, традиций; гражданская социализация отдельного индивида; интеграция общества через ассоциации граждан, создание социального капитала; кооперация усилий для защиты прав и интересов индивидов; самоуправление и коллективное решение проблем сообщества на основе социальных инноваций; поддержка незащищенных групп, их социальная адаптация; свободное самовыражение и социальное творчество людей.

Третья традиция связана с деятельностью института Дж. Хопкинса, проведшего исследования сначала в 22, а позднее в 36 странах. Для этого были выделены четыре ключевые переменные: расходы, занятость, количество добровольцев и доходы. Добровольчество рассматривалось как неоплачиваемая занятость. Такой подход реализуется в практике рынка труда развитых стран (особенно в периоды спада производства), где существуют бюро по найму добровольцев, с которыми оформляются контракты, а волонтерам оплачивают в 90% случаев проезд и в 50% - питание на рабочем месте (Великобритания). Работа волонтером по контракту в США зачитывается в трудовой стаж, причем в этом случае волонтеры должны быть не моложе 18 лет.

Еще одной традицией, связанной с проблематикой социологии труда, является рассмотрение сущности «труда вообще» и специфики определенного вида труда, анализ процесса труда в организации с выделением его основных элементов. Специфика труда добровольцев раскрывается на основе западных исследований. Например, Институт по изучению волонтерства (Великобритания) в 1993, а затем в 1998 г. исследовал проблемы управления в волонтерских организациях. Оказалось, что в обследованных организациях, имеющих должность специального координатора добровольческого труда, больше волонтеров, чем в организациях, не имеющих такой должности. Большинство организаций имеют системы для поддержки, управления и соблюдения дисциплины волонтеров, методики для оценки их работы, управления взаимоотношениями между добровольцами, направления их на новые задания. Выявлена положительная динамика в совершенствовании организации труда добровольцев в сравнении с 1993 г.

Учеными было выявлено множество побуждений добровольческого труда. В кризисные периоды мотивом становится сохранение безопасности своей семьи и своего общества как среды жизни. В мирное время побуждения выступают на первый взгляд как бескорыстные, однако многие западные профессионалы все же признают, что добровольчество обычно мотивируется также личным интересом. Аспект личного интереса выступает как познание нового, самоактуализация личности и возможность доступа к более высокому статусу. Рассматривая бескорыстные и эгоистические аспекты добровольческого труда с позиций теории социального обмена Шафер считает: чтобы поддержать усилия добровольца, награда должна существовать и время от времени превышать или хотя бы быть наравне с трудовым вкладом. Однако исследования соотношения бескорыстных и эгоистических побуждений в действиях добровольца позволили это соотношение скорректировать степенью, до которой оправдывались ожидания добровольца (Роут); фазой усилия добровольца (Воленский). Например, социологическая оценка проекта так называемого Дружелюбного города (по размещению примерно 11 тыс. обездоленных детей Нью-Йорка в семьях добровольцев на период каникул летом 1979 г.) позволила выделить следующие этапы изменения побуждений добровольцев. 1 этап - высказывание намерения стать принимающим хозяином; мотивы бескорыстны. 2 этап - предварительное решение стать хозяином, возникает ожидание получения некого вознаграждения за труды. 3 этап - окончательное решение о приёме ребенка, анализ преимуществ и недостатков этого шага; жена обсуждает решение с мужем (93% случаев) и со своими детьми (53%), при этом личный интерес в 60% заключается в укреплении дружеских отношений в семье и возможности привнесения в семью другого стиля жизни. 4 этап - ребенок появляется в семье. 5 этап - принятие решения о том, брать ли ребенка на следующее лето, что зависит от того, насколько оправданы ожидания ребенка и хозяев-добровольцев.

Вовлеченность в добровольчество не имеет религиозных, расовых, возрастных и даже политических границ. Многочисленные транснациональные платформы и сети добровольческих некоммерческих организаций привлекают в свои проекты и программы свыше сотни миллионов людей ежегодно.

Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий. В 18-19 веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу.

Волонтером может быть любой человек, желающий посвятить свое свободное время добровольному труду, а также обладающий таким качеством как ответственность. На сегодняшний день институт волонтерства распространен во многих странах мира, становясь все более значимым педагогическим ресурсом развития общества.

Во Всемирной Декларации Добровольчества, принятой в январе 2001 года (объявленного Годом Добровольцев), отмечается, что добровольчество - фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. В Декларации подчеркивается, что добровольчество - способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста, через осознание человеческого потенциала.

Добровольчество может быть также фактором развития стран, реализуя идею ООН о том, что народы имеют силу изменить мир. Декларация поддерживает права каждой женщины, мужчины и ребенка на вступление в ряды добровольцев независимо от культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола, физического, материального положения. Все люди должны иметь право свободно посвящать время, талант, энергию другим людям не ожидая вознаграждения.

Декларация написана в соответствии с Всеобщей Декларацией Прав Человека 1948 года и Международной Конвенцией о Правах Ребенка 1989 года и исходит из принципа, что "любое лицо имеет право свободного объединения в мирные ассоциации".

Волонтеры рассматривают свою деятельность как инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития. В Декларации особо подчеркивается, что волонтерство является добровольным выбором, отражающим личные взгляды и позиции, активное участие гражданина в жизни человеческих сообществ. Оно должно способствовать улучшению качества жизни, личному процветанию и углублению солидарности людей. Совместная деятельность волонтеров осуществляется, как правило, в рамках разного рода ассоциаций, способствует реализации основных человеческих потребностей на пути строительства более справедливого и мирного общества, более сбалансированному экономическому и социальному развитию, созданию новых рабочих мест и новых профессий. [Погосян, 2002 год: 16]

Во многих странах мира добровольческий труд сегодня - повседневная социальная практика: люди объединяются для того, чтобы сажать деревья, обучать здоровому образу жизни, проводить экологические акции, организовывать конференции, форумы, строить, вести профилактику правонарушений, решать общие проблемы. Американский университет им. Дж. Хопкинса в конце 1990-х годов провел исследование в 22 странах, которое выявило масштабы явления - суммарное количество времени труда волонтера в течение года было эквивалентно труду 10,5 млн. человек, работающих полный рабочий день. Признавая уникальные свойства и возможности труда волонтеров на глобальном уровне, ООН в своих резолюциях настоятельно рекомендовал включать добровольчество компонентом в национальные стратегии социально-экономического развития государства.

Где еще, как не в волонтерском проекте, можно завтракать горячими тостами с бельгийским шоколадом, острыми корейскими грибами, японским супом мисо и английской яичницей с беконом одновременно? Только здесь люди, которые еще вчера были совершенно чужими, сегодня воспринимаются как члены семьи. День в волонтерском проекте по своей насыщенности сопоставим с годом жизни в обычных условиях. Как волонтер ты воспринимаешь страну очень осознанно, поскольку из наблюдателя, каким является обыкновенный турист, ты становишься активным участником-созидателем.

Волонтерство -- это особый взгляд на жизнь, целое мировоззрение, впитавшее в себя все самое сочное из созданного просветителями, утопистами и подвижниками за последние несколько столетий. Добровольческий проект -- это коммуна энтузиастов, объединенных идеей совместного созидания, ежедневных открытий в самых простых действиях: вместе готовить еду, вместе реставрировать крепостную стену, возиться с детьми, ухаживать за городским парком, устраивать фестиваль и многое другое, вместе путешествовать, вместе веселиться. Волонтерство определяется, как обучение и работа на всеобщее благо. Основные отличительные черты волонтерства:

Мотивацию, не связанную с извлечением прибыли

Отсутствие компенсации от государства

Мотивацию через личную вовлеченность

Волонтер -- человек любого пола, возраста, вероисповедания, который:

принимает участие в добровольческой службе в своей стране или за рубежом, следуя своему сознательному решению,

вовлекает себя в процесс личного социального и/или культурного образования путем участия в мероприятиях, предлагающих решения и/или новые подходы к уже существующим в обществе проблемам,

является частью процесса изменений в обществе,

проявляет активность в проектах, направленных на всеобщее благо, не извлекает коммерческую выгоду (проекты поддержки межнационального понимания и примирения, осознанности в миротворческих действиях; экологического развития; поддержки детей и молодежи, а также престарелых, инвалидов, беженцев и т.д.). Эти проекты могут проводиться негосударственными ассоциациями, церквями, местными властями или сообществами

проявляет активность на основании волонтерского соглашения по неоплачиваемой деятельности на фиксированное оговоренное время с определенной принимающей и/или направляющей организацией, которая несет ответственность за предоставление проживания и питания бесплатно, страховки, а также в некоторых случаях карманных денег.

Волонтёрская деятельность - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. [Федеральный закон «Об общественных объединениях», 2008: 27]

Основные характеристики, присущие волонтерской деятельности:

Вознаграждение. Волонтер не должен заниматься волонтерской деятельностью главным образом с целью получения финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.

Добрая воля. Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.

Приносимая польза. Должен быть определенный бенефициарий или группа бенефициариев (в т. ч. такие абстрактные понятия, как окружающая среда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера.

Организационная структура. Волонтерство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, общественных или частных организациях.

Неорганизованное волонтерство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений, аренда оборудования или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах.

Организованное волонтерство осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно.

Степень участия. Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерство постоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия - от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности.

Существует несколько различных видов волонтерства:

Взаимопомощь или самопомощь. Люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или сообщества.

Благотворительность или служба на благо других. Первичным бенефициарием является не участник группы, членом которой является волонтер, а третья сторона.

Участие и самоуправление. Роль отдельных лиц в процессе управления - от представительства в совещательных органах правительства до участия в местных проектах развития.

В 1995 году Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об общественных объединениях». Закон закрепил возможность создания благотворительного сектора и дал понятие общественного объединения - «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений; подготовки кадров; информационная поддержка.

Деятельность волонтерских организаций регулируется Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995г. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.

Законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

В Законе дается понятие благотворительная деятельность - «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки». Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008г.) - Законы Российской Федерации - М: Омега-Л - 2008.

Цели благотворительной деятельности: социальная защита и поддержка, реабилитация, помощь пострадавшим в стихийных бедствиях, укрепление мира и дружбы между народами, укрепление престижа и роли семьи в обществе, охрана окружающей среды, охрана исторических памятников и т.д.

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Фонд - не имеющая членства, некоммерческая организация. Основа - добровольные взносы. Учреждение - некоммерческая организация, созданная для управления благотворительной деятельностью.

Участники благотворительной деятельности - граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, а так же граждане и юридические лица, в отношении которых эта деятельность осуществляется (благотворители, добровольцы, благополучатели). Добровольцы - граждане, осуществляющие безвозмездную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благотворителя. Добровольцы свою деятельность осуществляют в частности и в благотворительных организациях. Безвозмездный труд - это специфическая благотворительная деятельность. Расходы, связанные с этой деятельностью, добровольцам возмещаются благотворительной организацией (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие).

Просвещение или пропаганда каких-либо вопросов, касающихся определенных групп общества. Волонтерство стремится к достижению двух важных результатов:

Помогает в создании стабильного и сплоченного общества.

Дополняет услуги, предоставляемые правительством (и бизнесом - когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу).

В соответствии с целями и задачами волонтерства, волонтер - это человек, который, работая безвозмездно, стремиться внести свой вклад в реализацию социально значимых проектов.

В данном случае очень важна мотивация человека. Являясь волонтером, он должен понимать, что будет участвовать в волонтерском движении:

Без оплаты, но с предварительной подготовкой и обучением;

По мере сил, но не ниже моих способностей;

По собственной воле и в сотрудничестве с остальными волонтерами;

Мотивация - это то, что толкает людей совершить какое - либо действие в соответствии с возникшей у них потребностью.

Часто в качестве мотива для волонтерской работы выступает потребность в контактах с другими людьми и преодоление чувства одиночества. Волонтерство отвечает естественной потребности быть членом группы, ценностям и целям которой волонтер может полностью соответствовать.

Часто люди не могут реализовать все свои потребности, работая только по профессии. В этом случае волонтерский труд может внести разнообразие, позволяя отвлечься от каждодневной рутины. Волонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоудовлетворение, продвижение каких- то ценностей.

Важно отметить, что любая работа, оплачиваемая и добровольная, должна заинтересовывать людей, побуждать их к творчеству. Это выгодно для развития и роста организации. Конечно, все в своей работе вынуждены сочетать скучные, рутинные дела и дела действительной заинтересованности. Поэтому добровольцы не должны выполнять только скучную и рутинную работу, которую никто в организации не хочет выполнять.

Волонтёры -- не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтерская деятельность -- это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.

Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В России накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Волонтерское движение – новая форма вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Сокол

Долинского района Сахалинской области

Программа волонтерского движения

Территория деятельности: МБОУ СОШ с.Сокол

ФИО педагога-куратора: Филонова Е.А.

2014 год

Пояснительная записка

Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В России накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Волонтерское движение – новая форма вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.

Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания.

Важнейшей задачей является формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

Первым волонтерам отряда необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы.

Условия для организации волонтерского движения

  1. Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
  2. Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).

Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, организация выставок, выпуск методических пособий, диспуты, праздники, встречи, соревнования).

Нормативно-правовое обеспечение:

1.Всеобщая декларация прав человека.

3.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.

4. Закон РФ «Об образовании».

5.Конституция Российской Федерации

При реализации программы будут применяться следующие принципы организации и содержания деятельности.

1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности.

2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора.

3.Принцип социальной активности через включение подростков в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, пропагандистских, досуговых мероприятий.

4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления.

Структура волонтерского отряда.

Руководитель волонтерского формирования − педагог, психолог, или социальный работник. Важным условием является творческий подход, заинтересованность, тактичность. Руководитель обеспечивает координацию всей деятельности, подбирает ребят и распределяет между ними обязанности, организует работу волонтеров.

Стать волонтером может любой подросток от 13-15 лет.

Функции волонтеров в профилактической работе:

Проведение профилактических занятий или тренингов;

Проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;

Распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).

Волонтерское движение ориентировано на приобщение к добровольческой деятельности учащихся.Формирование позитивного влияния на подростков при выборе ими жизненных ценностей, повышение активной жизненной позиции школьников. Деятельность осуществляется формированием сплоченного деятельного коллектива волонтеров, разработкой плана и определение деятельности волонтеров. Формируется лидерская компетентность. А также привлекается общественное внимание к социально значимым проблемам.

Направления деятельности волонтеров :

Духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

Патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство поселка;

Здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;

Формирование толерантности – организация досуга молодежи;

Профилактика правонарушений – педагогическая экспедиция, создание мультимедиа проектов и т.д.;

Профессиональное становление – организация досуга детей в поселке, цикл классных часов для учащихся школы.

Общественные связи службы:

  1. Заместители директоров школы по ВР и УВР.
  2. Социальный педагог.
  3. Школьный психолог.
  4. Классные руководители.
  5. Педагоги дополнительного образования.
  6. Школьный библиотекарь.

Сроки реализации:

Структура волонтерского движения:

Цель волонтерского движения школы состоит в развитии и социальной самореализации учащихся путем ознакомления с различными видами социальной активности. Формирование нравственных и коммуникативных качествличности, черезорганизацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности школьника; апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.

Цели:

  • Развитие волонтерского движения в школе (в особенности привлечение детей из асоциальных семей) формирование у них морально нравственных ориентиров, ощущения счастья.
  • Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
  • Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

Задачи волонтерского движения :

Популяризация идей добровольчества в школьной среде;

Создание оптимальных условий для распространения волонтерского движения и активизации участия школьников в социально-значимых акциях, проектах;

Вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения;

Участие в подготовке и проведении массовых социально-культурных, информационно-просветительских и спортивных мероприятий;

Реализация программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности;

Привлечение учащихся к участию в добровольной безвозмездной помощи на базе школы, а также социальных учреждений и служб города для совместной социально-значимой деятельности;

Воспитание у школьников активной гражданской позиции, формирование нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.;

Поддержка и реализация социальных инициатив школьников;

Подготовка и поддержка молодежных лидеров;

Координация деятельности волонтеров школы.

Формы организации добровольческой (волонтёрской) деятельности:

· индивидуальная;

· групповая;

· работа по подгруппам.

Формы организации занятий: акции, аукционы, анкетирование (тесты, опросы и т.д.), встречи с интересными людьми, выставки, гостиные, гранты, диспуты, деловая игра, дискуссии, защита проектов, игровые программы, конкурсы, конференции, круглый стол, лекции, мастер-классы (обучение, обсуждение), мероприятия, «мозговой штурм», посиделки, походы, праздники, презентации, проекты, размышления, рейды, семинары, соревнования, тренинги, турниры, фестивали, экскурсии, эксперименты, эстафеты, ярмарки и т.д.

Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки:

В результате реализации программы дополнительного образования детей «Волонтёрское движение» подростки должны овладеть следующими навыками:

· позитивного общения;

· принятия решения;

· решения проблем;

· критического мышления;

· межличностных контактов;

· умения постоять за себя и договориться с другими;

· сопротивления негативному групповому давлению сверстников;

· совладения с эмоциями;

· управления стрессом и состоянием тревоги;

· выхода из конфликтной ситуации;

· формирование позитивного «Образа Я».

В ходе реализации программы ожидается:

·формирование у молодёжи высоких нравственных, морально - психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества;

·формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;

·формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;

·развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;

·увеличение количества обучающихся, желающих активно участвовать в волонтёрской деятельности;

·получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;

·обеспечение взаимодействия с городскими, районными волонтёрскими организациями с целью обмена опытом и последующего внедрения инновационных форм и методов работы;

· владение знаниями и умение аргументированно отстаивать свою позицию;

·формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;

· участие в акциях;

·организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду ценностей здорового образа жизни;

·включение подготовленных волонтеров в активную деятельность по формированию здорового образа жизни в детской, подростковой и молодежной среде;

·привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;

·привлечение большого количества детей для участия в профилактических мероприятиях, тем самым, способствуя формированию активной жизненной позиции;

·создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая позволит достичь социально позитивных и личностно значимых для детей результатов, на основе которых растет их самоуважение к себе;

·формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.

Данные цели и задачи реализуются в рамках модулей (подпрограмм): «Здоровье», «Безопасность», «Право».

Подпрограмма «Здоровье»

Цель:

Формирование у школьников установок на здоровый образ жизни.

Задачи:

Популяризация имиджа человека, заботящегося о своем здоровье.

Снижение риска алкоголизации, наркотизации и табакокурения среди учащихся.

Подпрограмма «Безопасность»

Цель:

Систематизация, расширение и углубление знаний учащихся по безопасности жизнедеятельности .

Задачи:

Ознакомление младших школьников с правилами безопасности жизнедеятельности (правилами дорожного движения, профилактики физического и психологического насилия и др.).

Развитие навыков безопасного поведения.

Организация условий, способствующих воспитанию дисциплинированных пешеходов, пассажиров, будущих водителей.

Подпрограмма «Право»

Задачи:

Организация условий, способствующих развитию интереса учащихся к правовым основам.

Формировать умения учеников действовать в соответствии с нормами правовой культуры граждан.

Профилактика проявлений экстремизма.

Каждый модуль состоит из информационного, тренингового и альтернативного блоков, в соответствии с которыми подбираются различные формы и методы деятельности волонтеров.

Одним из основных условий результативности деятельности волонтерского движения является, конечно же, взаимодействие специалистов различных областей в методической и организационной работе, при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.

План реализации программы:

Сроки

Ответственный

Раздел 1

Организационный

Беседа «Кто такие волонтеры?»

Сентябрь, октябрь

Педагог-психолог

Беседа «Значение волонтерского движения»

Октябрь

Ознакомление с Программой

В течение года

Создание группы специалистов по работе с волонтерами

Октябрь

Раздел 2

Информационный

Оформление стенда «Школьное волонтерское движение»

Октябрь

Педагог-психолог

Изготовление листовок, буклетов «Кто такие волонтеры?», «Направления работы волонтеров», «Волонтеру новичку»

Октябрь-ноябрь

Раздел 3
Обучающий

Обучающие занятия с волонтерами:

Мини - тренинги;

Интерактивные игры;

Встречи с волонтерами

Ноябрь-декабрь

Педагог-психолог

Анкетирование

ноябрь

Раздел 4

Продуктивный

Участие в акциях:

«Каждой малышке- по книжке»

- «Игрушка»

- «Ребята нашего двора»

- «Георгиевская лента»

- «Наш уютный двор»

- «Забота»

- «Письмо солдату»

- «Ветеран рядом»

- «Хорошее настроение»

- «Брось сигарету»

- «Тропа здоровья»

- «Час в музее»

-«Вода-забота общая»

Декабрь-май

Педагог-психолог

Разработка и реализация социальных проектов

В течение года

Педагог-психолог

Акция «Мы за ЗОЖ»

В течение года

День волонтера

Декабрь

Организация игр и конкурсов для детей

В течение года

Участие в экологических мероприятиях

Апрель-май

Подготовка и проведение бесед по ЗОЖ

В течение года

Раздел 5

Аналитический

Подведение итогов деятельности волонтеров

1 раз в семестр

Педагог-психолог

Ожидаемые результаты:

Формирование ответственной, здоровой, общественно-активной личности.

Создание Модели школьного волонтерского движения.

Формирование позитивных установок обучающихся на волонтерскую деятельность.

Используемые источники

  1. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/
  2. Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 200
  3. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
  4. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001
  5. Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич. Минск, 2004.
  6. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н.Тростанецкой, А.А.Гериш. М., 2002.
  7. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
  8. Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2001.
  9. Кудринская, Л. А. Добровольческий труд и факторы его воспроизводства в современном обществе [Электронный ресурс] / Л. А. Кудринская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2005. - № 1. - С. 15-26. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  10. Лыгина, М. А. Волонтерское движение - новое направление первичной профилактики наркомании [Электронный ресурс] / М. А. Лыгина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2008. - № 11. - С. 15-18. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  11. Макарова, Г. А. Эстетическое воспитание старших школьников посредством волонтерской деятельности в учреждениях искусства [Электронный ресурс] / Г. А. Макарова // Педагогика искусства. -2009. - № 2. -С. 45-52. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст доступен на сайте издателя).
  12. Максимова, М. Н. Ресурсы социального обслуживания [Электронный ресурс] / М. Н. Максимова // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2007. - № 1. - С. 104-106. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
  13. Маркин, В. В. Стратегии регулирования социально-трудового потенциала российского общества [Электронный ресурс] / В. В. Маркин, В. А. Кижеватова // Власть. - 2008. - № 4. - С. 56-60. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  14. Менщикова, И. Ю. Социальная работа и волонтерство: ценностно-практический аспект взаимодействия в среде высшей школы [Электронный ресурс] / И. Ю. Менщикова // Научные исследования в образовании. - 2008. - № 1. - С. 42-43. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  15. Мирзаянова, Л. Ф. Формирование личностно развивающей мотивации у студентов вуза путем вовлечения в совместную творческую деятельность антинаркотического содержания [Электронный ресурс] / Л. Ф. Мирзаянова // Психология обучения. - 2010. - № 3. - С. 100-109. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
  16. Мирошина, Т. Д. Формирование гражданственности студентов вуза как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Т. Д. Мирошина // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 3. - С. 67-71. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  17. Мордасова, Т. А. Социальная модель благотворительности как фактор развития институтов гражданского общества [Электронный ресурс / Т. А. Мордасова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2009. - № 4. - С. 29-36. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
  18. Никитова, А. В. Правовые основы добровольческой (волонтерской) деятельности [Электронный ресурс] / А. В. Никитова // Аграрное и земельное право. - 2009. - № 4. - С. 102-105. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
  19. Оленина, Г. В. Историко-концептуальные основы развития гражданских добровольческих инициатив молодежи в социально-культурном пространстве досуга и образования [Электронный ресурс] / Г. В. Оленина, О. Н. Белинская // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 3. - С. 291-294. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  20. Парпина, Ю. В. Волонтерское движение и его истоки в России [Электронный ресурс] / >/ D/ Парпина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 9. - С. 106-109. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).

С каждым годом актуальность волонтерства все больше возрастает и подчас поражает своими масштабами. Активные и заинтересованные люди, неравнодушные к нуждам и проблемам других, есть во всех уголках земного шара, и именно они являются душой общества, бескорыстно делая мир лучше, краше и добрее. Возможно, не все понимают, на каких принципах базируется волонтерская работа, поэтому в этой статье мы детально рассмотрим, кто такие волонтеры, когда началась история волонтерского движения и в чем его особенность.

Что такое волонтерство?

Для того чтобы понять, кто такие волонтеры, нужно определиться с основным термином, а именно что подразумевает под собой волонтерство. На самом деле все просто: это вид любой бескорыстной деятельности, работы, не подразумевающей денежную оплату. Любые действия во благо обществу или конкретным людям, оказываемые без вознаграждения и от чистого сердца, называют волонтерской помощью.

Существует ряд требований к возрасту волонтера. Дети до 14 лет должны получить разрешение на эту деятельность у своих родителей и у руководителя/куратора волонтерского отряда. Несовершеннолетние дети могут принимать участие в волонтерской деятельности, если она не наносит вред их здоровью и не мешает обучению. Оказывать помощь при чрезвычайных ситуациях могут только совершеннолетние волонтеры, которые имеют необходимый уровень подготовки. В любом случае волонтер должен заниматься этим действительно добровольно, а не по наущению авторитетного лица или родителя, начальника и т. д. На первый взгляд это кажется безумием или фикцией со скрытым подвохом, ведь кто захочет работать бесплатно, иногда в довольно тяжелых условиях, и при этом ничего не получать взамен? Если бы все так думали, то история волонтерства, его высокая идея так и осталась бы в прошлом, претерпев полный провал.

В чем плюс добровольного служения?

На самом деле современное волонтерство имеет очень много плюсов, особенно для молодых людей, которые еще непрочно обосновались в обществе. Например:

  • Многие фирмы отказываются трудоустраивать молодых сотрудников без опыта работы, но как его приобрести, если никто не предоставляет место работы? Выход есть: волонтеры работают бесплатно, получая взамен весомый опыт и хорошую рекомендацию для будущего продвижения карьеры.
  • Приобретение необходимых навыков, будь то работа в строительстве, агрономии или в госпитале с тяжело больными людьми.
  • Отличный повод изучить иностранный язык и познать новые страны, ведь волонтерство в России и за рубежом имеет общие идеи и цели, а также практикует активный обмен сотрудниками.
  • Иногда человеку просто в силу различных обстоятельств, поэтому волонтерство для него является отличным способом расширить круг друзей и познакомиться с новыми интересными людьми.

Виды волонтерской помощи

Чтобы более ясно понять суть этого движения, можно подробно рассмотреть основные направления волонтерства:

  • Помощь инвалидам, старикам или людям с ограниченными возможностями.
  • Работа в больницах, санаториях, детских домах разного спектра: некоторые работают медиками, санитарами, уборщиками территорий, а другие просто организовывают моральную поддержку больным, особенно не имеющим родственников, а также занимаются сбором средств на лечение.
  • Занятость в сельской местности. Это может быть что угодно: от производства молочных продуктов, высадки овощных культур до переработки фруктов или работы в теплицах. Этот вид часто выбирают пенсионеры, не желающие сидеть дома, и семьи, желающие оздоровить детей на деревенском просторе.
  • Помощь в детских и школьных учреждениях (детсадах, школах, лицеях, а также на курсах, в кружках и прочее). К этой же категории можно отнести всевозможные службы спасения, экстренной помощи, телефоны доверия, поисковые группы пропавших и прочие.
  • Реализация социальных идей: сбор данных, анкетирование, изготовление различных флаеров, брошюр и их последующее распространение.
  • Проведение тематических мероприятий и вечеров, лекций на актуальную тему и всевозможных тренингов.

Направлений волонтерства множество, и перечислять все просто бессмысленно, так как практически в каждом виде деятельности может оказываться безвозмездная помощь другим. При этом важно выбирать то, что близко по духу, ведь бесплатно заниматься нелюбимой работой бессмысленно - пользы от этого не будет никому. Формы волонтерства бывают временные и постоянные: первые подразумевают участие в краткосрочных проектах, например, помощь при организации фестиваля, олимпиады или высадка деревьев в парке, сбор урожая яблок или от садиста-хозяина. Волонтер на регулярной основе занят по-разному: кто каждый день по два-три часа, кто раз или два в неделю после основной работы или занятий в университете.

Первые упоминания

История возникновения волонтерства в мире уходит корнями в далекие времена Ярослава Мудрого, когда создавались сиротские дома. В них на пожертвования мирян содержались дети. Они обучались грамоте, разным наукам и потом оставались работать при монастырях или шли в услужение к вельможам. Кроме того, всем известная христианская добродетель по всему миру являлась ярчайшим признаком волонтерской работы, пусть даже и в малых масштабах. Самим сотрудникам движения волонтеров нравится упоминать исторических личностей: королей, царей и даже древних жрецов, которые лично выходили к простым людям и раздавали милостыню в значимые для них дни.

Некоторые исследователи старины утверждают, что история волонтерства началась позже, в 17 веке в Европе: людей, по доброй воле отправляющихся на войну, называли добровольцами, что на французском звучит как volontaire. Обязательной военной службы в те времена еще не было, а добровольно служить в ней хотели далеко не все, поэтому факты волонтерства привлекали всеобщее внимание и были достаточно необычными. Дошедшее в Россию слово несколько исказилось до «вулентер» и со временем приобрело тот вид, который имеет сейчас. На рубеже двадцатого века волонтерами стали называть не только добровольцев, идущих в армию, но и всех, кто был готов добровольно, бескорыстно и с самоотдачей трудиться во благо общества.

С чего все началось?

Считается, что история волонтерского движения началась во времена буйства в Европе «черной смерти» - чумы, которая уносила тысячи жизней ежедневно. Многие горожане добровольно объединялись в группы, чтобы собирать трупы по улицам и сжигать их, очищая свои города от заразы - это и был первый массовый шаг волонтерской деятельности, который постепенно вовлекал все больше добровольцев, желающих посвятить себя благому делу. Они, как никто другой, понимали, что только так можно спасти мир от страдания: путем самоотдачи и вложения в общее дело совместных усилий.

Такое же проявление широты души показали русские монахини Свято-Никольской обители, которые в 1870 году добровольно пошли на фронт медсестрами. Именно этот поступок считается основной точкой отсчета начала истории волонтерства. В течение короткого времени к ним присоединились многие женщины всего мира, образовав движение Красного Креста для помощи раненым.

Чуть позже, в двадцатых годах прошлого столетия, после Первой мировой в Европе было образовано еще одно движение добровольной помощи: активная молодежь решила в кратчайшие сроки устранить последствия войны. Первый сбор был недалеко от Страсбурга и состоял в основном из французских и немецких молодых людей, которые помогали местным жителям восстанавливать жилье, разрушенное вследствие столкновений противоборствующих сил. С этого момента история волонтерства постепенно стала обрастать новыми случаями бескорыстной помощи: люди собирались большими артелями и заново отстраивали школы, фермы для скота и новые дороги.

Как развивалось это движение?

Практически в каждой стране Восточной и Западной Европы находились люди, которые самоотверженно бросали привычную жизнь и посвящали себя миру, что часто описывалось в романах того времени, делались публикации в газетах и журналах. Ближе к 60 годам двадцатого века, когда после Второй мировой войны отношения между странами были натянутыми вследствие военных действий, стали формироваться отдельные группы, стремившиеся наладить былую дружбу. Благодаря настойчивым попыткам заинтересованных людей лед между Европой и Россией постепенно растаял: стали проводиться международные волонтерские программы разного спектра воздействия.

Развитие волонтерского движения было настолько мощным, что в 1985 году 17 декабря на Всемирном собрании ООН был назначен новый праздник: День добровольца, который стали отмечать пятого декабря на международном уровне. Тогда же была создана организация IAV E- волонтерская ассоциация, которая включает в себя более ста стран мира. Идея бескорыстной помощи нуждающимся настолько захлестнула мир, что 2001 год был провозглашен Годом волонтера.

Несколько известных организаций добровольцев

Одним из первых примеров волонтерства стала деятельность Всемирной Гражданской Службы (SCI), основанной Питером Серезоли в 1920 году. Именно этот год принято считать официальной датой рождения движения волонтеров, несмотря на более ранние упоминания в истории. Группа молодых французов делала акцент на пропаганду и развитие уважения к другим нациям, верованиям и традициям: пацифисты из многих стан мира ежегодно участвуют в многочисленных кампаниях SCI, призывающих всех жителей планеты с пониманием относиться к разным культурам. Каждый год более четырех тысяч человек становятся представителями этого движения пацифистов.

«Волонтеры ООН» - сообщество, которое было создано в 1970 году и отличалось от остальных тем, что в него входили в основном люди среднего и старшего возраста, в то время как остальные движения были больше молодежными. Более того, условия участия в нем были довольно требовательны: необходимо иметь высшее или профессиональное образование и стаж работы в своей профессии не менее пяти лет. Только сравнительно недавно была создана отдельная ветвь, в работе которой берут участие молодые волонтеры. Спектр воздействия «Волонтеров ООН» довольно объемный, но предпочтение отдается работе с инвалидами и детьми, беженцами. Существенно поддерживаются права женщин в странах «третьего мира».

Волонтерство в России также имеет место, хотя и образовалось оно сравнительно недавно: в конце 80-х годов прошлого века. К сожалению, до европейского уровня альтруизма российский дух бескорыстности пока не дотягивает, но подает определенные надежды: появляется все больше отзывчивых людей, готовых в любую минуту прийти на помощь страждущим не за барыш или рекламу, а ради человеческого сострадания. Из самых действенных организаций можно выделить:

  • «Седьмой лепесток» - добровольцы сотрудничают с онкобольными, оказывая им весомую моральную поддержку: навещают, делают маленькие приятные презенты, общаются на разные темы, стараясь сделать мир этих людей немного ярче.
  • «Я без мамы» - направлена на работу с детьми-сиротами.
  • «Лиза-Алерт» занимается поиском пропавших без вести (создана в 2010 году).
  • Фонд «София». Работа с пожилыми людьми и инвалидами.
  • «Город против наркотиков». Эта организация уделяет большое внимание работе с зависимыми от наркотиков людьми и пропаганде здорового образа жизни.
  • «Доноры - детям». Московская организация, взаимодействующая с тяжелобольными детьми. Волонтеры занимаются сбором средств на дорогостоящие операции, посещают детишек в больницах, устраивают для них различные вечера и представления, гуляют с ними, общаются, бескорыстно дарят тепло своего сердца.

Youth Actionfor Peaceand & Greenpeace

Молодежная акция «За мир» - организация, которая сотрудничает с пятнадцатью странами мира, активно пропагандирует пацифизм, работает с беженцами и участвует в разрешении военных конфликтов путем проведения антивоенных митингов, семинаров. Основана в 1923 году и на данный момент имеет большой вес в мероприятиях волонтерского движения.

Масштабное движение гринписовцев известно по всему миру своими действиями против насилия над животными, уничтожения лесов. Также современное волонтерство корпорации «Гринпис» весомо влияет на проблему загрязнения планеты токсичными отходами, активно выступает против использования ядерного оружия и загрязнения атмосферы. Информация об их действиях обширно публикуется во всех средствах СМИ, а филиалы организации расположены в сорока странах мира! Движение «Гринпис» основано в Ванкувере в 1971 году простым бизнесменом, который выступил с протестом против ядерных испытаний и мгновенно получил мощную поддержку единомышленников. Со временем спектр влияния добровольцев-пацифистов расширился и стал отличаться тем, что организация никогда не вступает ни в одну партию, не принимает поддержку от коммерческих структур, а существует исключительно на пожертвования заинтересованных в чистоте природы людей.

2018-й: Год волонтера в России

Союз добровольцев России считает, что действия добровольцев должны быть в первую очередь социально-значимые, несущие ощутимую пользу для населения. Поэтому деятельность этой организации направлена на помощь инвалидам и пожилым людям, находящимся за чертой бедности. Также настойчиво ведется работа по искоренению детской порнографии, проституции и педофилии: чистятся просторы интернета, создан мониторинговый центр.

Нынешний год примечателен тем, что президент В. Путин признал заслуги людей, самоотверженно отдающих свое время и силы на благо страны и мира, указал на важность волонтерского движения в развитии страны. Поэтому еще в 2017 году он подписал указ о том, что объявляет 2018-й Годом волонтера и призвал всех поддержать движение для того, чтобы сделать его более популярным.

Президент указал: необходимо дать понять людям, что бескорыстные благие дела существенно влияют на мировой престиж страны, показывая широкую русскую душу, которая издревле славится своей добротой, человеколюбием и милосердием. Была даже разработана специальная эмблема в виде нескольких рук с сердечками в ладошках, которые тянутся вверх.

Немного статистики

Волонтерские движения настолько популярны в европейских странах, что:

  • В Германии каждый год в добровольных работах принимают участие свыше двух миллионов (!) человек, то есть каждый третий, что является показателем высокой нравственности жителей этой страны. Примечательно, что после окончания учебного заведения немец обладает правом «социального года», который дает возможность работать волонтером в понравившемся месте, что впоследствии существенно повлияет на резюме при поступлении на работу.
  • В Ирландии 32 % всего населения являются сотрудниками волонтерских служб. Они утверждают, что совершают то, что никогда не сделает человек, требующий оплаты за свой труд.
  • В Японии четвертая часть населения имеет опыт волонтерской работы в прошлом, утверждая, что это - хорошая жизненная школа и проверка человека на положительные моральные качества.
  • 18 % французов хотя бы раз участвовали в работе добровольцев, при этом большинство из них посвящает этому всю жизнь, отдавая бескорыстному служению людям не менее двадцати рабочих часов в месяц.

В США до недавнего времени волонтерство было не очень популярно, так как президент Рейган не поддерживал таких начинаний: в годы его пребывания на посту всего 8 тысяч американцев являлись сотрудниками добровольных служб. К счастью, с приходом Б. Клинтона ситуация кардинально изменилась, и в настоящее время работе волонтером отдают себя 26 % американцев.

В любом случае, чтобы ни происходило в прошлом в процессе зарождения движения добровольцев, это создало ответный резонанс во всем мире, доказывая, что не все сердца людей зачерствели в погоне за материальными благами и удовольствиями.