Как написать служебную записку на повышение в должности сотрудника: образец документа. Представление на сотрудника образец бланк Характеристика при повышении

Н.Б. Белова,
г. Томск

Каждому сотруднику кадровой службы рано или поздно приходится составлять характеристику или представление на работника. Сложнее всего приходится тем, кто впервые сталкивается с таким ответственным делом, как подготовка отзыва своего персонала о трудовой и общественной деятельности.

Каких-либо нормативно-правовых требований к составлению характеристик и представлений нет. Их содержание во многом формируется практикой, принятыми в организации стандартами делопроизводства, образованием и опытом сотрудников кадровой службы.

Для того, чтобы облегчить работу кадровиков и всех тех, кому приходится составлять эти документы, приведем ряд правил и рекомендаций по их подготовке и оформлению и начнем с характеристик.

Характеристики

Характеристика - это документ с отзывом о трудовой, общественной или иной деятельности гражданина, краткое описание его качеств, проявленных в трудовой и общественной деятельности. Необходимость в ней возникает тогда, когда гражданину или его поведению требуется дать оценку и принять в его отношении властное решение.

В зависимости от цели составления и использования характеристики подразделяются на характеристики, предназначенные для использования в организации (далее по тексту будем называть их «внутренними») и характеристики, составляемые по запросам сторонних (относительно организации) субъектов и предназначенные для применения за пределами организации (далее - «внешние характеристики»).

Характеристики, предназначенные для внешнего использования

Внешние характеристики составляются по просьбам самих работников (для представления по месту запроса), требованиям государственных и иных органов, сторонних организаций. Цели, для которых от работодателя затребуются характеристики, могут быть разнообразными: как для решения бытовых вопросов (например, поступления работника в учебное заведение, получение кредита, пр.), так и для решения вопросов, связанных с принятием в отношении работника государственным (в т.ч. юрисдикционным) или муниципальным органом властного решения (например, о выдаче различных разрешений, применении в отношении работника мер государственного воздействия (награждения или наказания), пр.).
Наиболее сложным для сотрудников кадровых служб является составление характеристик, затребованных адвокатами, органами (должностными лицами), в производстве которых находится дело о правонарушении, совершение которого вменяется работнику, судами (судьями).

Во всех случаях привлечения работника к административной или уголовной ответственности суд и орган, уполномоченный на применение административных наказаний, при разрешении дела и назначении наказания должны учитывать личность виновного, его имущественное положение и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Для этого они наделены правом истребовать сведения, характеризующие работника, его семейное и имущественное положение, другие. В большинстве случаев в документах с требованиями представить необходимые сведения не указывается, какая именно информация нужна суду или иному юрисдикционному органу. Ввиду этого, сотрудник кадровой службы в лучшем случае может посоветоваться с адвокатом или самим работником, а в худшем - должен самостоятельно определить, какие сведения необходимы запрашивающему характеристику.

Приведем общие правила, которые помогут упростить решение ряда сложностей, возникающих при составлении характеристик.

В эту часть могут быть сразу включены сведения об организации, выдавшей характеристику, например:

Вместо «работника» в заголовке к тексту можно указать конкретное наименование должности (профессии, специальности), занимаемой (выполняемой) работником. Однако такой подход больше подходит для внутренних характеристик, так как для внешних важна вся трудовая деятельность работника, а не только в последней должности (по последней профессии).

На практике в заголовочной части нередко указывается год рождения, например:

Здесь же, в заголовочной части приводится дата составления характеристики, например, следующим образом:

Дата составления может быть указана и в составе подписей должностных лиц, заверяющих характеристику, или в конце текста (см. далее).
Основную часть характеристики можно разделить на следующие информационные блоки:

Рассмотрим их подробно.

Общие биографические сведения

Под общими биографическими сведениями понимаются дата и место рождения, сведения об образовании (уровень образования, наименования учебных заведений и время получения образования). Эту информацию кадровая служба устанавливает по личной карточке работника и иным учетным документам.

Общие биографические сведения могут излагаться двумя способами:
а) в повествовательной форме изложения - когда данные указываются в одном предложении (в нескольких предложениях одного стиля) с сохранением единого смысла, например:

б) в анкетно-списочной форме изложения - когда данные указываются в виде списка, например:

Если работник имеет несколько уровней образования (по разным направлениям) или два (и более) образования одного уровня (например, два высших), то они отражаются в характеристике с акцентом на основное или главное для работника.
В этом же блоке указываются сведения о воинской службе, например:

В краткую справку о биографии работника могут быть включены сведения о семейном положении - состоянии в браке, наличии детей и т.д., например:

Краткая справка о трудовой деятельности до последнего места работы

Данный блок редко включается в характеристику - как правило, по просьбе самого работника или его адвоката. В этом случае сотрудник кадровой службы указывает от 3 до 5 мест работы до последнего места, например:

Эти данные устанавливаются по трудовой книжке работника.

Характеристика трудовой деятельности по последнему месту работы

В данном информационном блоке сотрудникам кадровой службы можно порекомендовать излагать сведения о работнике в следующем порядке:

1) должности (профессии, работы), которые работник занимал (выполнял) в данной организации, краткое описание обязанностей по последней занимаемой должности (выполняемой работе) или по нескольким последним должностям (работам), интересующих субъекта, запросившего характеристику. Например:

Более развернутое перечисление выполняемых работником обязанностей нужно указывать только в том случае, если об этом просит сам работник, адвокат или иное лицо, запрашивающее характеристику. Представляется, что для таких ситуаций проще подготовить копию должностной или производственной инструкции работника, а в характеристике основной акцент сделать на достижения работника, например:

2) деловые качества работника, проявленные им в ходе трудовой деятельности. Фактически в этом блоке приводится оценка поведению работника, данная ему его коллегами, непосредственным руководителем, подчиненными сотрудниками, службой кадров. Для подготовки характеристики в этой части также могут быть использованы оценки, данные работнику в ходе последней аттестации.

Какие именно деловые качества должны приводиться в характеристике, сотрудник кадровой службы должен определить вместе с работником, адвокатом или иным запрашивающим характеристику лицом, а при невозможности консультаций с заинтересованными лицами, самостоятельно, руководствуясь целями и основаниями составления характеристики.

Всегда сложно начать перечислять качества работника. Для того, чтобы облегчить этот процесс, рекомендуем воспользоваться таблицей 1, в которой сотрудник кадровой службы, непосредственный руководитель работника или подчиненный должен ответить на главные ключевые вопросы о работнике - «Какой он?» или «Кто он?» - по разным направлениям.

Таблица 1

Области деятельности

Какой? / Кто?

Руководящая деятельность: лидерство, умение планировать и организовать работу, авторитет у коллег и подчиненных, требовательность, пр.

Творческая деятельность: инициативность, умение ставить и решать творческие задачи, умение находить нестандартные подходы к решению задач, пр.

Социальная и коммуникативная деятельность: коммуникабельность, конфликтоустойчивость, стрессоустойчивость, умение работать в коллективе, пр.

Образовательная деятельность: собственная обучаемость, склонность к самообучению, умение обучать и воспитывать других, пр.

Левый столбец таблицы сотрудник кадровой службы может дополнить по своему усмотрению. Заполненный непосредственным руководителем работника, его коллегами, сотрудником кадровой службы правый столбец таблицы является основным для описания деловых качеств работника. Например:

Фрагмент заполненной таблицы

Области деятельности

Какой? / Кто?

Профессиональная деятельность: квалификация, компетентность, профессиональные способности,профессиональное мышление, владение знаниями по профессии, пр.)

Высококвалифицированный специалист

Исполнительная деятельность: организованность, работоспособность, исполнительность, настойчивость, оперативность выполнения поручений/распоряжений, трудолюбие, добросовестность, дисциплинированность, старательность, аккуратность, самостоятельность, пр.

Исполнительный
Добросовестный
Самостоятельный
Дисциплинированный

При трансформации кратких оценок в основной раздел характеристики нужно придерживаться следующих правил:

-

для описания качеств работника используется повествовательная форма текста документа, например, «проявил», «характеризуется», «относится»;

стиль изложения должен быть нейтральным, при описании качеств работника недопустимо использование эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (метафор, эпитетов, гипербол и т.д.);

текст характеристики должен быть емким и ясным, характеризоваться логической и грамматической связанностью текста, простотой языка; краткость изложения, тем не менее, должна давать читающему характеристику возможность составить полное представление о работнике;

в тексте характеристики недопустимо использование оборотов разговорной речи, техницизмов, профессионализмов, применение иностранных слов и терминов при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке, собственных сокращений слов, выражений «и т. д.», «др.» и иных;

несмотря на то, что характеристика представляет собой описание качеств работника, тем не менее, в ней нежелательно использование личных местоимений («он», «она», пр.).

С учетом этого деловые качества работника могут быть описаны следующим образом:


К исполнению должностных обязанностей относится добросовестно и ответственно. Дисциплинированна. При решении сложных вопросов проявляет самостоятельность и оперативность. Старательна в выполнении распоряжений руководства.
Обладает организаторскими способностями, пользуется авторитетом у коллег и сотрудников смежных подразделений. Требовательна к себе и подчиненным.

В приведенном образце описание качеств работника дается с помощью глаголов и кратких прилагательных. Ту же информацию можно изложить следующим образом:

За время работы Сергеева О.П. проявила себя как высококвалифицированный специалист в области стандартизации, хорошо знающий законодательство о техническом регулировании.
К исполнению должностных обязанностей Сергеева О.П. относится добросовестно и ответственно. Характеризуется высокой степенью дисциплинированности. При решении сложных вопросов проявляет самостоятельность и оперативность, старательность в выполнении распоряжений руководства.
Сергеева О.П. обладает организаторскими способностями, пользуется авторитетом у коллег и сотрудников смежных подразделений, проявляет требовательность к себе и подчиненным.
Умеет находить нестандартные подходы к решению задач, стоящих перед подразделением, творчески подходить к делу.

Как видно из представленного фрагмента описание деловых качеств работника приводится в порядке, изложенном в таблице (по направлениям деятельности). Такой подход считается наиболее правильным, но не единственным. Готовя характеристику, составитель может перечислять качества работника не по группам, а в соответствии с логикой повествования.

Характеристика на работника должна быть максимально объективной. Составляя ее, сотрудник кадровой службы должен дать реальное и правдивое, а не желаемое или идеальное, описание работника. Если у последнего есть недостатки, они должны найти отражение в характеристике. Как показывает практика, более объективной считается характеристика, в которой соотношение недостатков и положительных качеств составляет 1:5, то есть недостатков не должно быть более 20%. Изменение соотношения в пользу отрицательных качеств делает характеристику отрицательной, а в пользу положительных - вызывающей сомнения в объективности.

Перечисляя недостатки работника (по тем же направлениям деятельности, что и положительные качества), следует быть корректным и воздерживаться от явно выраженных негативных оценок. Недостатки желательно увязывать с достоинствами, а некоторых случаях нужно постараться нейтрализовать их перечислением положительных качеств, например:

Сказанное вовсе не означает, что если у работника нет недостатков, то для придания характеристике большей объективности их нужно придумать. Просто нужно стремиться к тому, чтобы этот документ максимально точно характеризовал работника;

3) участие в проектах организации, вклад работника деятельность организации. Этот блок следует приводить после описания деловых качеств. Если работник участвовал в важных проектах, желательно охарактеризовать степень его участия, личного вклада и, по возможности, проявленные при этом качества, например:

4) личные качества работника, проявленные им в ходе трудовой и общественной деятельности. При описании личных качеств работника руководствуются вышеизложенными правилами. Как и деловые, личные качества описываются в форме суждений о работнике. Для того, чтобы было легче вспомнить черты характера работника, также можно воспользоваться таблицей, в которой составитель сначала дает короткие ответы на вопрос «какой» и только затем трансформирует их в единый текст.

Таблица 2

Если при оценке деловых качеств еще можно говорить о какой-то объективности, то оценка личных в подавляющем большинстве субъективна, если только ее не дает большая группа людей. Более того, личные качества могут толковаться по-разному. Так, например, характеристика «амбициозен» может толковаться двояко: и как положительная черта, позволяющая сделать выводы о том, что работник стремится к большим достижениям, и как отрицательная, свидетельствующая о том, что работник проявляет чрезмерное самолюбие и самомнение.

Поэтому, так же, как и в случае с деловыми качествами, слова должны выбираться аккуратно. То же следует сказать и в отношении недостатков - если они по мнению составителя характеристики есть и очевидны, нужно постараться уравновесить их достоинствами.

С учетом сказанного личные характеристики могут быть описаны следующим образом:

Если в составлении характеристики не принимает участие психолог, не следует увлекаться психологической оценкой. Максимум, что может сделать сотрудник кадровой службы, это описать склад характера (спокоен, импульсивен и т.д.) или темперамент (сангвинический (уравновешенный, подвижный), холерический (неуравновешенный, подвижный), флегматический (уравновешенный, инертный), меланхолический (неуравновешенный, малоподвижный). При этом нужно отметить, что выводы о складе характера или темпераменте работника будут объективными только в том случае, если они основаны на длительных наблюдениях за ним;

5) результаты обучения, переподготовки и повышения квалификации. В основном эти сведения приводятся в характеристиках, запрашиваемых новым работодателем работника, органами, устанавливающими новый профессиональный статус работника, пр. В характеристиках, составляемых для представления в суд и иные юрисдикционные органы, эти сведения будут избыточными, если только они не приводятся для «полноты картины» или для компенсации недостатка информации о трудовой деятельности. В этом случае информация об обучении работника может быть увязана с его деловыми или личностными характеристиками следующим образом:

6) сведения о наградах и поощрениях, дисциплинарных взысканиях. Эта информация устанавливается по данным личной карточки работника. Если работник имеет несколько однородных поощрений, их можно указать в общем виде. Значимые поощрения и награды необходимо выделить особо, например:

Если у работника есть «неснятые» или «непогашенные» дисциплинарные взыскания, то при решении вопроса о том, следует ли указывать их в характеристике, сотрудник кадровой службы должен руководствоваться принципом объективности информации. Однако, следует отметить, что право указывать или не указывать ту или иную информацию всецело принадлежит кадровой службе, если в запросе из юрисдикционных органов нет прямого указания, что в характеристике должны быть указаны дисциплинарные взыскания (при их наличии).

Характеристика общественной деятельности

В этом информационном блоке указывается, в каких общественных объединениях или органах состоит работник, в каких общественных проектах и мероприятиях он принимает участие и т.д. В данном блоке может быть описана общественная деятельность работника как внутри организации, так и за ее пределами, но о которой кадровой службе достоверно известно из сообщений работника, иных источников. Например:

Иные сведения

Еще раз обращаем внимание сотрудников кадровых служб на то, что характеристика - это не личная или учетная карточка работника, а документ, в котором работодатель должен дать оценку работнику. Если бы суд, правоохранительные и иные органы интересовали только справочные данные о работнике, им было бы достаточно копии личной карточки или выписки из нее.

В том случае, если сотрудник кадровой службы опасается ошибиться в своих оценках или не может дать их ввиду отсутствия психологического образования, либо считает нужным воздержаться от оценок, но тем не менее сообщить сведения, которые могут представлять интерес для субъекта, использующего характеристику, ему можно посоветовать просто изложить факты, которые имели место за время работы работника в организации. В том случае, если он сам не был свидетелем этих фактов, желательно указать, откуда ему известна эта информация. В характеристике можно привести краткое содержание заявлений, высказываний или утверждений работника, которые могут дополнительно охарактеризовать его. Например:

Несмотря на то, что эта информация констатирующего характера, она может повлечь для работника более существенные последствия, чем оценочные характеристики. Поэтому, нужно отдавать отчет, как она будет истолкована.
Что нежелательно делать в характеристике, так это высказывать прогнозы и предположения, если только в этом нет особой необходимости.

Цели, для которых дается характеристика

В конце характеристики указывается, для каких целей выдана характеристика. Если она заведомо известна, то об этом непосредственно указывается в характеристике, например:

Если характеристика готовится для использования в нескольких органах, то в ней можно записать:

Если дата составления характеристики не указывалась в заголовочной части, ее можно указать в этом информационном блоке, например:

Место представления характеристики может быть указано и в заголовочной части, например, в случае если характеристика готовится для представления потенциальным работодателям, то место представления можно указать следующим образом:

Характеристики, предназначенные для внутреннего использования

Случаи и основания составления внутренних характеристик должны быть определены в локальных нормативных актах. Преимущественно потребность в них возникает при решении вопросов о переводах на вакантные должности, о применении мер поощрения или дисциплинарного воздействия, об определении соответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе (в ходе аттестации), о поручении работнику новых обязанностей (например, руководства новым проектом), о направлении в длительную и ответственную служебную командировку и т.д.

Рекомендации, изложенные в предыдущем разделе, могут быть использованы при составлении внутренних характеристик. Однако во внутренних характеристиках больший акцент должен быть сделан на трудовой деятельности работника.
В зависимости от цели составления характеристики в ней помимо качеств работника могут приводиться оценка творческого потенциала работника, выводы о его стремлениях, ожиданиях и притязаниях (например, на карьерный рост), рекомендации по использованию его качеств и т.д.

Нередко внутренние характеристики являются составными частями других документов, например, представлений, о которых речь пойдет в следующем номере журнала.
Так как внутренняя характеристика составляется исключительно для внутреннего пользования, то указывать в ней место представления не нужно.
В некоторых случаях возникает необходимость в указании должностного лица, по просьбе (требованию) которого составлена характеристика.

Правила оформления и выдачи характеристик

Обычно, характеристики составляются сотрудниками кадровой службы. При этом первичная характеристика, которая ложится в основу официального документа, как правило готовится непосредственным руководителем работника. За основу общей характеристики могут быть взяты опросы коллег или подчиненных самого работника.

Вне зависимости от того, кто готовит характеристику, в локальном нормативном акте организации должно быть четко определено кто имеет право выдавать характеристики и чьей подписью они должны заверяться.
Для характеристик, предназначенных для внешнего использования, главным требованием является их официальность. Поэтому, они должны подписываться первым лицом организации или уполномоченным им лицом и заверяться печатью организации. В ряде компаний практикуется заверение характеристики второй подписью - непосредственного руководителя кадровой службы.

Внутренние характеристики подписываются только руководителем кадровой службы или составителем характеристики, оттиски печати в них не проставляются.

Характеристики относятся к документам, содержащим персональные сведения о работнике, а, следовательно, их подготовка и представление должны осуществляться с соблюдением норм главы 14 Трудового кодекса РФ. Согласно статье 88 Трудового кодекса РФ работодатель не может сообщать персональные данные работника третьей стороне без получения письменного согласия на то работника (исключение составляют случаи, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в случаях, установленных федеральным законом).

В том случае, если инициатором составления характеристики, предназначенной для внешнего использования, является работник, то характеристика выдается ему под расписку. Взять расписку о получении характеристики следует и у адвоката работника, получающего ее на руки. Для учета выданных организацией внешних характеристик ведется соответствующая книга (журнал, альбом), предусмотренная локальным Положением о защите персональных данных работников, в которой проставляются отметки о выданных характеристиках и росписи получателей (при получении на руки). При направлении характеристик по почте в ней проставляются отметки о получении, проставляемые на основании почтовых уведомлений.

С характеристики, передаваемой или направляемой по почте инициатору ее составления, снимается копия, которая помещается в личное дело работника. Причем, это касается как характеристик на работающих сотрудников, так и на уволенных.

Влияние характеристики

В заключение первой части статьи еще раз вернемся к содержанию характеристик.

При их составлении возникает большое количество вопросов об этичности приведения той или иной информации. Желание сотрудников кадровых служб «не навредить» иногда приводит к тому, что характеристики превращаются в «похвальные листы».

По мнению судей, должностных лиц юрисдикционных органов, принимающих решения о наказании, большинство характеристик пишется по одному шаблону, и все они похожи на представления работников к награждению. Если инициаторами возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении являются сами работодатели, то имеет место полная противоположность - характеристики на работников, совершивших служебные правонарушения, направленные против интересов собственников предприятия, изначально похожи на приговоры. Объективных характеристик - единицы.

Давать универсальный совет - писать в характеристике все и только «правду и ничего кроме правды» - было бы опрометчивым, по той простой причине, что, во-первых, любая человеческая оценка событиям и поведению является субъективной и «у каждого своя правда», и, во-вторых, потому что положительную оценку сложнее использовать во вред работнику, нежели негативную, и не имеет значения, кто является субъектом ее использования. Полагаем, что минимум вреда и максимум пользы принесет указанное выше соотношение достоинств и недостатков работника, если, конечно, последние имеются. Что же касается достоинств, то даже если невозможно сформировать представление о работнике, есть ряд нейтральных и беспристрастных оценок, которые могут быть положены в основу характеристики.

Самым ответственным является составление характеристик для судов или иных органов, решающих вопрос о применении к работнику наказания, о выдаче работнику разрешения (например, на усыновление) и т.д. Для того, чтобы характеристика была максимально полной, нужно постараться проконсультироваться с представителем работника или органа, запросившего характеристику.

После того, как такая характеристика составлена, сотрудник кадровой службы должен дать ей одну из трех оценок: «положительная», «удовлетворительная» или «отрицательная». Если самому это сделать сложно, то можно попросить коллегу (разумеется, не сообщая данные о работнике).

Ни в коем случае нельзя считать, что характеристика пишется для «проформы». Внешние характеристики, особенно судебные, способны изменить жизнь человека. Вот только несколько примеров, как характеристики с места работы и места учебы повлияли на судьбы людей:
а) положительная характеристика:

Фрагмент судебного решения

б) удовлетворительная характеристика:

Фрагмент судебного решения

в) отрицательная характеристика:

Фрагмент судебного решения

Составляя очередную характеристику, нужно помнить о том, что ее применение может изменить не только жизнь работника, но и других людей, например, усыновляемого малыша - ставя свою подпись в характеристике, вы вершите и его судьбу. Поэтому, будьте аккуратны со словами!

Представление

Н.Б. Белова,
г. Томск

Под представлением понимается документ, в котором выражается инициатива о применении к работнику конкретных мер или о совершении в отношении работника определенных действий. Во многом представления напоминают характеристики. Более того, в некоторых из них характеристики включаются в виде отдельных блоков. Однако - это разные документы, отличающиеся как по содержанию, так и по оформлению.

Представление можно условно разбить на две части: заголовочную и основную. В первой приводятся следующие реквизиты:

-

дата и номер. Исходя из того, что большинство представлений носит строго индивидуальный характер, регистрационный номер им может не присваиваться - в этом случае учет представлений ведется по дате их выдачи и фамилиям работников;

вид документа (представление);

заголовок к тексту . К сожалению, единообразный подход к определению названия рассматриваемого вида документа на практике не сложился: в одних случаях заголовок к тексту отвечает на вопрос «к чему?» (например, «к поощрению»), в других - «о чем?» (например, «о поощрении»). Согласно Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД) рассматриваемые документы следует именовать «представление о поощрении», «представление о переводе на другую работу». Вместе с тем, если исходить из того, что заголовок определяется исходя из формулировки основного действия - «представляется к...», то рассматриваемые документы должны именоваться «представление к поощрению», «представление к применению дисциплинарного взыскания», пр.
Так как единых требований к составлению рассматриваемых документов не установлено, представляется, что оба подхода - «представление о поощрении» и «представление к поощрению» - будут верными. Вместе с тем, в целях унификации кадровая служба должна отдать предпочтение одному из них.
В представлении может и вовсе не выделяться заголовок. В таких случаях в тексте особо подчеркивается непосредственная формулировка представления - «представляется к...» (например, как в образце представления о переводе на другую работу, приведенном в разделе «БУМАГИ» - стр. 82);

данные о составителе представления. Сведения о составителе представления могут указываться как в заголовке документа (см. образец представления к применению дисциплинарного взыскания на стр. 81), так и в его конце в реквизитах подписи (см. образец представления к поощрению на стр. 79 раздела «БУМАГИ»);

адресат. В том случае, если по представлению должно приниматься конкретное решение, то лицо, которому адресуется представление, указывается в заголовочной части так, как это показано в образце представления к поощрению (стр. 79 раздела «БУМАГИ»). Адресат не приводится тогда, когда в тексте представления предусмотрено место для указания решения по представлению и подписи лица, принявшего его (например, как в образце представления к применению дисциплинарного взыскания - стр. 80 раздела «БУМАГИ»).

В основной части представления, прежде всего, должны приводиться учетные сведения о работнике (фамилия, имя, отчество, должность или профессия, дата рождения, пр.). Их состав определяется кадровой службой для каждого вида представлений (см. рекомендации по составлению отдельных видов представлений). Также в зависимости от вида представления в нем отдельными информационными блоками приводятся: характеристика качеств работника, необходимая для решения вопроса о применении в отношении работника конкретных мер; основания для применения к работнику соответствующих мер; непосредственное представление; заключение соответствующих подразделений по представлению; другие сведения. Само представление может быть сформулировано следующим образом:

«Представляю _____________________ к ________________________________________»;
(данные о работнике)

«_____________________ представляется к _____________________________________».
(данные о работнике) (действия или меры в отношении работника)

На практике также нередко используется такая формулировка представления:

«_________________________ достоин __________________________________________».
(данные о работнике) (действия или меры в отношении работника)

В зависимости от мер, к которым представляется работник, в представление могут включаться и другие сведения (см. следующий раздел).

Виды представлений и их содержание

I. Представление к поощрению

Представление к поощрению работника - наиболее распространенный вид представлений. Он предусмотрен в системе кадрового делопроизводства значительного числа организаций и государственных органов.

Прежде чем приступить к характеристике содержания этого представления нужно обратить внимание на следующий момент. Не всегда формулировка «подготовка представления к поощрению работника» означает составление отдельного документа - представления. В большинстве нормативных правовых актах, регламентирующих порядок поощрения и награждения работников, приведенное положение означает подготовку документов на поощрение персонала вообще; конкретные же виды документов предусматриваются инструкциями по делопроизводству, иными локальными нормативными актами организации. Например, подготовка представления к награждению работников некоторыми ведомственными знаками отличия в труде предполагает составление таких документов, как письма-ходатайства (на имя руководителя органа, осуществляющего поощрение), наградных листов, других.

Если же кадровая служба намерена включить в систему делопроизводства непосредственно представление к поощрению, то при разработке его формы желательно учесть ряд нижеследующих рекомендаций:
1) в представлении в обязательном порядке должно быть место для учетных данных. Их состав зависит от того, «под кого» разрабатывается форма. Так, в представлении к поощрению работника, которое будет составлять непосредственный руководитель работника, не совсем правильно предусматривать графы для указания тех учетных сведений, доступ к которым имеет только кадровая служба. Для формы такого представления достаточно общих данных, которые известны непосредственному руководителю работника - фамилии, имени и отчества, занимаемой должности (выполняемой работы), табельного номера. В том случае, если в форму включаются графы для большего количества сведений, например, о стаже работы в организации, времени замещения последней должности (выполнения работы по последней профессии), пр., то они могут заполняться сотрудником кадровой службы после получения частично заполненного представления от руководителя структурного подразделения. В этом случае в подстрочниках можно указать, кто заполняет ту или иную графу, например:

Фрагмент представления

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
к поощрению



2. Дата рождения ________________________________________________

3. Должность/профессия __________________________________________
(указывается руководителем работника)
4. Табельный номер ______________________________________________
(указывается руководителем работника)
5. Стаж работы:
- общий _________________________________________________________
(указывается кадровой службой)
- в организации _________________________________________________
(указывается кадровой службой)
- в занимаемой должности (по выполняемой профессии) _____________
(указывается кадровой службой)

Если представление разрабатывается непосредственно для кадровой службы и будет адресовываться руководителю организации, то состав учетных данных может быть значительно больше, например, о трудовом договоре, образовании, пр. Еще раз обращаем внимание, что вопрос о том, какие учетные сведения должны указываться в представлении, кадровая служба решает самостоятельно;
2) в представлении к поощрению желательно предусмотреть место для отражения информации о наличии у работника неснятых дисциплинарных взысканий, например:

«Сведения о неснятых дисциплинарных взысканиях ________________»;

3) в том случае, если, по мнению кадровой службы, лицу, имеющему право применять поощрения, для принятия решения о поощрении необходимо знать информацию о работнике, в форме представления предусматриваются графы для краткой характеристики работника, например:

«Краткая характеристика _______________________________________».

Характеристика может быть выделена и в отдельный информационный блок (см. далее). Если же для лица, принимающего решение о поощрении работника, важны только заслуги и достижения, за которые работник собственно представлен к поощрению, в форме представления достаточно предусмотреть строки для их перечисления, например:

«Конкретные заслуги (достижения, успехи, отличия) _____________»;

4) в представлении к поощрению может не предусматриваться возможность для указания непосредственным руководителем работника конкретного вида поощрения. В этом случае в документе формулируется общее предложение о применении к работнику поощрения без указания, какого именно, например:

«___________________________________ представляется к поощрению».

Для окончательного же решения по представлению предусматриваются отдельные графы или информационный блок;
5) в форме представления должно быть предусмотрено место для подписи работника, составившего представление.

В том случае, если системой поощрения предусмотрено согласование представлений, составляемых непосредственными руководителями, с кадровой службой, то в форме представления целесообразно предусмотреть место для ее заключения.

В зависимости от того, каким способом руководитель организации или иное лицо должно выразить свое решение по представлению, при разработке формы представления необходимо предусмотреть место для резолюции или для выражения конкретного решения.

Таким образом представление может быть разбито на следующие информационные блоки:

С учетом сказанного представление к поощрению может быть составлено по образцу, приведенному в разделе «БУМАГИ» - стр. 79.

Для случаев представления к поощрению группы работников с целью сокращения документооборота целесообразно разработать отдельное представление.

Основная часть такого представления может быть сконструирована по следующему образцу:

Фрагмент представления

За ______________________________________________________________
(мотив поощрения)
представляются к поощрению в виде _______________________________
(конкретный вид поощрения)
1. ______________________________________________________________

2. ______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество; должность, профессия)

Такая форма используется в том случае, если группа работников представляется к одному виду поощрения. Для представления нескольких работников к разным видам поощрений может использоваться образец, приведенный в разделе «БУМАГИ» на стр. 80.

II. Представление к применению дисциплинарного взыскания

Представление к применению дисциплинарного взыскания используется в системе кадрового делопроизводства значительного, но не большого количества коммерческих организаций. Во многом это обусловлено тем, что для принятия решения о привлечении работников к дисциплинарной ответственности достаточно документов, подтверждающих факт совершения дисциплинарных проступков (актов, протоколов, рапортов, докладных записок, пр.).

Если же кадровая служба намерена закрепить обязанность на выдвижение инициативы о применении дисциплинарных взысканий за руководителями структурных подразделений и унифицировать документы, в которых выражается такая инициатива, то при разработке формы представления необходимо учесть рекомендации, приведенные в предыдущем разделе (по разработке представления к поощрению). Так, прежде всего, кадровая служба должна определить состав учетных сведений. В основной части представления целесообразно предусмотреть графы для:

В представлении может предусматриваться место для приведения краткой характеристики на работника.

Так же, как и в случае с представлением к поощрению, в представлении к применению дисциплинарного взыскания должно быть предусмотрено место для резолюции руководителя организации или иного лица, уполномоченного на принятие решений о привлечении работников к дисциплинарной ответственности, либо для непосредственного его решения. Представление к применению дисциплинарного взыскания может быть составлено по форме, приведенной в разделе «БУМАГИ» (стр. 81).

III. Представление о переводе

Данный вид представлений встречается также не в каждой организации. Как правило, представления о переводе вводятся в систему делопроизводства для решения вопросов о переводе на должности высшего звена управления и в тех случаях, когда локальными нормативными правовыми актами предусмотрено, что назначение на должность производится по соответствующему представлению вышестоящего должностного лица.

В представлении о переводе необходимо предусмотреть место для:

1)

учетных данных (фамилии, имени и отчества, занимаемой на данный момент должности, дате рождения, образовании (уровне, образовательном учреждении, дате окончания, специальности по образованию), иных сведений из личной карточки, необходимых для решения вопроса о переводе на вакантную должность);

непосредственного представления - «представляется к назначению на должность ____________________»;

характеристики трудовой деятельности работника, составляемой на основании трудовой книжки или иных документов, подтверждающих стаж работника;

основания представления к переводу (заслуги, достижения работника, пр.);

подписей составителя представления, заключения кадровой службы или иного структурного подразделения, отметок о согласии работника на перевод.

Поскольку перевод на вышестоящую должность условно можно считать поощрением, то при разработке конкретной формы представления целесообразно воспользоваться рекомендациями, приведенными в подразделе I настоящего раздела, и, в частности, предусмотреть место для решения руководителя организации (иного должностного лица) по представлению. В качестве примера может использоваться вариант представления, приведенный в разделе «БУМАГИ» (стр. 82).

IV. Представление на работника при проведении аттестации

Традиционная процедура аттестации персонала предусматривает составление представления на аттестуемого работника.

В наиболее распространенной форме представления на аттестуемого работника помимо места для указания учетных данных о работнике (фамилии, имени, отчестве, даты рождения, занимаемой должности на момент аттестации, даты назначения на должность, образовании, общего трудового стажа, стажа замещения должности, пр.), отводится место для:

1)

характеристики производственной (служебной) деятельности работника и квалификации работника;

сведений о соответствии профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности и разряду оплаты труда (согласно результатам предыдущей аттестации);

оценки результатов работы работника за период между аттестациями, в т.ч. оценки участия в реализации отдельных проектов, выполнении специальных заданий, пр.;

оценки отношения работника к работе и качества выполнения должностных обязанностей, личности работника, включая его профессиональные качества и индивидуальные способности;

предварительных выводов о соответствии профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности и разряду оплаты труда на момент проведения аттестации.

В форме представления на руководящего работника, кроме того, предусматривается место для отражения результатов деятельности возглавляемого работником структурного подразделения, итогов реализации координируемого им проекта.

Обычно, ответственным за составление и оформление представления, является непосредственный руководитель работника. Подписанный им документ передается на согласование в кадровую службу или непосредственно в аттестационную комиссию. Если же локальным Положением о проведении аттестации персонала организации предусмотрено согласование представления с кадровой службой, то в форме представления должно быть предусмотрено место для виз согласования или специальных отметок кадровой службы.

При разработке формы представления на аттестуемого работника за основу может быть взят вариант представления, в котором содержательная часть сконструирована по следующему образцу:

Вариант представления

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
на аттестуемого работника

1. Фамилия, имя, отчество _______________________________________

2. Занимаемая должность на момент проведения аттестации _________

3. Дата назначения на должность _________________________________
4. Мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и
результатов служебной деятельности _______________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
________________________________________________________________.

___________________________________ _________ _____________
(должность руководителя, (подпись) (расшифровка)
составившего представление)
«___» ___________ _______г.
С представлением ознакомлен _________ _____________
(подпись) (расшифровка)
«___» ___________ _______г.

В некоторых организациях и учреждениях процедура составления представления на аттестуемого работника характеризуется определенными особенностями. Так, например, при аттестации руководителей средних специальных учебных заведений представление для проведения аттестации готовится советом учебного заведения на основании отчета директора о результатах работы на общем собрании коллектива и подписывается заместителем председателя совета учебного заведения с указанием дат и номеров протоколов собрания, заседания совета. Следовательно, форма представления должна предусматривать место для указания реквизитов перечисленных документов.

Поскольку единых требований к процедуре проведения аттестации, а, следовательно, и к форме представления на аттестуемого работника, законодательство не устанавливает, организация может предусмотреть особый подход к отражению оценок работника. Так, например, в ряде банковских организаций аттестация персонала осуществляется по схеме, установленной Центральным банком РФ для своих сотрудников в Положении об аттестации работников Центрального банка Российской Федерации, утвержденном приказом Центрального банка РФ от 15.05.1994 № 01-000. В указанной схеме форма представления предусматривает возможность проставления оценок группами экспертов, в которые включаются представители различных подразделений, наиболее часто взаимодействующих по роду деятельности с аттестуемым работником. В этом случае каждый эксперт оценивает аттестуемого по параметрам, указанным в бланке представления:

Фрагмент
формы представления

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
(на специалиста)

Фамилия _______________________ Должность ______________________
Имя ___________________________ ________________________________
Отчество ______________________ Место работы ___________________
________________________________

II. Оценка специалиста (оцените по 7-балльной шкале показатели
результативности труда, профессиональные и личностные качества
аттестуемого специалиста. Для крайних значений шкал (1 и 7 баллов)
даны необходимые пояснения. Обведите кружком тот балл, который, по
Вашему мнению, наиболее соответствует уровню аттестуемого):

Оценка показателей результативности труда

На каждую работу На работу затрачивается
затрачивается значительно гораздо меньше времени,
больше времени, чем чем это диктуется
это диктуется опытом или опытом или планом
планом 1 2 3 4 5 6 7

В некоторых организациях схемой проведения аттестации не предусматривается составление представлений на работников - их заменяют отзывы о деятельности работника, отзывы о работнике или характеристики-отзывы. Эти документы отличаются от представлений тем, что в них, помимо перечисленных выше сведений, особым информационным блоком приводятся отзывы о работнике его непосредственного руководителя и предварительные выводы о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности или установленным требованиям.

В заключение нужно отметить, что в рассмотренном виде представлений отсутствует как таковая формулировка представления - к чему представляется работник.

V. Представление к присвоению специального звания

Представление к присвоению специального звания - ядро процедуры по присвоению сотрудникам ряда государственных органов специальных званий. Поскольку в основном эта процедура регламентируется специальными нормативными правовыми актами, то и формы представлений утверждены этими актами.

В основном формы предусматривают следующие информационные блоки:

1)

учетные сведения о работнике (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность, образование, стаж службы, пр.), информация о присвоении последнего специального звания (реквизиты документа о присвоении, характер присвоения звания (очередное, досрочное);

непосредственное представление с указанием специального звания, сроков представления, характера присвоения (очередное, досрочное);

характеристика профессиональных, деловых и личностных качеств сотрудника (описание служебной деятельности с указанием конкретных достигнутых результатов, информации о выполнении рекомендаций, данных в ходе предыдущей аттестации). В представлении к присвоению очередного специального звания досрочно или на ступень выше, указывается, за какие конкретные заслуги или показатели по службе сотрудник представляется к присвоению специального звания;

заключение кадрового подразделения по представлению (о поддержке, несогласии с представлением, отклонении представления);

справка о присвоении сотруднику специального звания (специальное звание, реквизиты документа о присвоении звания).

Поскольку представления к присвоению специальных званий имеют хождение только в некоторых государственных органах, приводить их образцы представляется излишним. Тем же сотрудникам кадровых служб, которым предстоит решать вопросы с составлением рассмотренных представлений, рекомендуем изучить схемы, предусмотренные специальными нормативными актами, например, Инструкцией по организации работы по применению поощрений и дисциплинарных взысканий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 09.06.2004 № 174), Инструкцией о порядке представления сотрудников и граждан, принятых на службу в таможенные органы Российской Федерации, к присвоению специальных званий (приказ ГТК России от 30.04.1998 № 280).

VI. Представление к увольнению

Данный вид представлений также применяется в государственных органах. Введение его в систему кадрового делопроизводства обусловлено спецификой службы в государственных органах (когда правом постановки вопроса об увольнении служащего наделяется его непосредственный руководитель или руководитель соответствующего структурного подразделения) и особенностями построения их кадрового аппарата. А вот в перенесении этого опыта в коммерческие организации с небольшими кадровыми службами вряд ли есть особая необходимость - загруженные оформлением обязательных документов инспекторы по кадрам без энтузиазма отнесутся к составлению еще одного документа при увольнении работника. Что же касается линейных менеджеров, руководителей структурных подразделений, то вовлечь их в процедуру составления представлений и вовсе представляется затруднительным.

Для тех, кто все же намерен ввести в систему делопроизводства представления к увольнению можно посоветовать обратить внимание на ряд нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру увольнения сотрудников государственных органов, например, на Инструкцию об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 23.06.2004 № 186), Методические рекомендации по организации работы по приему граждан Российской Федерации на службу (работу) в таможенные органы Российской Федерации по назначению на должность, по увольнению должностных лиц таможенных органов Российской Федерации и учреждений ГТК России (распоряжение ГТК России от 17.03.2004 № 115-р), Инструкцию о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (приказ Минюста России от 26.04.2002 № 117).

Нужно отметить, что некоторые компании в ближайшее время будут обязаны предусмотреть в своей системе делопроизводства представления к увольнению. Это касается тех организаций, в которых граждане уже проходят или будут проходить альтернативную гражданскую службу. Согласно Положению о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 № 256, решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается на основании представления к увольнению; в представлении к увольнению указываются основания, по которым гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы. При разработке формы такого представления кадровая служба может воспользоваться вариантами представлений, утвержденными вышеуказанными нормативными правовыми актами.
Во всяком случае, в форме представления необходимо предусмотреть графы для указания следующей информации:

Фрагмент представления

...
представляется к увольнению в соответствии ______________________
(подпункты,
__________________________________________________________________
пункты, статьи федерального закона)
в связи с ______________________________________________________.
(причина увольнения)

В форме представления к увольнению также необходимо предусмотреть место для отметок увольняемого об ознакомлении с представлением и подписи сотрудника, составившего представление.

В завершение необходимо еще раз отметить, что каких-либо нормативно закрепленных правил составления и оформления представлений не существует. Что же касается вышеприведенных методик, то их следует рассматривать как рекомендации.

Также по этой теме.



Теги: ,

Для ряда должностей специалистов, служащих и руководителей (например, медицинский, педагогический работник) аттестация носит не рекомендательный, а обязательный характер. Порядок ее проведения в этом случае регулируется законодательными актами (в том числе Трудовым кодексом Российской Федерации, Приказами Министерств и т.д.) и нормативными локальными актами предприятия. Основанием для прохождения аттестации служит «Представление на соответствие занимаемой должности».

Что такое представление на соответствие занимаемой должности?

Основанием для прохождения аттестации служит "Представление на соответствие занимаемой должности"

Представление на соответствие занимаемой должности – это письменное осмысление повседневной деятельности работника. В нем описывается социально-психологический портрет сотрудника, основные направления профессиональной деятельности, достигнутые и недостигнутые результаты.

Представление составляется непосредственным руководителем сотрудника, отправляемого на аттестацию.

Цель создания документа изначально заложена в его названии: установить, соответствует или не соответствует человек занимаемой им должности.

Оформление представления на соответствие занимаемой должности

Представление оформляется на бланке организации со всеми соответствующими реквизитами. Обязательно указывается адресат. Сделано это может быть двумя способами:

  • «Председателю аттестационной комиссии __________ (Фамилия И.О.)»
  • «В аттестационную комиссию __________ (полное наименование комиссии, включая название района, города или области, где будет проходить аттестация)

Документ заверяется подписью руководителя организации и ставится печать.

При описании и оценке профессиональных, деловых и личностных качеств работника необходимо придерживаться:

  • Нейтрального стиля (не допустимы образные сравнения и эмоционально-экспрессивные средства языка!!!)
  • Логической последовательности в изложении фактов, фразы должны быть емкими, краткими и ясными
  • Недопустимо использование разговорной речи, сокращенных слов и выражений (типа «т.д.», «др.»), применение терминов и иностранных слов при наличии в русском языке равнозначных им
  • Нежелательно пользоваться личными местоимениями («он», «она»)
  1. После реквизитов организации указывается ФИО председателя аттестационной комиссии или учреждение, куда будет направлено представление
  2. Ниже в центре листа заглавными буквами слово «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ», следующей строчкой прописными буквами «на соответствие занимаемой должности»
  3. Затем идет блок личных данных работника: ФИО полностью, дата рождения
  4. Сведения об образовании с полным наименованием образовательного учреждения, даты его окончания, полученной специальности и квалификации. Все записывается в полном соответствии с дипломом. Если работник имеет два и более образования, то указываются все по порядку, начиная с того, что было получено первым
  5. Сведения о повышении квалификации (если оно имело место быть)
  6. Сведения о текущей деятельности: наименование занимаемой должности, стаж работы в данной должности, стаж работы в организации от которой направлен на аттестацию
  7. Оценка профессиональных и деловых качеств работника, а также результатов его профессиональной деятельности в целом

Профессиональные качества – это те черты, которые выделяют человека, как профессионала среди прочих представителей данной профессии. Грамотно описать профессиональные качества работника, а также оценить их уровень, поможет обращение к квалификационным требованиям по его должности. Для этого рекомендуем воспользоваться «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих».

Деловые качества – это способность выполнять некие трудовые функции в соответствии с имеющимися профессиональными и личностными характеристиками. Здесь оценивается отношение сотрудника к работе в целом и к выполнению своих должностных обязанностей, а именно:

Необязательно, но желательно указать и личностные качества сотрудника, например, выдержанность, уравновешенность, вежливость, отзывчивость, самокритичность, лояльность, принципиальность, честность, скромность, смелость и т.д.

Результаты профессиональной деятельности – здесь оцениваются результаты труда с момента прошлой аттестации или начала рабочей деятельности, если аттестации еще не проводились. Например, участие в реализации проектов, выполнении отдельных заданий.

Если на аттестацию отправляется руководитель, то оцениваются результаты труда всего подразделения или группы людей, находящихся в его подчинении.

После составления представления на соответствие занимаемой должности

С оформленным по всем правилам и подписанным руководителем представлением необходимо ознакомить работника. О чем внизу документа ставится отметка: «с представлением ознакомлен», подпись, расшифровка, дата. Делается это за один месяц до проведения аттестации. Затем представление вместе с аттестационным листом передается в аттестационную комиссию.

Если сотрудник отказывается ставить подпись под документом, то в присутствии двух свидетелей составляется соответствующий акт. Проведению аттестации это событие не препятствует.

В случае несогласия работника со сведениями, изложенными в представлении, он имеет право представить в аттестационную комиссию собственную версию документа. К ней необходимо приложить заявление с изложенными в нем причинами такого поступка.

При нарушении срока ознакомления с представлением сотрудник вправе потребовать переноса даты аттестации.

Председателю аттестационной комиссии

ЦРТДиЮ «Полярис» Е.В. Беляковой

зам. директора по организационно-

массовой работе Е.И. Шестаковой

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

на работника, вновь назначенного на руководящую должность, кандидата на руководящую должность для аттестации с целью установления соответствия должности руководящего работника

на Шестакову Елену Игоревну

Заместителя директора по организационно- массовой работе

1. Общие сведения

1. Дата рождения (число, месяц, год)

06.08.1962 год

2. Сведения об образовании (высшее, какое профессиональное образовательное учреждение окончил(а), дата окончания.

Челябинский государственный институт культуры,1990 год

3. Специальность по диплому.

Культурно- просветительная работа

4. Квалификация по диплому.

Культпросветработник. Режиссер- организатор массовых праздников.

5. Образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом»:

5.2. Название учебного заведения.

5.3. Продолжительность обучения.

5.4. Дата окончания обучения.

6. Курсы повышения квалификации по профилю управленческой деятельности:

«Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть общего образования».

Институт управления и экономики, Санкт-Петербург, 72 часа, 2001год.

« Экспертная деятельность в образовании»

Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры, 72 часа, 2010 год.

«Режиссерские инновации в театрализованном действии»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования С - Петербургский государственный университет культуры и искусств, 72 часа, 2012 год

Самообразование

6.1. Наименование курсов.

6.2. Название образовательного учреждения.

6.3. Количество учебных часов.

6.4. Год окончания.

7. Общий трудовой стаж (лет)

Лет

8. Стаж педагогической работы (лет)

Лет

9. Стаж работы в данной должности (лет)

Года мес

10. Стаж работы в данном учреждении (лет)

Лет

11. Дата назначения на должность, по которой работник аттестуется

2010 год

II.Основные достижения в профессиональной деятельности

Наличие квалификационной категории по педагогической деятельности:

Наличие наград:

Почетная грамота управления образования администрации г. Мончегорска Мурманской области, 2009г.;

Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации,2009

Почетная грамота управления образования администрации г. Мончегорска Мурманской области, 2010г.;

Благодарственное письмо Главы муниципального образования администрации города Мончегорска Мурманской области, 2010 год

Наличие ученой степени__________________________________________________________

III. Предпосылки для назначения на руководящую должность

Состоял(а) в резерве на замещение руководящих должностей в образовательных учреждениях с______ г. при

Шестакова Елена Игоревна в ЦРТДиЮ "Полярис" с 2001 по 2010 год работала в должности заведующей отдела. В 2010 году назначена на должность заместителя директора и возглавляет отдел организационно- массовой работы, целью которого является - создание единой системы развивающего досуга, обеспечивающей формирование социальной активности, гражданской позиции, здорового образа жизни, творческого начала личности ребенка, комфортной сферы семейного досуга.

Наибольшее распространение в отделе получили следующие направления деятельности, которые определяют сложившуюся модель организационно- массовой работы отдела как действенный способ разумной организации досуга через организацию и проведение массовых мероприятий, вовлечение воспитанника в яркий мир игры, соревнований, конкурсов, праздников, освоение традиционного и инновационного опыта, познание, просвещение, общение:

Социально – значимые программы (для различных категорий жителей города - многодетных семей; детей-инвалидов и сирот; ветеранов ВОВ и т.д.);

Массовые, тематические, театрализованные, игровые досуговые программы;

Традиционные творческие праздники, концерты;

Фестивали, конкурсы, смотры, соревнования, акции;

Организация досуговых программ сопровождения детских оздоровительных лагерей и площадок для учащихся в период каникул;

Культурно-досуговые мероприятия по заказу УО, СОШ, учреждений, организаций города.

Шестакова Е.И. зарекомендовала себя как грамотный специалист, обладающая знаниями в области: стратегии развития образования в России и принципов образовательной политики; целей, содержания, форм, методов обучения и воспитания, современных концепций и технологий; типов образовательных учреждений, их места и роли в системе образования, требований к результатам их деятельности; основ экономики образования; нормативно-правовых основ функционирования и развития системы образования; теоретических основ управления, ведущих управленческих школ и концепций, особенностей управления в сфере образования; принципов анализа и построения образовательных систем и методов планирования их деятельности; стилей эффективного руководства коллективом; систем и методов материального и морального стимулирования работников; современных методов контроля образовательной, финансово-хозяйственной деятельности и делопроизводства в учреждении; требований к ведению делопроизводства в образовательном учреждении.

Показателями профессионализма Е.И. Шестаковой являются такие качества, как: коммуникабельность, гуманность, организаторские способности, инициативность, любовь и уважение к детям, постоянная работа над совершенствованием досуговой деятельности, объективность в оценке своей работы и профессиональной деятельности коллег, знание современных отечественных и зарубежных технологий обучения и воспитания. Руководитель отдела владеет приемами убеждающего воздействия, обладает высокой познавательной активностью, следит за специальной литературой, использует прогрессивные идеи педагогики, обладает педагогическим тактом, умеет анализировать деятельность образовательного учреждения, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения; разрабатывать нормативно-организационную документацию образовательного учреждения; разрабатывать программы развития досуговой деятельности в рамках образовательного учреждения; строить организационную структуру управления отделом; планировать и организовывать контроль деятельности отдела; мотивировать исполнителей на достижение высоких результатов в трудовой деятельности и повышении квалификации; предупреждать и разрешать конфликты в коллективе; организовывать освоение инноваций; проводить деловые совещания, беседы, организовывать групповую работу .

Должное состояние нормативной базы; программы досуговой деятельности, календарные планы, целевая программа по воспитательной работе; состояние материально-технической базы отдела; количественные и качественные характеристики движения кадрового состава педагогов- организаторов; социально-психологический климат в руководимом коллективе; качество и уровень санитарно-гигиенических условий состояние делопроизводства в отделе - являются показателями продуктивности досуговой деятельности Центра.

Деятельность Елены Игоревны построена на совокупности управленческой и педагогической деятельности (диагностической, коммуникативной, целеполагающей, проектировочной, организаторской, контрольно- оценочной, аналитической, стимулирующей, аксиологической). Особое место в работе руководителя отдела занимает повышение профессионального мастерства, включающего в себя самообразование, обучение на курсах повышение квалификации, обмен опытом профессиональной работы с коллегами. Обладает большим опытом профессионального самообразования.

Критически относится к результатам своего труда, имеет активную позицию в вопросах эффективной организации продуктивной образовательной деятельности, направленной на оценивание и коррекцию творческого процесса для достижения высоких результатов деятельности. Умеет проявлять творческий подход в решении разнообразных педагогических задач. Формирует способы совместной деятельности и сотрудничества, старается находить креативные решения для достижения поставленных целей.

Как руководитель отдела, Шестакова Е.И имеет цель собственной управленческой деятельности - выявление перспектив развития творческой деятельности Центра, повышение качества досуговой деятельности, используя потенциальные возможности педагогов- организаторов и педагогов дополнительного образования и совершенствуя формы и методы обучения, воспитания и организации досуга. Эта цель обоснована проблемами, потребностями управленческой деятельности в ЦРТДиЮ «Полярис», она конкретна, измерима, ресурсно обеспечена и встроена в контекст деятельности Центра, муниципальной системы образования в целом. Для реализации цели выбраны адекватные способы и средства, отвечающие современным требованиям к организации управления.

В результате планирования и прогнозирования деятельности отдела обеспечена положительная динамика роста количества и качества досуговых мероприятий (в том числе организация платных мероприятий) относительно аналогичных показателей за предыдущий период, ресурсно- методическое обеспечение досуговой деятельности соответствует современным требованиям досуговой деятельности и реализуемой откорректированной воспитательной программой «Будущее начинается сегодня». Профессиональная компетентность педагогов- организаторов также отвечает современным требованиям к осуществляемой образовательной, воспитательной и досуговой деятельности. Разнообразие видов воспитательной деятельности и форм организации досуга способствуют все большему привлечению зрителей, участие обучающихся, их родителей в мероприятиях, сотрудничеству с другими учреждениями, расширению воспитательного пространства и росту востребованности организационно- досуговых мероприятий различного уровня. В отделе сформировалась система планирования и контроля. При планировании работы Шестакова Е.И. учитывает индивидуальные особенности развития: склонности, интересы, состояние здоровья обучающихся; знает методы диагностики уровня интеллектуального и личностного развития детей, владеет набором вариативных методик педагогических технологий, осуществляет их отбор и применяет в соответствии с имеющимися условиями. С 2010г., являясь председателем Художественного совета ЦРТДиЮ «Полярис», Шестакова Е.И. активно ведет работу по регулярному обновлению и повышению качества репертуара творческих коллективов, повышению уровня подготовки досуговых мероприятий, выставочной деятельности.

Актуальность профессионального опыта показывает его связь с передовыми направлениями в обучении и воспитании подрастающего поколения, соответствие современным достижениям психологии и педагогики. Е.И.характеризуется высокой степенью удовлетворенности от профессии и самореализованности в ней, имеет достаточно высокий уровень общей культуры, что позволяет ей свободно ориентироваться не только в своем направлении, но и в смежных областях, а в результате – эффективно реализовывать свои профессиональные функции.

В своей работе использует различные формы и методы контроля, эффективность которого складывается из целенаправленности, плановости, систематичности, своевременности и оперативности.

Владея методиками анализа, Елена Игоревна проводит аналитическую работу по выявлению, изучению, обобщению передового педагогического опыта, регулярно проводит соответствие полученных результатов запланированным, способствует личностному развитию, повышает качество творческой подготовленности педагогов отдела . С целью определения степени соответствия досуговых программ нормативным требованиям проводит мониторинг деятельности отдела. Анализ результатов мониторинга позволяет Шестаковой Е.И. сделать вывод о результативности организации досуга, методического сопровождения в деятельности педагогов отдела, принимаемых участие в профессиональных конкурсах («Сердце отдаю детям» 2009-2010 у.г.- Кузнецова Т.В..Григорьев Б.В.; областной конкурс ; «Фестиваль педагогических идей»-20111-2012 у.г.- Морозова Н.Г., Зяблов Н.Н. ;участие в педагогических конференциях, мастер- классах, педагогических мастерских, семинарах- практикумах, как в центре, так и на муниципальном, областном уровнях.) Результаты оценки руководитель отдела использует и учитывает при планировании по самообразованию педагогов, аттестации, для контроля состояния программного обеспечения отдела.

Елена Игоревна имеет эффективный социальный опыт работы. В составе инициативных, творческих, авторских групп участвует в разработке и реализации социально значимых моделей, акций, проектах («Шаг к успеху») и программах, сотрудничает с руководителями учреждений других профессиональных сфер, расширяя сеть и систему взаимодействия с социальными партнерами по направлениям деятельности. Принимает активное участие в работе Методического совета ЦРТДиЮ «Полярис», возглавляет профессиональное, творческое объединение педагогов (МО), разрабатывает учебно- методические пособия, методические рекомендации, программы, сценарии театрализованных концертов, шоу, диагностический инструментарий. Владеет современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяет их в практической профессиональной деятельности, используя средства, методы, соответствующие поставленным целям, оптимально сочетая традиционные и новые образовательные технологии. Внедрение инновационных форм и методов способствует оптимизации методического обеспечения, использованию вариативных способов работы с информацией, технологий саморазвития и самообразования, созданию дополнительных условий для проектирования путей профессиональной самореализации, анализу самосовершенствования. С 2009г.-2011у. г принимала участие в опытно- экспериментальной деятельности, являясь членом рабочей группы городской инновационной площадки по темам: «Диагностика результативности и эффективности деятельности педагога дополнительного образования»

В 2011-2012 у.г. ведет работу по организации и проведению семинаров в рамках работы городской инновационной Опорной школы по теме: «Современные методологические подходы к организации и проведению массовых мероприятий в образовательных учреждениях г. Мончегорска.» (выпуск сборника методических материалов).

Информационная компетентность – одно из важных качеств Елены Игоревны, она всегда оперативно обеспечивает эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям образовательного процесса и организации досуговой деятельности Центра .

Для получения актуальной информации об изменениях в системе образования, обмена педагогического опыта, в целях самообразования Елена Игоревна использует в работе ИКТ - различные цифровые сетевые информационные образовательные электронные ресурсы, профессиональные инструменты, программно-методические комплексы для выполнения профессиональных практических задач. Применяет компьютерные и мультимедийные технологии в работе.

(Образовательный форум на педагогическом портале Мин. Обр. РФ ww.school. edu.ru;pedsovet.org/ forum.(круглые столы и видеоконференции с участием видных деятелей образования, телемосты); Сеть творческих учителей (www.it-n.ru );school-collection. edu. ru; festival.lSeptember.ru.«Консультант плюс»; «Состоявшиеся в профессии»; Федерация интернет образования - проект «Школьный сектор»; «4 ступени»; Интернет – государство учителей-http://www.intergu.ru). Является членом Всероссийского клуба социальных сетей работников образования n S portal.ru; prosh-koly.ru. Имеет публикации в интернете. Активно публикует постинги на российских сайтах. Особая активность – российские сайты pedsovet.org. и teacher-of-russia.ru. edu.jobsmarket.ru/ Создала свой мини- сайт зам. директора (a href = "http://nsportal.ru/lpm" > Лаборатория педагогического мастерства

= "http://nsportal.ru/shestakova-elena-igorevna" > Сайт зам. директора по ОМР на сайт , где представлены разработанные Еленой Игоревной методические материалы, (программы, сценарии, планы, отчеты и т.п.) на электронных носителях. Участвует в сетевых сообществах в профессиональных конкурсах, форумах, имеет Сертификат участника дистанционных семинаров по интерактивным технологиям и специальному программному обеспечению SMART Teсhnologies Inc, компания Polymedia г. Москва 2012 г.В настоящее время занимается разработкой личного интернет сайта. Принимает активное участие в 17-м Всероссийском конкурсе грантов «Мечты сбываются», целью которого является полная реализация творческого потенциала.

Освоение информационных концепций, знаний и навыков, наблюдение за деятельностью участников профессиональных сообществ является мощным средством поддержки профессиональной деятельности, позволяющим развиваться, постоянно оставаясь актуальным и компетентным педагогом - руководителем отдела. Уровень компетентности и профессионализма позволяет Елене Игоревне принимать активное участие в составе городской экспертной комиссии по аккредитационной экспертизе деятельности муниципальных образовательных учреждений.

Для повышения качества проводимых мероприятий педагогами отдела используются интернет материалы, все имеющиеся ТС.

Создана и систематизирована учебно- методическая база (коллекции видеофрагментов и 3Д моделей, анимации, мультимедийные диски, аудиоматериалы, сценарии и методическая продукция разных жанров по вопросам ОМР, документация, фото ит.п.)

В течение всего периода работы в Центре Шестакова Е.И. активно работает в составе аттестационной, тарификационной комиссиях, является членом жюри конкурсных мероприятий Центра и городских мероприятий.

Елена Игоревна ведет работу по формированию рациональной организации труда, обеспечению психологического климата, сплочению, развитию творческого коллектива единомышленников, укрепление старых и внедрению новых традиций в отделе, способствующих эффективности досуговой деятельности. Кроме всего, Шестакова – позитивный человек с активной жизненной позицией, творческая энергия которой - пример для педагогов, обучающихся и родителей.

Соответствие деловых и личностных качеств руководителя, результаты практической деятельности соответствуют поставленным целям, задачам и требованиям квалификационной характеристики по должности. Создана и приносит положительные результаты педагогическая модель работы в сфере досуга, основанная на сочетании: индивидуальной и коллективной работы; параллельности воздействия на личность и коллектив; комплексности, где учтены психолого- педагогические условия: положительное поле эмоционального и интеллектуального напряжения, творческий характер коллективной деятельности, совпадение интересов, потребностей и возможностей педагогов организационно- массового отдела с содержанием деятельности и ролевыми функциями педагогического руководства. Проделанная работа целесообразна, результативна и является основанием для аттестации с целью установления соответствия должности руководящего работника вновь назначенного на руководящую должность. Профессиональная квалификация, педагогическое мастерство, результативность профессиональной деятельности - совокупность всех показателей обеспечивает возможность дать положительную оценку результативности работы и назначить Шестакову Е.И. на руководящую должность.

"___" ___________ 20___г.

Директор ЦРТДиЮ «Полярис»__________________ (расшифровка подписи)

(подпись)

М.П.

С представлением ознакомлен(а) __________________________________

(подпись, дата)

Телефон аттестуемого: д омашний/сотовый д.т.- 8 815 3630728,сот.- 8 9522916909
служебный- 56267

электронный адрес аттестуемого:

* В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» согласен (согласна) на осуществление любых действий (операций), в т.ч.: получение, обработку, хранение, в отношении моих персональных данных, необходимых для проведения аттестации.

«___»______________20____г. Подпись____________________

К представлению прилагаются:

Копия трудовой книжки или приказа о назначении на должность;

Копия диплома (ов) об образовании

Копия удостоверения о повышении квалификации по должности (не менее 72 час.),

Копия документа, подтверждающая обучении ИКТ


Каждому кадровику рано или поздно приходится составлять представление на должность. Сложнее всего приходится тем, кто впервые сталкивается с таким ответственным делом. Что такое представление на должность?

Что такое представление на должность?

Представление на должность — это официальное внесение кандидатуры для назначения на какую-либо должность. Без представления назначение на должность не может состояться.

Например, согласно Конституции РФ, Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ.

Каких-либо требований к составлению данного документа нет. Содержание во многом формируется практикой и опытом работы сотрудников кадровой службы. Для того, чтобы облегчить работу кадровику приведем ряд правил и рекомендаций по подготовке представления на должность.

Представления бывают нескольких видов. Например, к применению дисциплинарного взыскания, к увольнению и т.д. Приступая к составлению представления о назначении на должность, выразите в нем инициативу и предложение о переводе работника на новую для него должность и обоснуйте это решение.

Если вы впервые создаете такой документ, то быстро сделать его будет не просто. Вам нужно от чего-то оттолкнуться, т.е. нужен примерный образец. Скачайте образец представления на должность (ниже) и вам будет проще начать его составление.

Оформление представления на должность.

Строгого подхода к названию представления тоже нет. Возможны разные варианты. Представление оформляется на бланке организации со всеми соответствующими реквизитами. Обязательно указывается адресат.

В основную часть представления включите следующие сведения о сотруднике: фамилия, имя, отчество, дата рождения, должность. Далее, укажите, какое образовательное учреждение закончил, когда, какую специальность получил.

Дайте характеристику производственной (трудовой) деятельности работника. Используйте для этого данные трудовой книжки или других документов, которые подтверждают стаж, опыт кандидата на должность.

Необязательно, но желательно указать и личностные качества сотрудника. Например, выдержанность, уравновешенность, вежливость, отзывчивость, самокритичность, лояльность, принципиальность, честность, скромность, смелость и т.д.

Оцените результаты работы сотрудника на предыдущей должности в целом. Его роль в реализации значимых проектов организации и выполнении специальных заданий. Отметьте профессиональное мастерство, индивидуальные способности.

Заключительную часть представления оформите следующими реквизитами: подписью составителя документа, заключением специалистов кадровой службы (при отсутствии — другого структурного подразделения организации), отметкой о согласии работника на перевод на другую должность.

Ниже вы можете скачать образец представления на должность. Так как жестких требований к составлению данного документа нет, то данный образец представления на должность сделан в свободной форме, которую легко поправить под свое предприятие.

Ф.И.О. _______________________________________________

Подразделение ________________ Должность______________

5 - превосходит требования должности;

4 – соответствует требованиям должности;

3 – преимущественно соответствует требованиям должности;

2 – временами не соответствует требованиям должности;

1 – не соответствует требованиям должности;

0 – если данное качество нельзя рассмотреть применительно к данному работнику.

А.Профессиональные качества

Экономическая компетентность, широта интересов

Профессиональные знания

Умение ориентироваться в проблемах

Стремление к профессиональному развитию

Способность самостоятельно принимать решения

Умение готовить документы и работать с ними

Рациональность принимаемых решений

Сумма качеств

Б.Управленческие качества

Умение планировать и организовывать работу

Умение разбираться в людях

Умение организовывать контроль и стимулирование

Инициативность, заинтересованность в результатах

Умение взаимодействовать с другими коллективами

Стремление совершенствовать методы работы

Сумма качеств

В.Личностные качества

Такт и культура общения

Умение развивать сотрудничество и доверие

Способность оказывать воспитательное воздействие

Самокритичность, умение признавать свои ошибки

Объективность в оценке результатов работы

Стремление к отстаиванию интересов коллектива

Нравственный потенциал, порядочность

Сумма качеств

Характеристика (как проявляются оценочные показатели в деятельности аттестуемого?) ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Представление составил __________________________________________________

С представлением ознакомлен (подпись аттестуемого, дата_____________________

Приложение Г

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Дата аттестации: 15.12.2010

Аттестуемый: Крамов Владимир Сергеевич. Табельный номер: 15

Аттестован в группе из 15 чел. Средняя оценка группы: 4,419

Оценка аттестации: 4,64.

Должность: начальник производства

Специальность: экономика и управление в машиностроении

Квалификация: инженер-экономист

Стаж работы общий: 25 лет

В данной организации работает: 20 лет.

В указанной должности работает: 3 года.

С работой справляется очень хорошо. Занимаемой должности соответствует, может быть зачислен в резерв на выдвижение. Лучшие показатели в группе. Отличный специалист. Поощрить денежной премией. Зачислить в резерв на выдвижение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ комиссии:

Характеристика

Обладает исключительно большим опытом работы и практическими знаниями. Хорошо знает технологию производства и особенности технологии на различных участках.

Разбирается в средствах механизации и автоматизации труда, может их эффективно применять в своей дея­тельности.

Прекрасно знает реальные эксплуатационные возможности и технические характеристики оборудования.

Хорошо знает технические требования к ремонту оборудования.

Имеет обширные знания в области организации и нормирования труда, отлично умеет их использовать на практике.

Прекрасно знает методы планирования производства, эффективно использует их на практике.

Отлично знает пути экономии ресурсов и умело организует их рациональное использование.

Хорошо знаком с вопросами управления, эффективно применяет свои знания на практике.

Хорошо ориентируется в основных вопросах экономики.

Хорошо знаком с основными методами расчетов ТЭП работы предприятия, умеет «читать» экономическую документацию (отчеты).

Достаточно легко ориентируется в технической документации.

Отлично знает организац. и технологич. взаимосвязи между подразделениями и службами предприятия.

Качественно выполняет свою работу.

Имеет достаточные навыки распределения обязанностей между своими подчиненными.

Хорошо умеет стимулировать деятельность своих подчиненных

Всячески способствует повышению квалификации, используя для этого все возможности.

Всегда охотно оказывает помощь коллегам по работе, не жалеет для этого своего времени и сил.

Обычно все делает вовремя и укладывается в срок, на него можно положиться.

Способен быстро разобраться в сущности вопроса

Имеет высокий культурный уровень.