Протокол аттестации рабочих мест. «Управление и Оптимизация Производственного Предприятия. Состав аттестационной комиссии

Открыть документ в галерее:


Текст документа:

Общество с ограниченной ответственностью "Ключ" ПРОТОКОЛ 28.12.2012 N 5 г. Минск аттестационной комиссии о завершении работы по аттестации рабочих мест по условиям труда Председатель - В.И.Коноплев Секретарь - И.И.Петрова Всего присутствуют - 6 человек Повестка дня: 1. Обсуждение результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. 2. Завершение работы по аттестации рабочих мест по условиям труда. СЛУШАЛИ: Инженера по охране труда Булкина Б.Б. об итогах работы аттестационной комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда. РЕШИЛИ: 1.1. Принять результаты аттестации рабочих мест по условиям труда. 1.2. Представить на утверждение директору общества Шумелкину И.П.: 1.2.1. перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда; 1.2.2. перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; 1.2.3. перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены вредные и (или) опасные условия труда, соответствующие требованиям списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени; 1.2.4. перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; 1.2.5. перечень рабочих мест, на которых результатами аттестации не подтверждены условия труда, дающие право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также условия труда, влекущие обязанности нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников; 1.2.6. план мероприятий по улучшению условий труда. 1.3. Считать завершенной работу комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда. ГОЛОСОВАЛИ: "за" - единогласно; "против" - нет; "воздержались" - нет. Председатель Подпись В.И.Коноплев Секретарь Подпись И.И.Петрова С результатами голосования ознакомлены: Подпись А.А.Авласов Подпись Б.Б.Булкина Подпись В.В.Васнецов Подпись Г.Г.Грибков

Приложения к документу:

  • (Adobe Reader)

Какие документы есть еще:

Что еще скачать по теме «Протокол»:


  • Взятие денег в заем – явление, достаточно, характерное и распространенное для современного общества. Юридически правильным будет оформить кредитный заем с последующим возвратом средств документально. Для этого стороны составляют и подписывают договор займа.

  • Ни для кого не секрет, что юридически грамотный подход к составлению договора или контракта является гарантией успешности сделки, ее прозрачности и безопасности для контрагентов. Правоотношения в сфере найма не исключение.

  • В процессе хозяйственной деятельности многих фирм наиболее часто используется договор поставки. Казалось бы, этот простой, по своей сути, документ должен быть абсолютно понятным и однозначным.

Многие предприятия и организации используют в своей работе периодическую аттестацию сотрудников. Подобного рода проверкам могут быть подвержены разные работники, вне зависимости от их специальности, уровня квалификации и прочих параметров.

Для грамотного проведения процедуры привлекается специальная комиссия, работа которой протоколируется в отдельном документе.

ФАЙЛЫ

Роль аттестации

Своевременная и регулярная проверка сотрудников дает возможность определить степень их профессиональной подготовки, оценить их теоретические знания, а также практические навыки и умения.

В процессе аттестации определяется, насколько тот или иной сотрудник соответствует занимаемой должности на данный момент времени.

В случае выявления факта несоответствия, администрация предприятия может принять меры, направленные на то, чтобы решить эту проблему, например, путем понижения сотрудника в должности, либо направления его на курсы повышения квалификации или переподготовки кадров. Не исключается также вариант увольнения тех представителей персонала, которые не прошли аттестацию.

Обязательно или добровольно

Существует ряд специалистов, которые время от времени проходят аттестацию в обязательном порядке. В основном это «бюджетники»:

  • врачи,
  • учителя,
  • некоторые технические и другие узкопрофильные работники.

Большинство сотрудников, работающих на коммерческие компании, подвергаются проверкам, исходя из желания и потребностей администрации фирмы.

Можно ли отказаться от аттестации

Сотрудник имеет право отказаться от прохождения аттестации, но только в том случае, если он не относится к тем категориям специалистов, которые обязаны проходить данный вид контроля по закону. Однако при этом не следует забывать о том, что руководство предприятия может найти повод для увольнения такого работника.

Кого нельзя подвергать проверке

Есть определенные группы сотрудников, которых нельзя тестировать на проф. пригодность. К ним относятся:

  • беременные работницы,
  • те, кто трудится по специальности менее одного года,
  • матери, ухаживающие за детьми до трехлетнего возраста,
  • люди, находящиеся на больничном (превышающем 14-тидневный период),
  • студенты дневных форм обучения.

Все остальные сотрудники, включая тех, кто имеет различные научные степени, длительный стаж и прочие регалии могут в любой момент подвергнуться проверке.

Порядок проведения

  1. Для того, чтобы провести аттестацию сотрудников по всем правилам, первым делом на предприятии издается соответствующий приказ. В нем указываются сотрудники, которые будут проверяться.
  2. Отдельным приказом назначается комиссия. В нее могут входить как сотрудники предприятия, так и эксперты со стороны.
  3. Далее проводится аттестационное заседание, в процессе которого члены комиссии изучают материалы, предоставленные проверяемыми специалистами и задают им вопросы по их специальности.
  4. По результатам проверки комиссия выносит решение по каждому сотруднику на предмет соответствия его занимаемой должности. Эти данные фиксируются в аттестационных листах работников, а весь процесс регистрируется в протоколе заседания аттестационной комиссии.

Для чего нужен протокол

Роль документа чрезвычайно важна. Он в точности фиксирует всю процедуру заседания аттестационной комиссии, что в дальнейшем ограничивает работодателя от необоснованных претензий со стороны работников, недовольных результатами проверки и контролирующих структур. Именно поэтому к составлению документа нужно относиться в высшей степени внимательно, не исключая возможности того, что в какой-то момент он может стать юридически значимой бумагой, востребованной к представлению в судебную инстанцию.

Кто составляет документ

Для ведения протокола выбирается секретарь. Он может входить в комиссию, а может быть и вне ее. В любом случае это должен быть человек, обладающий достаточным уровнем знаний и образования для того, чтобы правильно составить данный документ.

Правила составления протокола заседания аттестационной комиссии

Унифицированного образца протокола аттестационной комиссии нет, так что предприятия и организации могут писать его в свободной форме или же по шаблону, разработанному внутри компании и утвержденному в ее учетной политике. Протокол обязательно должен содержать в себя определенные сведения:

  • наименование организации, сотрудники которой проходят проверку,
  • информацию о членах аттестационной комиссии,
  • и тестируемых работниках,
  • результат контрольных действий.

Список вопросов, задаваемых в процессе аттестации, может быть включен непосредственно в протокол, а может быть присовокуплен к документу отдельным приложением.

Правила оформления протокола

Вести документ можно от руки, или печатать на компьютере, используя простой лист А4 формата, или фирменный бланк компании.

Вне зависимости от того, как именно протокол будет оформляться, в нем в обязательном порядке должны содержаться оригинальные подписи всех членов комиссии, а также секретаря, его оформившем.

Составляется протокол в нескольких экземплярах : по одному для каждой из заинтересованных сторон. После оформления и визирования один экземпляр передается на хранение в архив предприятия, где содержится установленное для такого рода документов время.

  1. Вначале посередине строки пишется полное название документа, затем указывается дата его составления.
  2. После этого в бланк вносится ссылка на приказ, который послужил основанием для проведения аттестации сотрудников (его номер и дата) и полное наименование компании.
  3. Следующее, что нужно отметить в протоколе: вопросы, стоящие на повестке дня. В данном случае это аттестация сотрудников предприятии – здесь нужно указать их фамилии, имена, отчества, должности, а также оценку их соответствия занимаемым должностям.
  4. Далее в протокол вписываются результаты аттестации по каждому конкретному работнику, а также фиксируется факт прохождения проверки.
  5. В завершение протокол должен быть подписан председателем, а также членами аттестационной комиссии и секретарем, которые таким образом удостоверяют то, что все внесенные в него сведения верны.

Чтобы понять, какие итоговые документы получит Заказчик после проведения Аттестации рабочих мест по условиям труда нужно коротко пояснить, как вообще проходит Аттестация рабочих мест.

При проведении Аттестации рабочих мест специалисты Аттестующей организации выезжают к Заказчику (в вашу организацию) для проведения инструментальных замеров уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах, а также фактической оценки состояния рабочих мест.

По результатам инструментальных замеров специалисты Аттестующей организации оформляются протоколы (по каждому вредному фактору), в которых отражается уровни предельно допустимой концентрации (ПДК), а также фактический уровень воздействия конкретного фактора на каждом рабочем месте. В результате сравнения ПДК и фактического уровня воздействия вредного фактора определяется класс условий труда.

Кроме того на каждом рабочем месте производится оценка тяжести и напряженности трудового процесса , оценка травмоопасности рабочих мест с обязательным составлением протоколов по данному рабочему месту.

А также проводится оценка оснащенности работников (и организации в целом) средствами индивидуальной и коллективной защиты (спецодежда и СИЗ) с составлением протоколов.

Инструментальные замеры на рабочих местах в среднем занимают от 10 до 20 минут (по каждому рабочему месту), иногда несколько больше, иногда меньше. Это зависит от специфики рабочего места, количества вредных факторов, удаленности рабочего места и т.д.

Далее специалисты Аттестующей организации по результатам фактической оценки вредных факторов (протоколы оценки тяжести и напряженности трудового процесса, оценки травмоопасности, оценки оснащенности спецодеждой и СИЗ) составляются Карты Аттестации рабочих мест .

В КАРТЕ АТТЕСТАЦИИ рабочего места по условиям труда отражается полная характеристика конкретного рабочего места, указывается:

  • название профессии по ОК-016-94;

  • указывается выпуск ЕТКС или ЕКС;

  • количество работающих и количество аналогичных рабочих мест;

  • указывается оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса, а также фактическое состояние условий труда;

  • указываются компенсации работникам, занятым на тяжелых работах;

  • право на досрочное назначение пенсии;

  • необходимость проведения медицинских осмотров;

  • даются рекомендации по улучшению режима труда, отдыха, подбору сотрудников.

Формы протоколов измерений и оценки вредных факторов, а также форма Карты аттестации утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

И последний важный пункт в Карте аттестации рабочего места - заключение Аттестационной комиссии по комплексной оценке условий труда. В соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н утверждены следующие формулировки:

  • Рабочее место аттестовано с комплексной оценкой условий труда «соответствует .

  • Рабочее место аттестовано с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда»

Обратите внимание, что после поведения Аттестации, рабочее место в любом случае будет аттестовано, но оценка Аттестационной комиссии может быть разной: соответствует или не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда.

Итак, кроме Карт аттестации и Протоколов замеров по каждому рабочему месту, по результатам Аттестации в пакет отчетных материалов (для Заказчика) входят следующие документы:

  1. Сведения об аттестующей организации (информация об аккредитации испытательной лаборатории (ИЛ), сведения о сотрудниках ИЛ участвующих в проведении Аттестации, сведения о средствах измерений (приборах)).

  2. Сводный ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧИХ МЕСТ подлежащих аттестации по условиям труда.

  3. СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

  4. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА КЛАССОВ условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам.

  5. ПРОТОКОЛ заседания Аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый).

  6. ПЛАН мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда. Данный документ готовится в случае необходимости, если по каким-то факторам, выявлены вредные или опасные условия труда.

Протокол № Квалификационной аттестации специалистов

Профессиональная аттестация специалистов проведена в соответствии с «Положением о повышении квалификации и аттестации работников членов Некоммерческого партнерства «Строитель» комиссией в составе:

Председатель комиссии: Директор

Члены комиссии: Главный инженер

Начальник ПТО

Приглашенные члены комиссии (раздел заполняется при необходимости):

Представитель ИжГТУ

Представитель главный инженер

В процессе собеседования выявлялись знания сотрудниками:

Должностных инструкций;

Правил по ОТ и ТБ, промышленной, пожарной электрической безопасности на выполняемые работы.

Должность

Перечень работ, по которым проводилась аттестация специалиста (лишнее убрать, при необходимости добавить виды работ согласно по приказа № 000)

Николаевич

Земляные

Общестроительные

Водоснабжение и водоотведение

Теплогазоснабжению

Электроснабжение

Связь, сигнализация, автоматизация

Монтаж оборудования и пусконаладочные работам (уточнить какого оборудования)

Дорожные

Устройство скважин

Свайные работы

Изолировочные

Устройству объектов нефтяной и газовой промышленности

Гидротехнические

Строительный контроль

Организация строительства

Инженер по качеству

Васильевна

1. Строительный контроль за общестроительными, земляными, коммуникационными, дорожными видами работ. (Пример)

Срок действия аттестации – 5 лет

Не прошли аттестацию: (при отсутствии таковых строчку убрать)

Подписи членов комиссии:

Примечание: Выделенное курсивом не распечатывать

Утверждено

решением Совета

НП СРО «Строитель»

Протокол № _ _от «_ _» __________201 0 года

Президент:

_____________________/

ПОЛОЖЕНИЕ

О повышении квалификации и аттестации работников членов

Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация «Строитель»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение устанавливает условия и порядок повышения квалификации и аттестации работников членов НП СРО «Строитель» (далее под членами НП СРО «Строитель» понимается как юридические лица, так индивидуальные предприниматели , принятые в члены Партнерства в порядке установленному документами НП) осуществляющих работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства .

1.2. Повышение квалификации и аттестация работников членов НП СРО «Строитель» (далее – работников, руководителей, специалистов), осуществляющих деятельность в области строительства зданий и сооружений, проводится с целью усиления защиты прав и интересов потребителей строительной продукции, повышения персональной ответственности за выполненные общестроительные, монтажные и специальные работы, соблюдение требований экологической безопасности и охраны труда .

1.3. В настоящем Положении используются следующие термины:

образовательные организации - образовательные организации, являющиеся юридическими лицами, созданные в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, и имеющие лицензию на образовательную деятельность в области повышения квалификации и аттестации;

квалификация - подготовленность работника к заявленной профессиональной деятельности, выполнению работ определенной сложности в рамках профессии, занимаемой должности или осуществления функции, предусмотренной п. 2.1. настоящего Положения;

повышение квалификации - процедура, предусматривающая прохождение работниками курса повышения квалификации не менее 72 часов, по разработанным образовательной организацией и согласованным с НП СРО «Строитель» программам с целью обеспечения наличия у работников необходимой квалификации по той или иной специальности;

аттестация - процедура, проводимая для подтверждения соответствия квалификации работниками (руководителей и специалистов), занятых в области строительства, установленным требованиям;

работник - физическое лицо, состоящее с членом НП СРО «Строитель» в трудовых отношениях в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, и занимающее должность или осуществляющее функцию, указанную в п. 2.1. настоящего Положения. Для решения задач настоящего Положения к работнику приравнивается индивидуальный предприниматель - член НП СРО «Строитель», осуществляющий функции должностей, указанных в п. 2.1. настоящего Положения.

2. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И АТТЕСТАЦИИ

2.1. Повышение квалификации и аттестация проводится для работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее или среднее профессиональное образование и выполняющих виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно Требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утв. Общим собранием НП СРО «Строитель», в том числе:

2.1.1. Главный инженер;

2.1.2. Главный технолог;

2.1.3. Заместитель директора по капитальному строительству;

2.1.4. Начальник строительного участка;

2.1.5. Производитель работ (прораб);

2.1.6. Мастер строительного участка;

2.1.7. Начальник производственно-технического отдела;

2.1.8. Инженер по качеству;

2.1.9. Начальник отдела контроля качества;

2.1.10. Инженер-технолог (технолог);

2.1.11. Начальник отдела капитального строительства;

2.1.12. Инженер по строительному контролю.

2.1.13. иные специальности, которые содержать в себе должностные или функциональными обязанности, установленные для вышеназванных должностей.

2.2. Повышение квалификации осуществляет образовательная организация, имеющая соответствующее разрешение на данный вид деятельности .

2.3. Программы повышения квалификации, разработанные образовательными учреждениями должны быть согласованы с НП СРО «Строитель».

2.4. Повышение квалификации и аттестация проводится не реже, чем один раз в пять лет.

2.5. Ответственность за своевременное повышение квалификации и аттестацию своих работниками несет юридическое лицо - член НП СРО «Строитель» или индивидуальный предприниматель - член НП СРО «Строитель».

3. ПОРЯДОК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИИ

3.1. Профессиональная аттестация работников может проводиться аккредитованном НОСТРОЕМ центре тестирования согласно п. 2.2, 2.3 настоящего Положения. По результатам аттестации выдается документ об квалификационной аттестации работника.

3.2. Профессиональная аттестация работников может проводиться созданной в организации аттестационной комиссией не реже 1 раза в 5 лет. Для проведения аттестации определяется программа, назначается приказом руководителя состав комиссии.

3.2.1. Программа профессиональной аттестации должна включать в себя знания работниками:

Должностных инструкций;

Требований технических регламентов и нормативной документации на выполняемые работы;

Технологий производства работ;

Положений по системе контроля качества, в т. ч. методов осуществления входного, производственного и приемочного контроля выполняемых работ;

Правил по ОТ и ТБ, промышленной, пожарной и электрической безопасности на выполняемые работы.

3.2.2. Знания специалистов могут проверяться как при собеседовании, так и при ответах на билеты и тестировании.

3.2.3. Для проведения аттестации руководитель организации приказом назначает аттестационную комиссию (председателя, секретаря и членов комиссии) из числа руководящих работников, высококвалифицированных специалистов, прошедших аттестацию в центре тестирования. Для работы в комиссии могут привлекаться преподаватели из образовательных учреждений или специалисты из других организаций, имеющие больший опыт, знания и соответствующую квалификацию и прошедших аттестацию в центре тестирования. По результатам проверки составляется протокол о проведении профессиональной аттестации.

3.2.4. Руководители и главный инженер организации проходят аттестацию в центре по аттестации при НП СРО «Строитель».

3.2.5. При аттестации определяются деловые качества работников и делаются выводы об их соответствии занимаемой должности, а также способности выполнять указанные в протоколе профессиональной аттестации работы.

3.2.6. О предстоящей аттестации работник должен быть предупрежден не позднее, чем за 1 месяц до ее проведения.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Информация об образовательных организациях, имеющих право повышать квалификацию и проводить аттестацию, их месте нахождения, порядке работы, условиях и порядке повышения квалификации и аттестации размещается на официальном сайте НП СРО «Строитель» в сети «Интернет».

4.2. Настоящее Положение вступает в силу по истечении десяти дней с момента его принятия Советом НП СРО «Строитель».

Документы для аттестации Оглавление статьи:

Общие положения

Аттестация работников - эффективный инструмент, позволяющий работодателю на основе оценки трудовой деятельности работников (проверки деловых качеств, уровня знаний, навыков) определить наличие у них достаточной квалификации, а равно их соответствие занимаемой должности или выполняемой работе.

Требования к квалификации работников определяются: трудовым договором, должностной инструкцией, локальными нормативными актами, квалификационными справочниками и профессиональными стандартами.

При небольшой штатной численности работодателю и без проведения аттестации несложно разобраться, кто из работников достойно выполняет свои трудовые обязанности и заслуживает повышения и поощрения, а кто регулярно допускает ошибки и не приносит особой пользы. Но, чем крупнее численность работников, тем сложнее это сделать.

В отношении государственных служащих и бюджетных организаций отдельных сфер деятельности необходимость проведения аттестации и порядок её проведения устанавливаются нормативными правовыми актами. Аттестация работников, выполняющих трудовые обязанности у иных работодателей обязательной не является, проводится по решению работодателей и регламентируется локальными нормативными актами, подготовленными с учётом норм, содержащихся в Трудовом кодексе РФ и других нормативных правовых актах.

Учитывая, что по итогам аттестации работодатель имеет право прекратить трудовые отношения с теми работниками, кто не соответствует занимаемой должности, во избежание оспаривания процедуры и признания локальных нормативных актов дискриминационными и ухудшающими положение работников, рекомендуется включать во внутренние документы работодателя нормы, аналогичные содержащимся в нормативных правовых актах, определяющих проведение аттестации.

Вы можете обратиться к юристам по трудовому праву, которые осуществляют и представление интересов Заказчика в судебных органах. Стоимость консультации юриста с проработкой имеющихся у Заказчика документов составляет 4000 рублей.

Польза аттестации

Подавляющее большинство работодателей не проводит аттестацию работников, находя для себя эту процедуру трудозатратной и сложной, а многие из тех, кто её проводит, зачастую ограничиваются лишь формальным сбором бумаг и подписей, что в итоге не приносит должных результатов.

При этом грамотное проведение аттестации работников не только приносит пользу и дает реальную отдачу, но и имеет большое значение для обеих сторон трудовых отношений:

  • для работодателя это возможность оптимизировать использование трудовых ресурсов, оценить уровень квалификации коллектива в целом и каждого из работников в отдельности, создать дополнительные стимулы к профессиональному росту работников и повышению их квалификации, сформировать кадровый резерв из наиболее компетентных специалистов и расторгнуть трудовые договоры с работниками, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым к занимаемой должности;
  • для работника это возможность доказать работодателю, что он является грамотным специалистом, обладающим достаточной квалификацией и высоким уровнем профессионализма, а также зарекомендовать себя в этом качестве и получить повышение.
  • В современных условиях аттестация также может помочь работодателю в определении системы оплаты труда работников, и очевидно, что присвоение разряда или категории по итогам аттестации носит более объективный характер, нежели осуществление этих действий по ходатайству непосредственного руководителя либо руководителем организации единолично.

    Задачи проведения аттестации

    Основными задачами проведения аттестации являются:

  • установление соответствия работников занимаемой должности;
  • формирование высококвалифицированного кадрового состава;
  • обеспечение возможности объективного и обоснованного передвижения кадров;
  • стимулирование роста профессионализма и уровня знаний работников;
  • определение необходимости повышения квалификации работников.
  • Порядок проведения аттестации

    Для проведения аттестации работников работодатель должен утвердить (как вариант - положение), определяющий:

  • порядок, сроки и формы проведения аттестации;
  • состав аттестационной комиссии и порядок ее создания;
  • категории аттестуемых работников;
  • категории работников, не подлежащих аттестации;
  • критерии оценки работников: систему определения соответствия работника занимаемой должности путем проставления оценок и/или баллов; установление количества / процента правильных ответов, определяющих успешное прохождение работником аттестации;
  • виды решений, принимаемых по результатам аттестации и порядок их принятия;
  • иные положения, способствующие наиболее эффективному проведению аттестации.
  • Локальный нормативный акт должен предусматривать чёткие и ясные критерии, позволяющие объективно оценить деловые качества работника (Апелляционное определение Смоленского областного суда от 24.02.2015 по делу № ).

    С локальным нормативным актом, определяющим порядок проведения аттестации работника необходимо ознакомить под роспись. Следует иметь в виду, что в случае возникновения трудового спора работодатель обязан будет предоставить доказательства того, что работник был поставлен в известность о возможности оценки результатов его работы и личных деловых качеств в форме аттестации и что по результатам аттестации может последовать увольнение работника (Определение Верховного Суда РФ от 04.06.2004 ).

    Как следует из Апелляционного определения Мосгорсуда от 24.02.2015 по делу № , факт ознакомления работника с приказом работодателя о проведении аттестации не свидетельствует об ознакомлении работника с соответствующим локальным нормативным актом, регламентирующим проведение аттестации (Положением). В связи с этим, работодателю нужно иметь неоспоримые доказательства, подтверждающие ознакомление работника со всеми , определяющими порядок проведения аттестации, с которыми работник должен быть ознакомлен под роспись.

    Также необходимо учитывать, что в случае отсутствия в локальном нормативном акте положений, регламентирующих сроки и порядок организации необходимой разъяснительной и подготовительной работы, организуемой работодателем с целью информирования работников о задачах, условиях и формах проведения аттестации, а также с целью выявления максимально объективной картины деятельности аттестуемого работника, при возникновении трудового спора суд может указать на неосуществление работодателем необходимых действий при проведении аттестации и вынести решение в пользу работника (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 24.02.2015 по делу № ).

    После осуществления вышеуказанных действий работодатель, руководствуясь локальным нормативным актом, должен утвердить график проведения аттестации и довести его до сведения каждого аттестуемого работника не позднее, чем за месяц до начала аттестации. В графике следует указать дату и время проведения аттестации, а также дату представления в аттестационную комиссию всех необходимых документов. Нарушение работодателем данной обязанности может повлечь признание проведении аттестации незаконным.

    Желательно зафиксировать обязанность работника проходить аттестацию и в трудовом договоре. В случае отказа работника от участия в аттестации, данная норма трудового договора будет являться доказательством совершения работником проступка и основанием для привлечения работника к ответственности.

    В части отказа работника от проведения аттестации имеется интересное определение Московского областного суда от 10.06.2010 по делу , которым было установлено, что работница, обратившаяся в суд с требованием о признании аттестации незаконной и восстановлении на работе, в период работы под роспись была ознакомлена с действующим у ответчика положением об аттестации, в соответствии с которым при неявке без уважительных причин или отказе от аттестации работник признается неаттестованным, т.е. не соответствующим занимаемой должности и подлежит увольнению. Приказом генерального директора было предусмотрено проведение плановой аттестации, с которым были ознакомлены все сотрудники организации, в том числе и работница, оспаривающая увольнение. В указанную в приказе дату состоялось собрание работников, подлежащих аттестации, на котором работникам были разъяснены правила, порядок и сроки проведения аттестации, выданы примерные задания/вопросы, работница от подписи в протоколе отказалась, о чём работодателем был составлен акт. Далее состоялось заседании аттестационной комиссии, из протокола которого следует, что заседание комиссии было перенесено на неопределенный срок, так как работница попросила разрешения выйти из кабинета и покинула территорию предприятия. Из объяснения работницы следует, что в день проведения аттестации она прождала в приемной 2,5 часа, после чего ей стало плохо и она уехала в больницу. После этого работница находилась на больничном более трёх недель и снова вышла на работу. Из протокола заседания аттестационной комиссии, состоявшегося после выхода работницы на работу следует, что она отказалась проходить аттестацию, о чём был составлен акт. Далее, согласно аттестационного листа работница признана не соответствующей занимаемой должности, так как отказалась от прохождения аттестации, после чего была извещена о том, что вакантных должностей в организации нет и уволена с занимаемой должности на основании пункта 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ. По итогам рассмотрения данного дела суд пришел к выводу, что у работодателя имелись правовые основания для расторжения с работницей трудового договора по пункту 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ, поскольку от прохождения аттестации работница отказалась.

    При этом, следует также учитывать и противоположную позицию суда, изложенную в Апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 08.07.2014 № , согласно которой:

    "Оснований для переоценки доказательств судебная коллегия не усматривает, поскольку данных о том, что отказ истицы от прохождения аттестации повлек за собой негативные последствия, серьезность которых позволяет, прийти к выводу том, что примененная мера дисциплинарного взыскания в виде увольнения отвечает тяжести проступка, материалы дела не содержат и таких обстоятельств не приведено в апелляционной жалобе. Признав увольнение К.Р.А. незаконным и удовлетворяя требования истицы о восстановлении ее на государственной гражданской службе, суд первой инстанции обоснованно взыскал с работодателя в ее пользу заработную плату за время вынужденного прогула."

    Периодичность проведения аттестации

    Оптимальная периодичность проведения аттестации - не чаще, чем один раз в три года.

    Учитывая, что проведение процедуры требует временных затрат и создает в коллективе напряженную обстановку установление меньшего срока видится нецелесообразным.

    Также следует иметь в виду, что срок проведения аттестации менее чем один раз в три года, может быть признан ухудшающим положение работника по сравнению нормами, содержащимися в нормативных правовых актах. Например, именно такая периодичность проведения аттестации (три года) установлена в отношении государственных гражданских служащих, руководителей ГУП, работников территориальных органов антимонопольной службы, ФСС РФ и пр.

    При этом до истечения трёх лет после проведения предыдущей аттестации может проводится внеочередная аттестация работников в случаях и порядке, установленными локальным нормативным актом работодателя.

    Работники, подлежащие / не подлежащие аттестации

    Определяя круг работников, подлежащих и не подлежащих аттестации работодателю целесообразно учитывать специальные гарантии, установленные нормативными правовыми актами. ООО "ТэКа Групп" рекомендует руководствоваться Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации от 01.02.2005 (с возможностью его уточнения), которым установлено, что не подлежат аттестации работники:

  • проработавшие в занимаемой должности менее одного года;
  • достигшие возраста 60 лет;
  • беременные женщины;
  • находящиеся в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (аттестация указанных работников возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска).
  • Состав аттестационной комиссии

    Как правило, состав аттестационной комиссии бывает следующим: председатель, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии. Председателем комиссии обычно назначается руководитель организации или его заместитель, а членами комиссии руководители различных структурных подразделений. Рекомендуемое количество членов комиссии - от трех человек, максимальным пределом количество членов комиссии не ограничено.

    Работодатели, деятельностью которых является множество различных направлений или имеющие крупные по штатной численности обособленные структурные подразделения, для удобства проведения аттестации могут создать несколько аттестационных комиссий (для головного подразделения и обособленных структурных подразделений). При этом в локальном нормативном акте, регламентирующем проведении аттестации, следует указать порядок, в соответствии с которым в обособленном подразделении создается комиссия, определить полномочия должностных лиц, а также регламентировать иные возникающие в процессе аттестации вопросы.

    Внимание! В состав аттестационной комиссии должен быть включен представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа и за исключением случаев, когда локальным нормативным актом не предусмотрено увольнение работников по итогам проведения аттестации). Если при проведении аттестации, которая послужила основанием для увольнения в состав аттестационной комиссии не был включен представитель выборного профсоюзного органа соответствующей первичной организации, такое увольнение является незаконным (Обзор кассационной и надзорной практики судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда за 9 месяцев ).

    При проведении аттестации в отношении государственных служащих, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

    Отзыв на работника

    При проведении аттестации важным этапом является подготовка (характеристики) на аттестуемого работника. Наилучшим образом оценить деятельность работника может его непосредственный руководитель, используя при подготовке отзыва установленные локальным нормативным актом следующие критерии и показатели:

  • качество выполнения поставленных задач;
  • показатели результатов работы за период, прошедший с момента последней аттестации;
  • профессиональные знания, навыки, умения, компетентность;
  • степень реализации профессионального опыта;
  • деловые качества: организованность, ответственность, исполнительность, интенсивность труда, самостоятельность в принятии решений и пр.;
  • морально-психологические качества: способность к самооценке, адаптивность, культура мышления и речи и пр.;
  • конкретный перечень наиболее важных вопросов, в решении которых принимал участие аттестуемый работник;
  • наличие поощрений и взысканий.
  • Работника следует ознакомить с отзывом под роспись.

    Формы проведения аттестации

    Для получения эффективного результата ООО "ТэКа Групп" рекомендует работодателям использовать следующие формы проведения аттестации:

    1. Устная форма в виде индивидуального собеседования

    Индивидуальное собеседование проводится непосредственным руководителем в период подготовки отзыва на работника.

    В ходе индивидуального собеседования работнику разъясняются основания и порядок проведения аттестации, ответственность за неявку работника на аттестацию, уточняется у работника и заносится в отзыв информация об отношении работника к занимаемой им должности и выполняемой работе, а также о возникающих при выполнении трудовой функции сложностях и проблемах, требующих принятия каких-либо решений со стороны работодателя.

    2. Устная форма в виде коллегиального собеседования

    Коллегиальное собеседование проводится аттестационной комиссией после рассмотрения всех представленных материалов. Собеседование должно проводиться в спокойной обстановке, исключающей нервозность, чтобы работник имел возможность чувствовать себя уверенно и достойно участвовать в диалоге.

    В ходе проведения коллегиального собеседования члены комиссии заслушивают сообщения аттестуемого работника и уточняют у него интересующую их информацию. Комиссия может предложить работнику самостоятельно оценить свою работу за период, подлежащий аттестации и выслушать его мнение о том, каким бы мог быть максимальный результат его деятельности, и если такой результат не достигнут, что именно работодатель может сделать для того, чтобы он был достигнут.

    В случае, если работник затрудняется ответить на какие-то вопросы, настаивать на обязательном предоставлении ответа работодателю не следует. Основными задачами комиссии являются: выслушать работника; оценить уровень его подготовленности и соответствия занимаемой должности; выявить проблематику и её причины; сделать соответствующие выводы и принять необходимые решения.

    3. Письменная форма в виде тестов, заполняемых работником

    Данная форма проведения аттестации является наиболее объективной, поскольку обеспечивает равный подход к оценке уровня профессиональной подготовки и знаний каждого аттестуемого работника. предполагает проведение тщательной организационной подготовки, включающей формирование перечня вопросов и утверждение аттестационных тестов.

    Заранее должно быть установлено количество / процент правильных ответов, определяющих успешное прохождение работником аттестации. Вопросы, включаемые в тесты, должны соответствовать профессии (специальности) и квалификации аттестуемого работника. С течением времени, которое подразумевает развитие сфер жизни общества, вопросы в тестах должны обновляться.

    Проведение аттестации работников обычно сопровождается ведением , в который заносится вся информация, получаемая в ходе проведения процедуры. В соответствии с Приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения", протоколы заседаний, постановления аттестационных комиссий хранятся 15 лет (на предприятиях с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда – постоянно).

    Следует иметь в виду, что в случае, если работодатель считает предоставленную работником в ходе проведения аттестации информацию неполной либо не соответствующей действительности (неправильной), в оформляемых работодателем (аттестационный лист / протокол / письменный тест работника и пр.), желательно подробно указать, в чём именно заключаются претензии к предоставленной работником информации, и какая информация им должна была быть предоставлена. Так, например, из Апелляционного определения Мосгорсуда от 24.02.2015 по делу № , которым увольнение работника по пункту 3 части первой статьи 81 ТК РФ было признано незаконным, следует, что:

    "В обоснование законности увольнения ответчик также сослался на то, что ни на один из поставленных перед ней семи вопросов в ходе аттестации Г. не смогла дать полного и правильного ответа. Между тем, из представленного в материалы дела экзаменационного листа с ответами Г. (л.д. 101) нельзя сделать вывод о правильности либо неправильности ответов истицы на постановленные вопросы, из показаний допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля главного бухгалтера Ф., являвшейся членом аттестационной комиссии, также нельзя сделать вывод о том, в чём состояли неправильность либо неполнота ответов Г. на поставленные вопросы и насколько ответы Г. объективно свидетельствуют о несоответствии истицы должности бухгалтера."

    Гарантии объективности проведения аттестации

    Объективность проведения аттестации работников гарантируется следующими условиями:

    1. Коллегиальность проверяющих

    Обеспечивает всестороннее и объективное рассмотрение документов, отражающих трудовую деятельность работника, непредвзятую оценку уровня его квалификации при принятии решения о соответствии / несоответствии работника занимаемой должности и выполняемой работе.

    Комиссия не должна формироваться по принципу включения в неё наибольшего количества представителей администрации. В комиссию должны включаться наиболее опытные специалисты и представители профсоюза, обладающие высоким уровнем квалификации, твердостью характера и имеющие репутацию людей не конфликтных, лишенных предвзятой точки зрения, вежливых и тактичных.

    В случае необходимости локальным нормативным актом может быть предусмотрена возможность работодателя включить в состав аттестационной комиссии специалистов сторонних организаций.

    Работодателю следует иметь в виду, что при возникновении трудового спора члены комиссии могут быть вызваны в суд в качестве свидетелей для дачи пояснений касаемо проведения аттестации работника, и в этом случае они должны будут обосновать доводы работодателя, почему именно работник не мог считаться прошедшим аттестацию. А подобные действия члены комиссии осуществить могут не всегда, что находит отражение в судебных решениях - например, согласно Апелляционному определению Московского городского суда от 24.02.2015 по делу № , в обоснование законности увольнения ответчик сослался на то, что ни на один из поставленных перед истицей семи вопросов, в ходе аттестации она не смогла дать полного и правильного ответа. Между тем, из представленного в материалы дела экзаменационного листа с ответами нельзя сделать вывод о правильности либо неправильности ответов истицы на постановленные вопросы, из показаний допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля главного бухгалтера, являвшейся членом аттестационной комиссии, также нельзя сделать вывод о том, в чем состояли неправильность либо неполнота ответов истицы на поставленные вопросы и насколько её ответы объективно свидетельствуют о несоответствии истицы должности бухгалтера. Обосновывая доводы о наличии оснований для увольнения истицы, ответчик сослался в ходе рассмотрения дела на то, что в период работы она неоднократно не справлялась с порученной ей работой, при этом какими-либо объективными данными данные доводы ответчика не подтверждены. Как следует из материалов дела, за период работы истицы в отношении нее не было применено ни одного дисциплинарного взыскания за ненадлежащее исполнение возложенных на нее трудовых обязанностей, в 2009 году истице повышался разряд ЕТС в целях оплаты труда, а докладные записки с замечаниями о неудовлетворительной работе истицы от главного бухгалтера на имя директора учреждения стали появляться с 25.12.2013 г., т.е. незадолго перед проведением аттестации.

    3. Неизменность требований к порядку проведения аттестации

    Порядок, условия, критерии и сроки проведения аттестации работников, определенные до начала аттестации, должны оставаться неизменными до окончания проведения процедуры.

    Следует исключить возможность персонального предъявления к работникам дополнительных требований, вопросы и тесты должны быть стандартизированы, предвзятость и/или предоставление предпочтений со стороны членов комиссии и непосредственного руководителя должны пресекаться.

    4. Ответственность за нарушение порядка проведения аттестации

    Учитывая, что действия членов аттестационной комиссии, нарушающие установленный порядок проведения аттестации являются ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей, влекут риск потери профессиональных кадров и возникновения трудового спора, в случае выявления фактов нарушения прав аттестуемого работника, виновные лица должны привлекаться к дисциплинарной ответственности.

    Данное положение работодатель также может закрепить в локальном нормативном акте, регламентирующем порядок проведения аттестации.

    Виды решений по итогам аттестации

    По итогам проведения аттестации в отношении каждого из аттестуемых работников, в зависимости от оценок, полученных в процессе проведения процедуры, комиссия может принять одно из следующих решений:

  • работник соответствует занимаемой должности и рекомендован к переводу в порядке должностного роста;
  • работник соответствует занимаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста;
  • работник соответствует занимаемой должности;
  • работник не соответствует занимаемой должности.
  • Следует отметить, что в отношении государственных служащих законом предусмотрено ещё одно решение - соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

    Несоответствие работника занимаемой должности

    В случае когда по результатам проведения аттестации комиссией установлено несоответствие работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, трудовой договор может быть расторгнут согласно пункту 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ.

    В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от указано, что выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу. Таким образом, чтобы увольнение по данному основанию было признано законным, необходимо чтобы документы, представленные в аттестационную комиссию и подтверждающие недостаточность квалификации работника, содержали объективную и достоверную информацию. Это могут быть справки или докладные записки о невыполнении работником норм труда без уважительных причин, акты о выпуске брака, протоколы о несвоевременном или некачественном выполнении работником заданий и допущенных работником в процессе работы нарушений и ошибках.

    Если судом будет установлено, что содержание протокола заседания аттестационной комиссии во взаимосвязи с другими представленными работодателем доказательствами не дает оснований для подтверждения факта несоответствия работника занимаемой должности, то увольнение не может быть признано законным и обоснованным и работник подлежит восстановлению на прежней работе (например, Апелляционное определение Омского областного суда от 22.04.2015 по делу № ).

    Следует иметь в виду, что если работодатель полагает, что работник не соответствует занимаемой должности в связи с отсутствием у него образования и/или квалификации, то работодатель должен располагать весомыми и обоснованными доказательствами, подтверждающими данную позицию. Так, например, в Апелляционном определении Мосгорсуда от 24.02.2015 по делу № , согласно которому увольнение работника по пункту 2 части первой статьи 81 ТК РФ признано незаконным, указано следующее:

    "Возражая против иска, ответчик в ходе рассмотрения дела ссылался на то, что Г. не обладает специальным образованием и не соответствует по своим квалификационным характеристикам занимаемой должности бухгалтера. Между тем, как следует из должностной инструкции бухгалтера, утвержденной директором ГАУК г. Москвы «ПКиО «***», на должность бухгалтера по данному участку назначается лицо, имеющее среднее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или специальную подготовку по установленной программе и стаж работы по учету и контролю не менее 3-х лет. Данное требование соответствует Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37. Как следует из материалов дела, в 1997 году Г. окончила курсы бухгалтеров, т.е. имела специальную подготовку по установленной программе. На момент проведения аттестации ее стаж работы по специальности бухгалтера составил 13 лет 04 мес. 04 дня, т.е. по своим квалификационным характеристикам Г. соответствовала предъявляемым требованиям."

    В случае, когда по результатам проведения аттестации комиссией выявлено несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, и работодатель планирует прекратить трудовые отношения он обязан предложить работнику другую имеющуюся у него в данной местности работу, как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 Трудового кодекса РФ). Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан только в том случае, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

    Предложение работодателя, а также согласие работника или его отказ от перевода на другую должность, должны быть оформлены в письменном виде. Текст уведомления работника о переводе на другую работу по причине его несоответствия занимаемой должности может быть следующим:

    "Уважаемый Иван Иванович!

    Настоящим сообщаем, что по результатам проведения в ООО "ТэКа Групп" аттестации работников "____" _______ 20___ года установлено Ваше несоответствие занимаемой должности ____________, и приказом от "____" _______ 20___ года № _____ определена возможность Вашего перевода при Вашем согласии на другую должность.

    Предоставляем Вам список вакантных должностей, на которые возможно осуществление перевода, и уведомляем, что в случае отказа от перевода трудовой договор может быть расторгнут по пункту 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ:

    1. ________ - должностной оклад 30000 рублей;

    2. ________ - должностной оклад 25000 рублей;

    3. ________ - должностной оклад 20000 рублей.

    В случае Вашего согласия с переводом просьба указать желаемую должность, в случае отказа от перевода сообщить об этом путем проставления соответствующей отметки в настоящем уведомлении.

    С переводом на должность ________ с должностным окладом ________ рублей согласен ________ (подпись работника)

    От перевода на предлагаемые должности отказываюсь ________ (подпись работника)"

    При согласии работника с переводом на другую должность оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору и работодатель издает приказ о переводе работника на другую работу, а в трудовой книжке и личной карточке работника формы Т-2 производятся соответствующие записи.

    Если работник не согласен с переводом на другую работу и/или соответствующие вакансии у работодателя отсутствуют, работодатель может принять решение о расторжении трудового договора. В этом случае издается соответствующий приказ и в трудовую книжку вносится запись следующего содержания:

    "Трудовой договор расторгнут в связи с несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, пункт 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации"

    Следует иметь в виду, что трудовой договор по данному основанию нельзя расторгнуть в период временной нетрудоспособности работника или в период его пребывания в отпуске (часть 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), а также с беременными женщинами и женщинами, имеющими детей в возрасте до трёх лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка инвалида до 18 лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трёх лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях. (статья 261 Трудового кодекса РФ).

    Если по указанному основанию должен быть уволен работник, являющийся членом профсоюза, необходимо учесть выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 373 Трудового кодекса РФ - например, в Определении Московского городского суда от 30.03.2011 по делу указано, что из протокола заседания профсоюзного комитета следует, что в состав аттестационной комиссии от профкома был делегирован представитель, однако, из аттестационного листа его подпись не усматривается. Также работодатель не представил доказательств того, что была проведена дополнительная консультация с выборным органом первичной профсоюзной организации, с учётом того, что выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым увольнением работника ответчиком. В связи с указанным судом было принято решение о признании увольнения работника незаконным и восстановлении его на работе.

    Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет возможно при соблюдении общего порядка и только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    Подписание документов уполномоченным лицом

    Следует иметь в виду, что все документы, в том числе локальные нормативные акты, уведомления и иные документы, должны быть подписаны лицами, имеющими . Например, в Определении Московского областного суда от 01.06.2010 по делу № 33-8370 указано следующее:

    "если локальный нормативный акт утверждается не работодателем, которым следует считать генерального директора организации, а иным лицом, необходимо установить, имеет ли это лицо, в данном случае директор филиала, полномочия на принятие такого акта. Как усматривается из материалов дела общество не разрабатывало и не принимало локальный нормативный акт о порядке аттестации рабочих. Приказом по филиалу было утверждено положение о порядке проведения аттестации работников автоколонны. Автоколонна не является юридическим лицом, действует в соответствии с положением, которым предусмотрены полномочия директора филиала, однако, такие полномочия как разработка, принятие и утверждение локальных нормативных актов среди них не предусмотрены. Отсутствуют такие полномочия и в доверенности, выданной директору филиала от имени генерального директора организации. Таким образом, директор филиала не вправе был издавать приказ об утверждении положения об аттестации. На основании изложенного, увольнение работника по пункту 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ было признано незаконным."

    Увольнение гражданского служащего

    Как указано в Бюллетене судебной практики Омского областного суда № 3 (44) за 2010 год, по правилам части 17 статьи 48 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы. Из буквального содержания приведенной нормы права следует, что она не предусматривает возможность увольнения работника непосредственно по результатам аттестации.

    Перечень решений, которые могут быть приняты работодателем в отношении государственного служащего по результатам аттестации, определен в части 16 статьи 48 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, предусматривающей, что гражданский служащий:

    1) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

    3) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

    Неправомерные действия при проведении аттестации

    Многие работодатели рассчитывают провести аттестацию с целью избавления от неугодных работников независимо от реальных показателей их трудовой деятельности. Однако решить проблему субъективной неприязни путём проведения аттестации вряд ли возможно, поскольку подобные действия противозаконны, реальный мотив проведения аттестации скрыть практически невозможно, а значит и проблем, в случае возникновения трудового спора, избежать работодателю не удастся.

    Повлиять на решение комиссии с целью занижения итоговой оценки результатов труда работника может не только работодатель при использовании административного ресурса, но и предвзятое отношение к работнику со стороны его непосредственного руководителя.

    Во избежание этого работнику предоставляется право ознакомления с отзывом непосредственного руководителя, после чего работник имеет право представить в аттестационную комиссию заявление о своем несогласии с отзывом либо пояснительную записку на отзыв. Также работник может представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей работе, например, отчеты о выполненных заданиях, итоговые результаты своей деятельности, письменные пояснения других работников и прочее.

    Нередко перед аттестацией работнику умышленно даются поручения, которые либо заведомо невыполнимы либо не соответствуют его должности, профессии, квалификации. В целях недопущения таких нарушений аттестационная комиссия должна убедиться в наличии как обязанности, так и реальной возможности у работника для выполнения порученной ему работы.

    Если такие действия не осуществляются или подобные несоответствия комиссией игнорируются, признание работника несоответствующим занимаемой должности - незаконно.

    Также достаточно распространенными нарушениями порядка проведения аттестации являются:

  • проведение аттестации с нарушением установленной периодичности ее проведения;
  • нарушение сроков предупреждения работников о предстоящей аттестации;
  • проведение аттестации в отношении работников, не подлежащих аттестации;
  • подготовка необъективного либо не подтвержденного достоверными доказательствами отзыва, например, с указанием на ненадлежащее исполнение обязанностей без какой-либо конкретизации фактов такого неисполнения;
  • неознакомление работника с отзывом;
  • нарушение порядка и условий голосования членов комиссии;
  • отсутствие в аттестационной комиссии специалистов в тех областях, к которым относятся аттестуемые работники;
  • увольнение работников в случаях, когда аттестация не проводилась.
  • В качестве одного из примеров незаконных действий работодателя при проведении аттестации работников, можно привести формулировки из Апелляционного определения Смоленского областного суда от 24.02.2015 по делу № , в котором указано следующее:

    "Признавая результаты аттестации от 18.06.2014 необоснованными, суд исходил из того, что материалы аттестации не содержат ссылки на нормативный правовой акт, регламентирующий порядок проведения аттестации работников Музея (Положение об аттестации работников, утверждено директором Музея 25.01.2013); в аттестационном листе и решении от 18.06.2014 отсутствует указание на критерии, которыми руководствовалась аттестационная комиссия, оценивая соответствие истицы занимаемой должности (выполняемой работе); выводы о грубых нарушениях истицей трудового законодательства и инструкций по музейной деятельности не мотивированны, не подтверждены объективными данными; решение принято не единогласно (5 - за, 2 - воздержались); не учтено, что за период работы в Музее истица имела целый ряд поощрений, награждалась почетными грамотами за долголетний добросовестный труд, в том числе Почетной грамотой Министерства культуры РСФСР за большой вклад в развитие культуры; не принят во внимание тот факт, что истица имеет высшее образование по специальности "учитель истории и обществознания" (в 1979 г. закончила... государственный педагогический институт им. К. Маркса), что не препятствует ей в соответствии с должностной инструкцией занимать должность... историческим отделом Музея. Более того, из аттестационного листа по существу усматривается, что причиной негативной оценки явились не деловые качества истицы, а ее конфликтный характер и бескомпромиссность".

    Увольнение, если аттестация не проводилась

    В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от указано, что работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником по пункту 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ, если в отношении этого работника аттестация не проводилась либо аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе.

    Данные разъяснения Пленума Верховного Суда РФ небезосновательны, поскольку случаи, когда работников увольняют по пункту 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ без проведения аттестации, не редкость.

    В частности, такая ситуация рассматривалась Санкт-Петербургским городским судом, который в кассационном Определении от 01.02.2011 № 33-424/2011 указал, что работница была уволена по пункту 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ в связи с несоответствием занимаемой должности, при этом, аттестация на предмет соответствия истицы занимаемой должности или выполняемой работе не проводилась. В обоснование увольнения работодатель сослался на отсутствие у истицы сертификата "Сестринское дело в стоматологии". При указанных обстоятельствах увольнение работницы было признано незаконным.

    Похожая ситуация рассматривалась Санкт-Петербургским городским судом, который в Определении от 01.04.2008 № 4276 указал, что увольнение работника с занимаемой должности по основанию, предусмотренному пунктом 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ произведено работодателем в нарушение процедуры, установленной статьей 81 Трудового кодекса РФ, а именно: недостаточная квалификация работника результатами аттестации не подтверждена; доказательств, свидетельствующих о том, что работник отказался от перевода на другую работу либо работодатель не имел возможности перевести работника с его согласия на другую работу в этой же организации работодателем не представлено; в приказе об увольнении не указано основание увольнения, т.е. нет ссылки на документы с номером и датой, которые являются основанием увольнения, что является обязательным условием для оформления увольнения; с приказом об увольнении работник не ознакомлен и также он не был ознакомлен с правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами работодателя, в том числе и с положением об аттестации работников. При указанных обстоятельствах судом обоснованно вынесено решение о восстановлении работника на работе.

    Ещё одно дело рассматривалось Судебной коллегией по гражданским делам Пензенского областного суда - Определение от 10.12.2002 по делу № 33-2069, в ходе которого судом было установлено, что факт недостаточной квалификации работника не нашел подтверждения, а аттестация, по результатам которой могла быть установлена недостаточная квалификация истца, перед его увольнением не проводилась. Аттестационная комиссия работодателем не создавалась, положение об аттестации не разрабатывалось и не утверждалось. Тарифно-квалификационная комиссия работодателя не вправе была решать вопрос о соответствии либо о несоответствии работника занимаемой должности, кроме того, она заседала в неправомочном составе. Довод работодателя о том, что аттестация проводится в порядке, предусмотренном правилами организации, работы с персоналом на предприятиях и в учреждениях энергетического производства, утвержденных Президентом РАО ЕЭС, противоречит статье 11 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой Трудовой кодекс РФ, законы и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности. Таким образом, другие проверки знаний и квалификации работника, которые проводились у работодателя, основанием для увольнения работника вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, являться не могут.

    Учитывая изложенное, работодателям не стоит рассчитывать, что проведение "фиктивной" аттестации без соблюдения всех требований закона позволит реализовать задачу расставания с неугодным работником.

    Проведение аттестации в отсутствие работника

    Работодателям не следует проводить аттестацию в отсутствие работника в случаях, когда нет неоспоримых доказательств, что работник извещен о дате проведения аттестации.

    Как следует из Определения Московского городского суда от 03.08.2010 по делу № 33-23042, при проведении работодателем аттестации, заседание аттестационной комиссии, назначенное на 03.03.2009 было перенесено на 16.03.2009 в связи с отсутствием аттестуемого работника. 06.03.2009 работодателем было составлено уведомление на имя работника о необходимости прибытия 16.03.2009 для прохождения аттестации. 12.03.2009 работодателем был составлен акт о том, что работник отказался от получения уведомления о проведении аттестации 16.03.2009, и в тот же день состоялось заседание аттестационной комиссии в отсутствие работника, на котором комиссией было принято решение о том, что работник занимаемой должности не соответствует, другой имеющейся должности, соответствующей квалификации работника, в учреждении нет, следовательно, работник должен быть уволен с занимаемой должности на основании пункта 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ.

    Судом, в связи с отсутствием у работодателя подтверждения факта извещения работника о проводимой аттестации, увольнение работника по пункту 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ было признано незаконным и работник был восстановлен на работе.

    Услуги ООО "ТэКа Групп"

    Работники, признанные по итогам аттестации не соответствующими занимаемой должности бывают не согласны с мнением аттестационной комиссии и решением работодателя расторгнуть трудовой договор по пункту 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ.

    В случае обращения уволенного по данному основанию работника в суд, доказывать факт несоответствия его занимаемой должности или выполняемой работе придется работодателю и для этого потребуются безупречно оформленные документы, которые должны быть изготовлены в процессе проведения аттестации.

    Работодателю не стоит рассчитывать, что изготовить необходимые документы он сможет в ходе подготовки к судебному процессу, хотя бы даже потому, что многие из таких документов должны содержать подпись работника, которую получить впоследствии не представляется возможным. Таким образом, к процедуре проведения аттестации работодателю следует отнестись максимально серьёзно с самого начала.

    В случае, если в штате работодателя отсутствуют специалисты, обладающие опытом проведения аттестации, работодателю следует обратиться в ООО "ТэКа Групп" с целью получения необходимой и организационной помощи по вопросам проведения аттестации работников.

    Любой возникший по данной теме вопрос, Вы можете обсудить на форуме "ТэКа Групп" в разделе " ".