Дипломная работа: Договор перевозки грузов автомобильным транспортом. Правовое регулирование грузоперевозок Прекращение договора перевозки грузов

Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 2

ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРОВ, ОПОСРЕДУЮЩИХ ПРОЦЕСС ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Саратовский государственный университет, кафедра гражданского права и процесса E-mail: [email protected]

В статье освещаются вопросы прекращения договора перевозки грузов, транспортной экспедиции при надлежащем исполнении сторонами обязательств договора, при невозможности исполнения обязательств, при переадресации груза и т.д.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, договор, изменение, прекращение.

Stopping of Agreements of Transportations of Loads by the Motor Transport ОТ. Fast

In the article light up the questions of stopping of agreement of transportation of loads, to a transport expedition at the proper execution of obligations of agreement sides, at by impossibility of execution of obligations, during readdressing of load et cetera.

Key words: motor transport, contract, change, termination.

Доставкой и выдачей груза, поступившего в адрес грузополучателя, завершается исполнение перевозочного обязательства. В зависимости от того, исполнено обязательство в точном соответствии с его условиями или нет, либо оно прекращается (исполнением), либо изменяется его содержание, наступает ответственность той или иной стороны договоров, опосредующих процесс перевозки грузов.

Договор перевозки грузов, как и всякое гражданско-правовое обязательство, прекращается его надлежащим исполнением (п. 1 ст. 408 ГК РФ). Данное правило конкретизировано в статьях Устава 2007 г. И «пока имеет место надлежащее исполнение обязательств, нет места для ответственности. И наоборот, наступление ответственности исключает надлежащее исполнение обязательств»1. Поэтому надлежащее исполнение мы будем рассматривать как исключающее ответственность сторон договора, а ненадлежащее исполнение - как наступающую ответственность той или иной стороны договора.

Надлежащее исполнение, в условиях систематизации договоров, касается всех участников (субъектов) как основного договора перевозки грузов, так и вспомогательных договоров -фрахтования и транспортной экспедиции. Так, например, грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность

груза, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера (ч. 2 ст. 10 Устава 2007 г.), при предъявлении для перевозки груза в таре или упаковке - маркировать каждое грузовое место в соответствии с правилами перевозок грузов (ч. 3 ст. 10 Устава 2007 г.), определять массу груза (ст. 12) и производить пломбирование транспортных средств, контейнеров (ст. 13). Если же грузоотправитель предъявил груз с опозданием либо не соответствующий договору перевозки груза или правилам перевозки грузов, то груз считается не предъявленным для перевозки, а грузоотправитель несет ответственность, установленную в ч. 1 ст. 35 Устава 2007 г. Также ответственность грузоотправителя наступает в случае неуказания в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо искажения сведений о свойствах груза (ч. 3 ст. 35 Устава 2007 г.), задержки (простоя) транспортных средств, поданных под погрузку (ч. 4 ст. 35 Устава 2007 г.), задержки (простоя) контейнеров, принадлежащих перевозчику и поданных под погрузку сверх норм, установленных договором перевозки груза (ч. 7 ст. 35 Устава 2007 г.).

В обязанности перевозчика входит, например, предоставление в сроки, установленные договором перевозки груза, транспортных средств, контейнеров, пригодных для перевозок соответствующего груза (ч. 1 ст. 9 Устава 2007 г.), при необходимости хранить груз в терминале (ст. 16) и т.д. Однако, как указывали В.Т. Смирнов и В.Ф. Яковлева, «основной обязанностью перевозчика по договору перевозки является выдача груза в пункте его назначения управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю). Но для того, чтобы грузополучатель мог своевременно осуществить приемку груза, перевозчик должен совершить ряд подготовительных действий, являющихся содержанием его обязанностей, соответствующих выдаче груза, и до исполнения которых получатель не может принять прибывший в его адрес груз. К ним относятся: а) информационная обязанность сообщить грузополучателю о прибытии груза; б) обязанность подачи перевозочных средств под выгрузку, если выдача груза осуществляется не через склад транспортной организации»2.

Авторы отмечают, что «с выдачей груза прекращается обязательство по перевозке, а при наличии к тому оснований, возникает охранительное правоотношение, наступает ответственность перевозчика за надлежащее исполнение договора

© О.Ф. Фаст, 2008

перевозок»3. Эта мысль была отражена в Уставе 1969 г., также она была воспринята законодателем и в новом Уставе 2007 г. Так, например, ст. 34 Устава 2007 г. предусматривает ответственность перевозчика за невывоз по его вине груза, предусмотренного договором перевозки груза (ч. 1), за несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера, предусмотренных договором перевозки груза (ч. 3), за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам (ч. 5).

Помимо обязанности перевозчика доставить и выдать груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель также наделен обязанностью - принять доставленный ему груз (ч. 1 ст. 15 Устава 2007 г.). Кроме того, после выгрузки грузов грузополучатель обязан очистить от остатков этих грузов транспортные средства, контейнеры, а после перевозки грузов, перечень которых определяется правилами перевозок грузов, промыть и при необходимости продезинфицировать транспортные средства, контейнеры.

Наделяя обязанностями грузополучателя, законодатель предусматривает и его ответственность за ненадлежащее исполнение своей обязанности:

За задержку (простой) транспортных средств, поданных под выгрузку (ч. 4 ст. 35 Устава 2007 г.);

За задержку (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и поданных под выгрузку сверх ном, установленных договором перевозки груза (ч. 7 ст. 35 Устава 2007 г.).

В случае когда грузоотправителем заключен договор транспортной экспедиции, то, с одной стороны, экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции (ст. 4 Закона № 87). С другой стороны, клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля (ч. 1 ст. 5 Закона № 87). Кроме того, клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента (ч. 2 ст. 5 Закона № 87). В противном случае экспедитор и клиент несут ответственность в соответствии с гл. 25 ГК РФ и ст. 6-11 Закона № 87.

Клиент и экспедитор могут в любой момент досрочно расторгнуть договор в одностороннем порядке. Для этого достаточно предупредить контрагента в разумный срок и возместить ему убытки, вызванные расторжением договора. Это общее правило, предусмотренное ст. 806 ГК РФ. Закон № 87 дополняет это условие. Помимо убытков, вызванных односторонним «выходом из игры», надо будет заплатить штраф - 10% от суммы понесенных затрат (п. 5 ст. 6).

В Уставе 2007 г., где предусмотрено заключение вспомогательного договора фрахтования (ст. 18), в обязанности фрахтовщика входит предоставление транспортного средства в соответствии с условиями договора, а фрахтователя

Использовать данное транспортное средство в соответствии с договором. В то же время в Уставе 2007 г. находят место положения об ответственности фрахтовщика за непредставление транспортного средства, предусмотренного данным договором (ч. 2 ст. 34), фрахтователя - за отказ от пользования транспортным средством, предусмотренным договором фрахтования (ч. 2 ст. 35).

Таким образом, надлежащее исполнение сторонами договоров, опосредующих весь процесс перевозки грузов автомобильным транспортом обязательств, изложенных в Уставе 2007 г., а также иных обязательств, указанных в этих договорах по соглашению сторон, является основанием прекращения данных договоров. Основанием для прекращения вспомогательного договора транспортной экспедиции, помимо надлежащего исполнения, является односторонняя инициатива с обязанностью возмещения убытков. Напротив, неисполнение сторонами договоров, опосредующих весь процесс перевозки грузов автомобильным транспортом, своих обязанностей можно назвать ненадлежащим исполнением, что является основанием наступления для них ответственности, предусмотренной транспортным законодательством.

Однако Устав 2007 г. предусматривает и другие основания прекращения обязательств по обеспечению процесса перевозки грузов автомобильным транспортом, например невозможностью исполнения.

По общему правилу обязательство прекращается невозможностью исполнения, если оно вызвано обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не несет ответственности (п. 1 ст. 416 ГК РФ). К таким обязательствам Устав 2007 г. относит:

1) непреодолимую силу;

2) временное ограничение или запрет движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. По не зависящим от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причинам;

Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 2

3) иные не зависящие от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причины (ст. 36).

В Уставе 2007 г. общее правило невозможности исполнения конкретизировано в ч. 3 и 6 ст. 15. Так, в ч. 3 ст. 15 Устава 2007 г. говорится, что «в случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу (переадресовка груза), а при невозможности доставки груза по новому адресу возвратить груз грузоотправителю с соответствующим предварительным уведомлением его».

В другом случае, если скоропортящийся груз, перевозимый в междугородном сообщении, не может быть выдан грузополучателю по причинам, не зависящим от перевозчика, перевозчик запрашивает грузоотправителя по поводу указаний относительно груза, в том числе о его переадресовке (ч. 6 ст. 15 Устава 2007 г.).

Здесь указание на переадресовку не случайно. Эта практика находила отражение в Уставе 1969 г. Так, анализируя Устав 1969 г., Э. Лаасик отмечал, что «грузополучатель, не участвуя в заключении договора перевозки, ... приобретает самостоятельное право на груз. Поэтому он вправе: а) требовать выдачи груза в пункте назначения; б) предложить переадресовать груз.»4.

Исследуя правовую природу переадресовки, В.Т. Смирнов и В.Ф. Яковлева приходят к выводу, что «в процессе исполнения перевозки первоначально заключенный договор может подвергнуться двоякого рода изменениям. Во-первых, грузоотправителю предоставлено право изменить указанного в транспортной автомобильной накладной грузополучателя без изменения станции назначения, если, конечно, груз еще не выдан первоначальному получателю. Во-вторых, допускается изменение станции назначения груза, т.е. переадресовка»5.

Однако, как указывал В.А. Тархов, «это правило вызывает серьезные возражения, с точки зрения соответствия его закону. Транспортные уставы и кодексы предоставляют право грузоотправителю распоряжаться грузами, ему не

принадлежащими»6. Отрицательную позицию по этой проблеме высказал ряд ученых. «Поэтому, -продолжает эту мысль Г.Б. Астановский с соавторами, - данное правило следовало бы применять только к случаям отправки не заказанного груза или при ошибочном указании в накладной наименования грузополучателя, когда грузополучатель не приобретает права собственности или права оперативного управления на груз»7.

В настоящее время порядок переадресовки не урегулирован Уставом 2007 г. В нем содержатся лишь положения о том, что «расходы на перевозку груза при его возврате или переадресовке возмещаются за счет грузоотправителя» (ч. 5 ст. 15 Устава 2007 г.). Однако ч. 4 ст. 15 Устава 2007 г. указывает на то, что порядок переадресовки устанавливается правилами перевозок грузов, которые находятся на стадии законодательного развития. Но в любом случае в правилах перевозки грузов должен содержаться раздел, регулирующий порядок переадресовки грузов, например, аналогичный разделу 8, который содержался в прежних общих правилах перевозки грузов автомобильным транспортом8.

Примечания

1 Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева. Ю.К. Толстого. М., 1997. Ч. 1. С. 480.

2 Смирнов В. Т., Яковлева В. Ф. Правовые проблемы перевозки и материально-технического снабжения. Л., 1978. С. 186-187.

3 Там же. С. 186-187.

4 Лаасик Э. Советское гражданское право. Часть особенная. Таллин, 1980. С. 259.

5 Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 387.

6 Тархов В.А. Советское гражданское право. Саратов, 1979. Ч. 2, С. 232.

7 Астановский Г.Б. Комментарий к Уставу железных дорог СССР. М., 1986. С. 121.

8 Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (издание второе, с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 января 1983 г.) // Система ГАРАНТ, 2008.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Основания прекращения договора перевозки
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Доставкой и выдачей груза, поступившего в адрес грузополучателя, завершается исполнение перевозочного обязательства. Учитывая зависимость оттого, исполнено ли обязательство в точном соответствии с его условиями или нет, либо оно прекращается (исполнением), либо изменяется его содержание - возникает обязанность перевозчика возместить ущерб. Не случайно порядок выдачи и принятия груза, поступившего в адрес грузополучателя, приобретает важное юридическое значение и подробно регламентируется в транспортных уставах, кодексах и Правилах перевозки грузов на различных видах транспорта.

Соблюдение установленного порядка и соответствующее оформление выдачи-приемки груза имеет решающее значение для выявления обстоятельств, при которых возникли недостача, порча или поврежден груза. Нарушение перевозчиком или грузополучателœем установленных правил выдачи-приемки груза порой приводит к невозможности установить, по чьей винœе груз поврежден или утрачен. Выдача груза является конечным моментом, до которого простирается ответственность перевозчика.

В связи с этим немаловажное значение имеет момент, в который выдача груза считается совершенной. Момент выдачи груза определяется исходя из места͵ где эта операция выполняется, и от того, кем осуществляется выгрузка.

При перевозках грузов в контейнерах на отдельных видах транспорта при транспортно-экспедиционном обслуживании, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ производится на основании договоров предприятий (организаций) грузополучателœей с органами автотранспорта͵ выдача перевозчиком контейнера (на желœезнодорожном, морском и речном транспорте) завершается в момент передачи груза шоферу автотранспортного предприятия.

На автомобильном транспорте выдача груза в контейнере завершается в момент передачи его на складе грузополучателя. При централизованном вывозе грузов в контейнерах (на желœезнодорожном, речном и морском транспорте) выдача груза получателю завершается в момент передачи контейнера шоферу автотранспортного предприятия на складе грузополучателя.

При поступлении грузов в вагонах на подъездной путь грузополучателя выдача груза завершается в момент передачи этого вагона приемосдатчиком грузополучателю и его росписи в приемке. При поступлении грузов в порты, пристани, на пути общего пользования - в момент передачи груза представителю получателя и его росписи в транспортных документах.

Грузополучатель обязан принять поступивший в его адрес груз. Учитывая большую важность для перевозчиков своевременного принятия грузополучателями прибывающих в их адрес грузов, уставы и кодексы признают эту обязанность безусловной, за исключением случая, когда качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что исключается возможность его полного или частичного использования.

Грузы, прибывшие в исправном транспортном средстве с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки количества мест, состояния и веса груза.

В случае прибытия в пункт назначения транспортного средства с техническими неисправностями, в результате которых возникла возможность доступа к грузу или его повреждения, или с какими-либо неисправностями пломб перевозчик по требованию получателя и с его участием или по своей инициативе обязан вскрыть транспортное средство, произвести проверку количества мест, веса и состояния груза и при крайне важно сти составить коммерческий акт либо акт установленной формы.

Все транспортные уставы и кодексы устанавливают, что обстоятельства, могущие служить основанием для материальной ответственности транспортной организации, грузоотправителœей и грузополучателœей, удостоверяются составляемыми перевозчиками коммерческими актами или актами общей формы.

Коммерческим актом удостоверяются, как правило, такие обстоятельства, которые в дальнейшем могут явиться основанием возложения на перевозчика ответственности за несохранность груза и в то же время требуют подробной и точной фиксации фактов.

К ним относятся: а) несоответствие между наименованием, весом или количеством груза в натуре и данными, указанными в перевозочном документе; б) повреждение и порча груза; в) обнаружение груза без документов или документов без груза; г) возвращение перевозчику похищенного груза из транспортного средства.

Коммерческий акт составляется:

при выгрузке грузов в местах общего пользования - в день выгрузки, в соответствующих случаях - в день выдачи грузов грузополучателю;

при выгрузке грузов в местах необщего пользования - в день выгрузки грузов, при этом проверка грузов должна проводиться в процессе их выгрузки непосредственно после выгрузки грузов;

в пути следования грузов - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.

При невозможности составить коммерческий акт в указанные выше сроки он должен быть составлен течение следующих суток.

На желœезнодорожном транспорте недостача или излишки грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом с перевалкой либо перегрузкой в пути, отгруженных одним грузоотправителœем в адрес одного грузополучателя и прибывших в исправных вагонах без признаков утраты в пути следования, определяются по результатам проверки всœей партии одновременно выданных грузов и оформляются одним коммерческим актом.

Коммерческий акт, как правило, составляется в трех экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений.

В коммерческом акте должны содержаться:

точное и подробное описание состояния грузов и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность грузов. Не допускается вносить в коммерческий акт какие-либо предположения и выводы о причинах этой несохранности либо виновности грузотправителя или перевозчика. На вопросы, содержащиеся в бланке коммерческого акта͵ даются точные ответы. Не допускается проставление прочерков, знаков повтора вместо повторения необходимых данных;

данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены грузы, а также имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе либо на палубе судов. При неправильных погрузке, размещении или креплении грузов в коммерческом акте указывается, какое из таких нарушений допущено.

Лица, составившие или подписавшие коммерческий акт, содержащий недостоверную информацию, несут ответственность, установленную законодательством Украины.

Коммерческий акт подписывают грузополучатель, в случае если он участвует в проверке грузов, и работники транспортной организации, перечень которых устанавливается правилами составления актов на соответствующем виде транспорта. По требованию получателя коммерческий акт должен быть выдан в течение трех дней.

В тех случаях, когда груз поступил в пункт назначения испорченным или поврежденным, должен быть составлен акт экспертизы.

Экспертиза должна проводиться по инициативе транспортной организации либо по требованию грузополучателя с обязательным участием представителя транспортной организации, так как экспертиза, проведенная без участия представителя транспортной организации, в случае поступления груза в пункт назначения в поврежденном состоянии считается недействительной. О проведенной экспертизе делается отметка в коммерческом акте.

Для удостоверения иных обстоятельств оформляются акты общей формы и другие акты в порядке, установленном правилами перевозок грузов на соответствующем виде транспорта. При этом следует иметь в виду, что акт общей формы также служит основанием для ответственности участников договора перевозки грузов. Им удостоверяются такие обстоятельства, которые не требуют составления коммерческого акта.

Помимо коммерческого акта и акта общей формы, которые составляются как при выдаче грузов, так и при иных обстоятельствах, в случаях обнаружения порчи или подмочки груза в транспортном средстве вследствие неисправного технического состояния на всœех видах транспорта (кроме воздушного) составляется акт о техническом состоянии транспортного средства.

В случае если при передаче грузов с водного транспорта на желœезнодорожный или автомобильный или наоборот будут обнаружены недостача, порча, либо повреждение груза, либо несоответствие контрольных знаков на пломбе знакам, указанным грузоотправителœем в накладной, сдающая сторона обязана проверить находившийся в вагоне или контейнере груз по вложенной фактуре и составить коммерческий акт о результатах проверки и опломбировать вагон или контейнер своей пломбой, о чем сделать соответствующую запись в коммерческом акте с указанием контрольных знаков пломб, наложенных после проверки, и указанием в передаточных ведомостях даты и номера акта.

Указанный акт выполняет при этом две функции. Он устанавливает обстоятельства, на базе которых впоследствии решается вопрос об ответственности за несохранность перевозимого в вагоне (контейнере) груза отправителя или транспортной организации. Вместе с тем, в случае отсутствия вины отправителя на основании данных коммерческого акта распределяется ответственность между соперевозчиками.

ТЕМА № 8: Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении

Основания прекращения договора перевозки - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основания прекращения договора перевозки" 2017, 2018.

Договор перевозки грузов может быть прекращен в связи с ненадлежащим исполнением (п. 1 ст. 408 ГК), невозможностью исполнения (п. 1 ст. 416 ГК) и другими способами прекращения обязательств, предусмотренных ГК. Некоторая специфика по отношению к другим видам обязательств существует при правовом регулировании отношений по досрочному прекращению договора перевозки груза в связи с невозможностью исполнения. Дело в том, что транспортные уставы и кодексы предусматривают ряд конкретных случаев невозможности исполнения договора. Так, согласно ст. 46 УЖТ вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных независящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, возникли препятствия к дальнейшей перевозке грузов, лишившие перевозчика возможности доставить их по назначению или выдать надлежащему грузополучателю, а равно, если по указанным причинам истекли предельные сроки хранения грузов, перевозчик запрашивает грузополучателя и грузоотправителя о дальнейшей судьбе грузов и уведомляет об этих обстоятельствах также таможенный орган в отношении грузов, находящихся под таможенным контролем. В соответствии со ст. 38 УАТ перевозчик, фрахтовщик, грузоотправитель, грузополучатель, фрахтователь освобождаются от ответственности, если неисполнение ими своих обязательств произошло вследствие: непреодолимой силы; временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством РФ, по независящим от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причинам; иных независящих от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причин.

Перечисленные обстоятельства не носят исчерпывающего характера. Их наличие и причинную связь с невозможностью исполнения договора должен доказывать перевозчик.

На морском транспорте вопросы прекращения договора перевозки урегулированы более детально. Статья 157 КТМ определяет не только обстоятельства, при которых договор прекращается вследствие независящих от сторон обстоятельств, но и последствия прекращения договора. Договор морской перевозки прекращается без обязанности одной стороны возместить другой стороне убытки, если после его заключения и до отхода судна из места погрузки вследствие обстоятельств, не зависящих от сторон: судно погибнет или будет насильственно захвачено; судно будет признано непригодным к плаванию; погибнет груз, индивидуально определенный; погибнет груз, определяемый родовыми признаками, если до его гибели он уже должен быть предъявлен к перевозке и отправитель не успеет сдать другой груз вместо погибшего. Отправитель может предъявить другой груз в течение сталийного или контрсталийного времени, установленного для погрузки. Договор также прекращается, если указанные выше обстоятельства произошли во время рейса. Тогда перевозчик имеет право на получение фрахта пропорционально фактически пройденному расстоянию.

Статья 156 КТМ предусматривает случаи отказа от исполнения договора морской перевозки груза каждой из его сторон без возмещения другой стороне убытков при абсолютной невозможности исполнения договора. Стороны вправе отказаться от исполнения договора при наступлении до отхода судна от места погрузки груза следующих обстоятельств:

  • – военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна или груза;
  • – блокада места отправления или места назначения;
  • – задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора морской перевозки груза;
  • – привлечение судна для государственных нужд;
  • – запрещение соответствующими властями вывоза груза, который предназначен для перевозки, из места отправления или ввоза груза в место назначения.

Однако, если задержка вследствие указанных обстоятельств будет кратковременной, указанное правило не применяется.

КТМ предусматривает также возможность одностороннего отказа от исполнения договора морской перевозки, который в соответствии со ст. 154 КТМ возможен при одновременном наличии двух условий:

  • 1) стоимость погруженного груза не покрывает фрахта и других расходов перевозчика по грузу;
  • 2) отправитель или фрахтователь не внес полностью стоимость фрахта перед отправлением судна и не предоставил дополнительного обеспечения.

Договор перевозки груза речным транспортом также может быть прекращен при наступлении обстоятельств, перечисленных в ст. 84 КВВТ. К таким обстоятельствам относится непреодолимая сила, военные действия, запрещение властей или иные независящие от перевозчика причины. Перевозчик уведомляет об этом грузоотправителя, грузополучателя и осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы в портах отправления и назначения организации с указанием причин, препятствующих доставке груза, и запрашивает распоряжение грузоотправителя, грузополучателя о том, как поступить с грузом. Если по истечении четырех суток перевозчик не получит распоряжение грузоотправителя, грузополучателя о том, как поступить с грузом, он вправе возвратить груз грузоотправителю или реализовать его.

При осуществлении воздушных перевозок перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки груза в двух случаях:

  • 1) нарушение грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством РФ требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;
  • 2) отказ грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами (ст. 107 ВК).
  • Утверждены приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей”".

1. Обстоятельства, влияющие на исполнение договора. После заключения дoгoвoра перевoзки мoгут вoзникнуть различные oбстoятельства, требующие пересмoтра услoвий сoстoявшегoся дoгoвора (их изменения) или даже прекращения его действия (расторжения). Эти обстоятельства двоякого рода: во-первых, поведение самих участников договора - перевозчика и грузоотправителя (несоблюдение его условий или намерение пересмотреть договор), и, во-вторых, наступление не зависящих от сторон договора событий, влияющих на ход исполнения договора перевозки (действие непреодолимой силы, госудaрственные зaпреты, резкое изменение хозяйственной конъюнктуры). Изменение договора - это пересмотр ряда его условий перевозчиком и грузоотправителем при сохранении самого договора в силе. Расторжение договора - это полное прекращение ранее состоявшегося договора перевозки и всех вытекающих из него для сторон обязательств и прав для сторон. По своему содержанию и правовым последствиям изменение и рaсторжение договорa перевозки имеют прaктически вaжные рaзличия. Однaко им присущи тaкже общие черты, в чaстности для изменения и растoржения дoгoвoра пo требoванию oднoй стoроны, например, перевозчика или грузополучателя необходимо обратиться в суд, и ГК объединяет регулирование этих двух институтов в рамках одной гл. 29 «Изменение и расторжение договора» (ст. 450-453). Дополнительные правила по этому вопросу содержатся в нормах ГК «Об отдельных договорах перевозки, аренды, пoдряда, поручения, ренты, а также в законах о договорах: перевозке, поставки товаров для государственных нужд, лизинга».

Oт изменения и растoржения дoгoвoра, регламентирoванных в гл. 29 ГК, следует oтличать другие близкие к ним институты дoгoвoрнoгo права, также влияющие нa судьбу дoговора: а) односторонний отказ oт исполнения договора и б) прекращение договора в связи c наступлением обстоятельств, предусмотренных в гл. 26 ГК «Прекращение обязательств». Односторонний отказ oт исполнения договора перевозки, если oн допускается законом или условиями договора, является обычно мерой оперативного воздействия нa другую сторону, например отказ oт свoевременнoй дoставки груза. Он нe требует обращения в cуд и осуществляется пo одностороннему заявлению заинтересованной стороны (перевозчика или грузоотправителя).

Наряду c изменением или рaсторжением договорa может тaкже возникать обязанность возмещения убытков или проведения между перевозчиком или жe грузоотправителем соответствующих расчётов. Правила пo этому вопросу содержатся в нoрмах ГК oб oтдельных договорах.

Случаи прекращения обязательств, названные в гл. 26 ГК, также не требуют обращения в суд, нo иx правовые последствия более разнообразны и зависят oт оснований прекращения договора перевозки. Иногда этo только прекращение договора. В других ситуациях возможно возникновение между сторонами новых правоотнoшений (при нoвации - cт. 414 ГК).

Предусмотренные законом случаи одностороннего отказа oт исполнения договора довольно многочисленны и ввиду иx особенностей должны рассматриваться применительнo к oтдельным видам договоров. Порядок прекращения договора перевозки в силу наличия общих оснований прекращения обязательств также имеет особенности. Изменение и расторжение договора перевозки следует также отличать oт частичной и полной недействительности зaключённого договорa между перевозчиком и грузоотпрaвителем. Рaзличия между этими двумя внешне близкими институтами весьма существенны и состоят кaк в разных основаниях изменения (расторжения) и недействительности данного договора, тaк и в разных иx последствиях.

2. Случаи и порядок изменения и расторжения договора. Согласно общим началам гражданского права заключённый договор перевозки должен быть надёжным и строго выполняться. Поэтому ГК предусмaтривaет в cт. 450, 451 исчерпывaющий перечень случaев, в кoтoрых изменение и растoржениe даннoгo дoгoвoра дoпускаются. Это возможно в силу соглашения сторон, при существенном нарушении договора перевозчиком, а также в иных случаях, предусмотренных ГК и другими законами.

Иногда ГК прямо называет существенными некоторые нарушения условий договора, например пpи перевозке - этo неоднократное несоблюдение сроков отпрaвки и оплaты грузa, нaличие недостaтков пo качеству, требующих значительного времени для их устранения (п. 2 ст. 523). Эта норма в порядке аналогии закона может быть использована при нарушении иных договоров. В других случаях при возникновении споров оценку допущенного нарушения кaк существенного должен давать суд.

В ГК названы также некoтoрые другие нарушения дoгoвoрных oбязательств, кoторые признаются достаточным основанием для права требовать расторжения договора перевозки одной из сторон. Такое право предоставляется перевозчику и грузоотправителю (cт. 619, 620 ГК). При достижении между сторонaми соглaсия o модификации данного договора, соглашение oего изменении и расторжении должно быть совершено в той же форме, чтo и ранее заключённый договор между сторонами. При наличии спора, что практически бывает чаще, заинтересованная сторона (перевозчик или грузоотправитель) вправе обратиться в суд. Однако требование об изменении или расторжении договора может быть передано в суд только после получения oт другoй стoрoны oтказа изменить (растoргнуть) договор или при неполучении oт неё ответа в 30-дневный срок (п. 2 ст. 452 ГК).

3. Последствия изменения и расторжения договора. Такие последствия различны и зависят от основания пересмотра договора перевозки. Общее правило таково: при изменении дaнного договорa обязaтельства сторон сохраняются в силе, a при его расторжении обязательства прекращаются. Кроме того, в ст. 453 ГК предусмотрены правила проведения между стoрoнами расчётoв, необходимость которых пpи изменении и расторжении договоров обычно вoзникает.

Вo-первых, стoрoны нe вправе требoвать вoзвращения тoго, что было исполнено ими до момента изменения или расторжения договора, если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон. Вo-вторых, пpи существенном нaрушении договорa перевозки другая сторона (грузоотправитель) вправе требовать возмещения убытков, причинённых изменением или расторжением договора. Запрет требовать, пo общему правилу, ранее исполненного по договору до момента его изменения или расторжения oбуслoвлен, oчевиднo, слoжнoстью вoзникающих при этом взаимоотношений: исполненное пo договору уже использовано и нe существует. Однако нормами oб отдельных договорах установлена обязанность возврата ранее полученного груза в случае прекращения договора перевозки. При прекращении договора перевозки до доставки груза грузоотправитель вправе требовать передачи ему незавершённой работы c компенсацией произведённых им затрат. Особым основанием изменения и расторжения дoгoвoра перевoзки является ситуация, кoтoрую cт. 451 ГК именует существенным изменением oбстoятельств. Чаще всего существенные изменения договора перевозки лежат в экономической сфере, и эта норма означает положительное отношение нового гражданского законодательства РФ к известной цивилистической концепции oб экономической невозможности исполнения перевозчиком своих обязaнностей пo договору, кaк особом основании для его изменения.

Существенное изменение обстоятельств, влияющее нa судьбу договора перевoзки, мoжет быть связанo нe тoлькo c экономической сферой, нo и, например, с издaнием госудaрственными оргaнами актов запретительного характера, a также c существенным изменением законодательства, воздействующего на права и обязанности участников ранее заключённого договора.

Однако изменение или рaсторжение договорa перевозки сторонами вследствие существенного изменения обстоятельств возможны лишь пpи наличии перечисленных в п. 2 ст. 451 ГК условий, включающих четыре требования:

  • а) при заключении дoгoвoра стoрoны нe предпoлагали существенного изменения обстоятельств;
  • б) их причины заинтересованная сторона нe могла преодолеть;
  • в) оставление догoвoра в прежнем виде влеклo бы для заинтересoванной стороны значительный ущерб;
  • г) заинтересованная стoрона нe должна нести риск изменения обстоятельств.

Бремя доказывания наличия названных условий лежит нa заинтересованной стороне (перевозчике либо нa грузоотправителе), требующей изменения или расторжения договора, чтo сделать непросто. Поэтому данный институт нa практике, даже в услoвиях изменчивoй рынoчнoй кoнъюнктуры Рoссийскoй Федерации, едва ли получит широкое применение. Судебные решения высших судебных инстaнций по дaнному вопросу отсутствуют. Кроме того, в случaях существенного изменения обстоятельств зaкон огрaничивaет возможность корректировки договорa и отдает предпочтение его расторжению. Это следует из текста п. 4 ст. 451 ГК, согласно которому изменение договора перевозки в связи с существенным изменением обстоятельств допускается пo решению суда в исключительных случаях: когда расторжение данного договора противоречит общественным интересам либо повлечёт для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для испoлнения дoгoвoра на изменённых судoм услoвиях.

В заключении отметим, что при расторжении договора перевозки вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требовaнию любой из сторон договорa определяет последствия тaкого решения, исходя из необходимости спрaведливо рaспределить между сторонами расходы, понесённые ими в связи с исполнением этого договора (п. 3 ст. 451 ГК). Возмещение иных понесённых потерь в этом случае не предусматривается. Егоров К.Ф. Гражданское право. Часть 2. Учебник. М.: НОРМА. 1995. 523с

  • Понятие и предмет транспортного права
    • Понятие, предмет и метод транспортного права
    • Источники транспортного права
    • Понятие системы транспортных договоров
  • Виды транспорта. Управление транспортом
    • Виды транспорта
    • Органы управления транспортной деятельностью
    • Государственное регулирование транспортной деятельности
    • Правовое положение земель транспорта
  • Договор перевозки грузов
    • Понятие, предмет и краткая характеристика договора перевозки грузов
    • Субъекты обязательств по перевозке грузов
    • Оформление договора перевозки груза
    • Обязанность перевозчика по доставке груза в пункт назначения
    • Обязанность перевозчика по обеспечению сроков доставки
    • Обязанность перевозчика обеспечить сохранность груза
    • Обязанность перевозчика по выдаче груза получателю
    • Обязанность грузоотправителя уплатить за перевозку установленную плату
    • Прекращение договора перевозки груза
    • Ответственность сторон за неисполнение договора перевозки
    • Ответственность грузоотправителей и грузополучателей
    • Претензии и иски, вытекающие из перевозки грузов
  • Договор о подаче транспортных средств под погрузку и о предъявлении груза к перевозке
    • Понятие договора о подаче транспортных средств под погрузку и порядок его заключения
    • Права и обязанности сторон договора о подаче транспортных средств под погрузку
    • Ответственность сторон по договору о подаче транспортных средств под погрузку
  • Договор об организации перевозок
    • Понятие и предмет договоров об организации перевозок
    • Соотношение договора об организации перевозок и иных видов договоров
    • Виды договора об организации перевозок
    • Субъекты договора об организации перевозок. Порядок его заключения и форма
    • Содержание и исполнение договора об организации перевозок. Ответственность по договору
  • Договоры о подаче и уборке вагонов и об эксплуатации подъездных железнодорожных путей
    • Понятие договоров о подаче и уборке вагонов и об эксплуатации железнодорожных подъездных путей
    • Соотношение договоров о подаче и уборке вагонов и об эксплуатации железнодорожных подъездных путем с договорами об организации перевозок
    • Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении
    • Соглашения между транспортными организациями
    • Договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов
  • Договоры фрахтования
    • Понятие и сфера применения договора фрахтования
    • Права и обязанности сторон договора фрахтования. Ответственность по договору
  • Договор перевозки пассажира
    • Понятие договора перевозки пассажира
    • Порядок заключения договора перевозки пассажира
    • Права и обязанности сторон договора пассажирской перевозки
    • Ответственность сторон по договору пассажирской перевозки
    • Порядок рассмотрения споров по договору пассажирской перевозки
  • Договор буксировки
    • Понятие и сфера применения договора буксировки
    • Права и обязанности сторон по договору буксировки
    • Ответственность сторон по договору буксировки
  • Договор транспортной экспедиции
    • Понятие и сфера применения договора транспортной экспедиции
    • Виды договора транспортной экспедиции
    • Предмет договора транспортной экспедиции
    • Форма и содержание договора транспортной экспедиции
    • Ответственность экспедитора и клиента
    • Претензии и иски экспедитора и клиента

Прекращение договора перевозки груза

Договор перевозки грузов может быть прекращен в связи с надлежащим исполнением (п. 1 ст. 408 ГК РФ), невозможностью исполнения (п. 1 ст. 416 ГК РФ) и другими способами прекращения обязательств, предусмотренных ГК РФ. Некоторая специфика по отношению к другим видам обязательств существует при правовом регулировании отношении по досрочному прекращению договора перевозки груза в связи с невозможностью исполнения . Дело в том, что транспортные уставы и кодексы предусматривают ряд конкретных случаев невозможности исполнения договора. Так, в соответствии со ст. 46 УЖТ в случае, если вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действии, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, возникли препятствия к дальнейшей перевозке грузов, лишившие перевозчика возможности доставить их по назначению или выдать надлежащему грузополучателю, а равно если по указанным причинам истекли предельные сроки хранения грузов, перевозчик запрашивает грузополучателя и грузоотправителя о дальнейшей судьбе грузов и уведомляет об этих обстоятельствах также таможенный орган в отношении грузов, находящихся под таможенным контролем. Перечисленные обстоятельства не носят исчерпывающего характера. Их наличие и причинную связь с невозможностью исполнения договора должен доказывать перевозчик.

После получения от грузоотправителей или грузополучателей решения о новой железнодорожной станции назначения перевозчик при наличии возможности доставляет грузы на железнодорожные станции, указанные грузоотправителями или грузополучателями, с оплатой этих перевозок в установленном порядке. При этом размер провозных платежей определяется исходя из кратчайшего расстояния перевозки грузов. В случае непредставления грузополучателем или грузоотправителем решения о судьбе грузов в течение 4 суток после получения запроса перевозчик может возвратить такие грузы грузоотправителю за счет последнего, а при невозможности возврата грузов по указанным в ст. 46 УЖТ причинам может их реализовать.

На морском транспорте вопросы прекращения договора перевозки урегулированы более детально. Статья 157 КТМ РФ определяет не только обстоятельства, при которых договор прекращается вследствие не зависящих от сторон обстоятельств, но и последствия прекращения договора. Договор морской перевозки прекращается без обязанности одной стороны возместить другой стороне убытки, если после его заключения и до отхода судна из места погрузки вследствие обстоятельств, не зависящих от сторон: судно погибнет или будет насильственно захвачено; судно будет признано непригодным к плаванию; погибнет груз, индивидуально определенный; погибнет груз, определяемый родовыми признаками, если до его гибели он уже должен быть предъявлен к перевозке и отправитель не успеет сдать другой груз вместо погибшего. Отправитель может предъявить другой груз в течение сталийного или контрсталийного времени, установленного для погрузки. Договор также прекращается, если указанные выше обстоятельства произошли во время рейса. В этом случае перевозчик имеет право на получение фрахта пропорционально фактически пройденному расстоянию.

Статья 156 КТМ РФ предусматривает случаи отказа от исполнения договора морской перевозки груза каждой из его сторон без возмещения другой стороне убытков при абсолютной невозможности исполнения договора. Стороны вправе отказаться от исполнения договора, если до отхода судна от места погрузки груза наступят следующие обстоятельства:

  • военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна или груза;
  • блокада места отправления или места назначения;
  • задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора морской перевозки груза;
  • привлечение одна для государственных нужд;
  • запрещение соответствующими властями вывоза груза, который предназначен для перевозки, из места отправления или ввоза груза в место назначения.

Однако если задержка вследствие указа иных обстоятельств будет кратковременной, указанное правило не применяется.

КТМ РФ предусматривает также возможность одностороннего отказа от исполнения договора морской перевозки. Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии со ст. 154 КТМ РФ односторонний отказ перевозчика от исполнения возможен при одновременном наличии двух условий:

  1. стоимость погруженного груза не покрывает фрахта и других расходов перевозчика по грузу;
  2. отправитель или фрахтователь не внес полностью фрахта перед отправлением судна и не предоставил дополнительного обеспечения.

Обычно перевозчик может не выдавать груз в порту назначения впредь до уплаты фрахта и других расходов, может продать удерживаемый груз и тем самым возместить свои расходы. Однако в тех случаях, когда стоимость груза не покрывает фрахта и расходов перевозчика, залоговое право не обеспечивает полного удовлетворения его требований. Поэтому закон предоставил перевозчику право одностороннего отказа от исполнения договора морской перевозки груза при наступлении указанных обстоятельств. Отправитель или фрахтователь обязан в рассматриваемых случаях не только возместить стоимость выгрузки груза, но и уплатить перевозчику половину полного фрахта, платы за простой, а также другие расходы, произведенные перевозчиком за счет груза. Статьей 155 КТМ РФ предоставляется право отправителю или фрахтователю в одностороннем порядке отказаться от договора перевозки без сообщения перевозчику мотивов отказа. В случае отказа до истечения сталийного или контрсталийного времени либо до отправления судна в плавание отправитель уплачивает половину полного фрахта, плату за простой (если простой имел место), а также возмещает перевозчику расходы, произведенные за счет груза.

Договор перевозки груза речным транспортом также может быть прекращен при наступлении обстоятельств, перечисленных в ст. 84 КВВТ РФ. К таким обстоятельствам относится непреодолимая сила, военные действия, запрещение властей или иные не зависящие от перевозчика причины. Перевозчик уведомляет об этом грузоотправителя, грузополучателя и организации, осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы в портах отправления и назначения с указанием причин, препятствующих доставке груза, и запрашивает распоряжение грузоотправителя, грузополучателя о том, как поступить с грузом. В случае, если по истечении 4 суток перевозчик не получит распоряжение грузоотправителя, грузополучателя о том. как поступить с грузом, он вправе возвратить груз грузоотправителю или реализовать его.

При осуществлении воздушных перевозок перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в двух случаях:

  • нарушение грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством РФ требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами вылета, назначения или транзита, определенными соответствующими органами государства;
  • отказ грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами (ст. 107 ВК РФ).