Основные положения градостроительного кодекса и территориальное планирование. Территориальное планирование. Основной понятийный аппарат

Глава 3. Территориальное планирование

Статья 9. Общие положения о документах территориального планирования

(наименование в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ)

1. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

2. Документы территориального планирования подразделяются на:

1) документы территориального планирования Российской Федерации;

2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;

3) документы территориального планирования муниципальных образований.

3. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения (часть дополнена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

4. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).

(Часть в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2012 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 289-ФЗ)

5. Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее также — информационная система территориального планирования) (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

6. Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

7. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей главы — официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения (часть дополнительно включена с 1 сентября 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

8. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 настоящего Кодекса об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа (часть дополнительно включена с 1 сентября 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

9. Доступ к утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, документам территориального планирования субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования должен быть обеспечен с использованием официального сайта соответственно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в срок, не превышающий десяти дней со дня утверждения таких документов (часть дополнительно включена с 1 сентября 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

10. Схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок не менее чем десять лет (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

11. Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

12. Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

13. Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

Ключевые слова: стратегическое планирование, генеральный план, экономика городского хозяйства, кластеры.

Прогнозирование и планирование территорий, в рамках стратегического планирования, в условиях сложного ландшафта, под влиянием транспортного коридора, для Урала представляет большой интерес, так как города преимущественно образовывались из заводов на реках, актуально и для все страны. Проблема несовершенства использования ряда существующих ресурсов, а именно четыре основные составляющие (полезные ископаемые; положение города в территориально–промышленном кластере; роль промышленных предприятий, расположенных на территории города и в промышленном комплексе всей страны; ландшафт) для создания новой функциональной и комфортной среды обитания человека. Необходимо отметить, что первоначально возникают социальные проблемы и забота о качестве жизни человека, соответственно территории рассматриваются как системы расселения. Зачастую территории, обладающие хорошим потенциалом, при неграмотном управлении и планировании становятся депрессивными, что недопустимо для Российской Федерации.

Стратегия развития страны 2030 определяет основную цель социальноэкономического развития России – долгосрочную перспективу способов и возможностей обеспечения устойчивого повышения благосостояния населения Российской Федерации, национальной безопасности, развития экономики, укрепление позиций России в мировом сообществе. Для достижении этой цели существенная роль отводится территориальному планированию, градостроительству в муниципальных образованиях. Модель динамичного и сбалансированного развития Урала должна основываться на грамотном сочетании экономики, социальной сферы и сферы природопользования, с учетом исторических особенностей исследуемой территории.

Градостроительная доктрина РФ как основная часть территориального планирования обозначает право человека на сбалансированную материальную среду, безопасность, достойное качество жизни, а также значимое совершенствование пространственной организации страны средствами градостроительства. Определяет принципы градостроительной деятельности, среди которых устойчивость развития и гармонизация общественного развития; ставит проблемы малых городов и сел, часто олицетворяющих неповторимость, природное разнообразие страны, а также проблему неравномерности распределения на территории страны городских и сельских поселений .

В соответствии с этими положениями необходимо стремиться к совершенствованию систем расселения, грамотно используя существующие ресурсы.

Многие авторы рассматривают вопросы, связанные с поставленной проблемой. Некоторые работы отличаются футуристичностью, идеализацией разрабатываемой модели, в то время как другие несут более практичный характер. Вопросами организации систем расселения и созданием идеализированных моделей занимались В. Кристаллер, Б. Дж.Гарнер, В. А. Шулер; Б. Б. Родоман, А. Г. Топчиев, Б. М. Эккель. Впервые вопросы взаимодействия расселения и транспорта рассматриваются в концепциях испанского инженера А.Сориа-иМата, который занимался линейными системами и представлял транспортный коридор как «русло расселения».

Современные исследования более применимы в проектной деятельности. Это исследования А. А. Агасьянца, М. Я. Вильнера, А. В. Иконникова, М. Г. Бархина, связанные с транспортно-расселенческим каркасом страны. Социальные вопросы рассматривали Вагин В. В., Хан-Магомедов С. О., Яргина З. Н., Хачатрянц К. К.

Несмотря на большое количество авторов, занимающихся смежной тематикой, на данный момент не разработана научная концепция градостроительной организации локальных систем расселения, ориентирующаяся на социальное благополучие человека; нет комплексной теории по рациональному использованию богатых ресурсов территории и роли промышленных предприятий города, применимых в рамках стратегического плана всей страны. Недостаточно информации о формировании и проектировании градообразующих и градообеспечиваюших предприятий, формировании рекреационных зон и селитебных территорий.

1. Основной понятийный аппарат

Географический подход: территория – это ограниченная часть твердой поверхности земли, характеризующаяся определенной площадью и географическим положением.

Государственная территория – определенная часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Она включает сушу, внутренние воды, недра, территориальные воды, воздушное пространство над ними и отделяется от территории других стран государственной границей.

Современная трактовка: территория определена как часть земной поверхности, включая сушу, водную поверхность, недра и воздушное пространство над ними.

Территория – земное пространство с определенными границами.

В научной литературе территорию характеризуют как: промышленнопроизводственное пространство, экономическое пространство, сельскохозяйственное пространство, географическое пространство, пространство проживания людей .

Территория, рассматриваемая как неотъемлемая сторона жизнедеятельности людей, становится очеловеченной территорией, как следствие она получает свою индивидуальность, свои особенные черты и свои исключительные свойства, становится экономическим феноменом, что позволяет говорить о ней не как об определенным географическом пространстве, а как о пространственноэкономическом явлении. Всякая территория как только она начинает осваиваться людьми превращается из географического пространства в пространственно-экономический феномен. Все социально-экономические мероприятия перестают выступать как освоение жизненного пространства, как подчинение природы интересам людей. Возвеличивание человека начинает выражаться не в насилии над окружающей средой, а в умении найти гармонию с пространством и природой, в идентификации себя как части пространства и природы .

Возрастание в производстве и жизни людей, значение и роли знаний, превращение их в источник создания материальных благ и услуг приводит к усложнению характеристик пространства. Территория – это среда(пространство) развертывания системы знаний людей и их нравственнокультурных ценностей. Появляются новые экономические ресурсы территории. Это интеллектуальный потенциал и инновационный потенциал. Вместе они формируют интеллектуально-инновационные пространство. Интеллектуальный потенциал приводит к возникновению высоких технологий, выпуску наукоемкой продукции, преобразованию производственных процессов и в конечном счете к изменению самого образа жизни населения. Как следствие появляется новый образ территории как особое интеллектуальное пространство.

Инновационный потенциал – это совокупность различных ресурсов, обеспечивающих ее возможность или готовность к использованию новшеств. Явление “территория” в рамках административно-территориальных образований – это регионы, области, края, автономные округа, муниципальные образования, населенные пункты, иные административно-территориальные единицы. Под инновационностью территории понимается ее способность генерирования новшеств. Концепция полюсов роста трактует, что очаги благополучия возникают вокруг отдельных предприятий, а нововведения распространяются от центра к периферии .

Новеллой является новая концепция, концепция территории роста, которая предполагает активное инновационное развитие не отдельных точек роста, а всей территории муниципального образования (городского округа). Инновационное развитие – это управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение высокого качества жизни на территории муниципального образования с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения текущих и перспективных коллективных потребностей населения и интересов государства.

К моделям инновационного развития относят научные, исследовательские, технологические парки (технопарки), инкубаторы бизнеса, инновационные центры, технополисы, кластеры, территориально-производственные комплексы, наукограды .

Для города главное – это полное видение своего будущего. У мэрии должно быть четкое понимание останется ли город промышленным центром или необходимо перепрофилировать, или диверсифицировать. Главное в решении проблем городов – это разработка и реализации стратегии их развития, раскрывающий понимание того, какие конкретные действия следует предпринять, чтобы изменить сложившиеся неблагоприятные тенденции, привести экономику на инновационные рельсы .

2. Российский опыт территориального планирования в рамках стратегического планирования

Системы расселения на территории России, состоящие из небольших городов, сталкиваются со многими проблемами. Среди основных можно выделить следующие:

  • нехватка финансирования и отсутствие убедительных стратегий для развития населенных мест;
  • отток сельского населения и населения малых городов в крупные мегаполисы, вымирание малых населенных пунктов;
  • проблемы транспортной, инженерной инфраструктуры, низкая связанность сельских поселений с административными центрами и центрами агломераций;
  • прогрессирующая урбанизация и возрастающее влияние общества на природную среду.

Характер системы расселения тесно взаимодействует с реальными нуждами и интересами людей. Формирование системы расселения в современных условиях в большей степени объясняется социально-экономическими, а не географическими причинами. Если населенный пункт существует как постоянное место жительства, то создана и система закрепления человека за этим местом: работа, семья, регистрация и т. п. Значение отдельных элементов данной системы может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от развития человечества .

Урбанизированные процессы объясняют причину того, что расстояния между жильем, рабочими районами и рекреационными территориями увеличиваются и обременительны для большой части населения, постоянно увеличивается плотность застройки и заселения. При этом прослеживается четкая связь между характером населенного пункта и количеством психических аномалий. На переднем плане стоят неврозы и психосоматические нарушения .

Жизнь в городе и жизнедеятельность в малых населенных местах значительно отличаются динамикой социальных процессов, преимущественным распространением культуры с помощью средств массовой информации в сравнении с естественным, семейным обменом. Жизнедеятельность в городе намного разнообразнее (это связано с многообразием разновидностей деятельности); она отличается намного более широким кругом удовлетворяемых потребностей и, как правило, более динамична.

Функционал большого города и малого населенного пункта в целом совпадает, но у каждого типа населенного пункта есть свои конкретные особенности. В течение веков в России села выполняют функцию доноров. Из деревни заимствуется больше ресурсов, чем возвращается. Стабильная миграция из малых поселений в крупные города является этому причиной. Человеческие трудовые ресурсы и доходы использует город, а расходы на воспитание и учебу несет село. Крупные города постоянно притягивают население малых городов, деревень, сел, что обусловлено следующими причинами:

  • обновление, реструктуризация промышленности города;
  • обширный выбор мест приложения труда;
  • уровень благоустройства города намного выше;
  • наличие удобств, коммунальных и культурных услуг;
  • отсутствие мотивации для тяжелого сельского труда и т.д.

Вышеописанные причины обусловили главное направление миграционных потоков жителей: отток сельского населения в город, “вытягивание” человеческих ресурсов из села в город. Села стареют всё больше и больше. Например, количество родившихся в селе трудоспособных людей, составляет не более 20%. Пятьдесят процентов мигрантов, приехавших в село, пенсионеры, слабо подготовленные и не способные к производительному интенсивному труду. В деревне происходят сложные процессы, которые связаны с изменением форм собственности, приспособлением к налогам, кредитам, диспаритету цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности. Важно не устранение малых населенных пунктов, а их социальное обустройство, эффективная модернизация локальных систем расселения, создание более тесных, крепких социальных связей между малыми и крупными населенными пунктами .

Перечисленные проблемы не решаются или решаются не в полной мере в силу различных причин. Одна из них – отсутствие документов стратегического планирования в муниципальных образованиях. Многие документы территориального планирования разрабатываются формально, с низким уровнем творческого и креативного подхода, не достаточно разрабатывается концепция и стратегические направления, недостигнутые цели переписываются на новую перспективу; разработчик перестает заботиться о человеке, для которого разрабатывает проект, и которому предстоит жить на проектируемой территории. В настоящее время большое значение приобретает подход, предполагающий междисциплинарные исследования взаимодействия естественной и искусственной среды. Для создания грамотных, рациональных планов развития необходимо привлекать профессионалов своего дела. Формирование планировочной структуры должно происходить не только с учетом экономических и функциональных параметров, но и градостроительного искусства, культуры и традиций .

В отечественной градостроительной практике по зарубежному примеру появляется принцип кластерной организации территорий. Это научнотехнические, производственные кластеры Сколково, наукограды, Новосибирский технопарк, который, по сути, является проектом модернизации и развития Новосибирского Академгородка. Новосибирский Академгородок – это первый в России научный комплексный центр, являющийся прообразом технопарка (1957), и развивающийся практически параллельно с западными кластерными моделями. Проект Технопарка предполагает дальнейшее развитие Новосибирского Академгородка как центра высоких технологий мирового уровня Этот пример показывает, что Россия во многом не уступает западным странам. В стране накоплена достаточная база для развития систем расселения, в том числе, инновационного, необходимо грамотно использовать имеющиеся ресурс ..

3. Мировой опыт пространственного планирования территории

Некоторые проблемы территориального планирования расселения, такие как углубляющиеся процессы урбанизации, необходимость развития убедительных стратегий развития, инфраструктурные проблемы, успешно решаются в мировой практике.

Наибольший интерес к кластеризации в мире характерен для 1990-х, развитие получают кластерные стратегии в различных странах, где есть база образовавшихся центров деловой активности, которые доказали свою состоятельность на мировой арене. Наиболее успешными в реализации кластерной организации по показателю глобальной конкурентоспособности, рассчитываемому Международным экономическим форумом, оказались такие страны, как США, Сингапур, Япония, Канада, Китай, ведущие европейские страны. Научнотехнологические кластеры формируются на основе университетов или научных подразделений, что обеспечивает непрерывный приток молодых кадров и систематические профессиональные связи в сфере технологий и науки. Одни из самых известных в мире научно-технологических кластеров на основе университетов это Силиконовая долина, Бостонский технопарк в США, научнотехнологический парк Кембриджа в Великобритании, технополис в Финляндии, София Антиполис во Франции, специализированный научный центр Цукуба в Японии, Силиконовая аллея в Индии, технопарк Чжунгуаньцунь в Китае. В США выделяют три типа научных парков:

  • в первом выстраивается полная технологическая цепочка от разработки до производства (Стэнфордский научный парк, Силиконовая долина);
  • второй тип – это исследовательские парки, где нет массового производства и разрешен только процесс научно-исследовательских работ;
  • третий тип – инновационные центры, помогающие соединять новации с финансами и предпринимателями, способствуют продажам лицензий производителям, поддерживают технологическую цепь от эксперимента до коммерциализации производства. Этому примеру последовали европейские страны .

Японская модель отличается от американской, здесь сразу строят новые города, специализирующиеся на инновационных исследованиях и производстве технополисы. Они отличаются от технопарков формированием открытой, высокоинтеллектуальной среды. В городе строятся исследовательские и производственные площадки, позволяющие быстрее завершить свои разработки и выпустить пробную серию продукта. В последнее время в США стали применять японскую модель .

На данный момент в мире активно развиваются скоростные виды железнодорожного транспорта, связывающего системы расселения (Европейская, Китайская практика). Особенности такого транспорта можно проследить на примере Франции, где радиус поворота скоростных поездов составляет около 7км, а скорость достигает 450 км/ч, для остановки в логистических центрах применяют параллельные пути. Наличие скоростного транспорта и создание городовспутников помогает решать проблемы углубляющейся урбанизации, роста городов, что видно на примере концепции развития г. Алматы и проекта G4 Сити .

В качестве положительного примера взаимодействия человека, искусственной среды с природой можно привести опыт Норвегии. Высокий уровень жизни населения достигнут благодаря рациональному использованию природных ресурсов, бережному отношению к природе. Популярна зеленая архитектура, минигидроэлектростанции на маленьких речках в условиях перепадов рельефа.

Столица страны Осло, самый крупный город, является одним из чистейших городов Европы. Он расположен в юго-восточной части Норвегии, включает 40 островов, две трети муниципалитета составляют защитные леса, водоемы и сельскохозяйственные угодья. В городе широко используются энергоэффективные технологии, альтернативные источники энергии, экологически чистые виды транспорта. В планах Норвегии сокращение выброса парниковых газов в атмосферу, полный переход на экологичный транспорт, расширение использования возобновляемых источников энергии.

Проблема грамотной организации территориального планирования расселения населения и рационального использования ресурсов особенно актуальна в наши дни. Развитие основных градостроительных процессов можно проследить в Стратегии развития страны 2020 и Градостроительной доктрине РФ, одни из которых повышение благосостояния граждан, преодоление территориальной разобщенности, проблемы малых населенных мест, зачастую придающих неповторимый колорит. В соответствии с этими документами формируются основные положения.

4. Основные принципы градостроительной организации локальных систем расселения.

Я. В. Косицкий в модели систематизации градостроительных концепций и критериев выделил во взаимодействии людей, среды и формы три основных принципа архитектурно-планировочной организации города, которые применимы так же и для градостроительной организации систем расселения. Это демометрическая соразмерность, экологическая компенсация и морфологическое соответствие. Данная концепция является факторной, т.е. пытается учесть множество факторов и синтезировать компоненты планировочной системы, что является одной из основных проблем архитектурно-планировочной организации.

В соответствии с моделью систематизации Я.В.Косицкого сформулирована миссия территории и определены основные принципы градостроительной организации локальных систем расселения в зоне влияния транспортных артерий города .

Миссия – формирование локальной инновационной системы расселения с опережающим развитием социальной инфраструктуры.

Принципы:

  • социально-культурный принцип;

Трансконтинентальный коридор, проходящий через территорию, резко повышает её статус в системах высшего ранга. Коридор может включать в себя несколько видов транспорта – автомобильный, железнодорожный, воздушный, и так же скоростной транспорт, если он есть или планируется на перспективу.

Ширину транспортного коридора можно определить как сумму ширины дорожного полотна (примерно 50м), полос отвода и придорожных полос, размер которых зависит от категории дороги. Как правило, в составе транспортных коридоров проходят автодороги первой категории, ширина придорожной полосы которых 75 м (Постановление правительства Свердловской области от 10 ноября 2010 г. № 1634-ПП об утверждении порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог регионального значения). По данным сайта http://www.uadso.ru/ (управление автодорог Свердловской области), ширина полосы отвода составляет около трех метров. Таким образом, ширина транспортного коридора составляет:

50+2∗(75+3) = 206 м. 1-я полоса влияния-5км, 2-я полоса –15 км (русло коридора), бассейн коридора – до 100км.

Ширина коридора может варьироваться от ширины полосы отвода до нескольких километров, что зависит от различных факторов, например, сложный рельеф влияет на прокладку железнодорожной линии и на конфигурацию коридора в целом. Вдоль транспортного коридора располагаются логистические центры, из которых происходит распределение ресурсов в производственные, административные центры. Далее лежит русло коридора, так же активно влияющее на локальные системы расселения. В русле находятся основные объекты (точечные, линейные, планарные), которые определяют значение территории, или которые наиболее привлекательны, если говорить о туристических объектах. На расстоянии около 100 километров лежит бассейн коридора. Он оказывает влияние на малые населенные пункты, которые живут, пока есть дорога и для которых наличие связей с более крупными центрами играет особенно важную роль .

Морфологический принцип развития расселения

Планирование систем расселения основано на выявлении, формировании типов территориальных структур. Основными элементами территориальной структуры являются:

  • зоны концентрации населения – урбанизированные районы, включающие и промышленные образования, в целом негативно воздействующие на природную среду;
  • природные, рекреационные территории, экологические коридоры;
  • буферные зоны, нейтрализующие негативное анторопогенное воздействие, санитарно-защитные озелененные зоны.

Выделяется несколько идеальных типов структур систем расселения по их форме, конфигурации (которая формируется в зависимости от ландшафта и уникальных условий региона):

  • концентрическая система расселения, развивается на равнинных территориях с активным центром, вокруг которого в радиальном направлении формируется система населенных пунктов. Транспортная нагрузка распределяется по кольцевым и радиальным направлениям.
  • прямоугольная полицентрическая система, так же формируется на равнинных территориях, с равномерно распределенными административными центрами, между которыми образуются зоны экономического влияния. Так же этот тип можно охарактеризовать как ядерно-сетевой, который считается наиболее эффективным и функциональным.
  • прямоугольный полицентрический тип, характерный для приморских территорий (можно считать подвидом предыдущей). Основные административные центры являются портовыми городами и располагаются вдоль прибрежной зоны, далее, вглубь суши, проходят транспортные магистрали значительно нагруженные грузовыми и пассажирскими потоками. Менее нагружены продольные направления, соединяющие административные центры.
  • линейная система расселения, формируется благодаря природным условиям (горно-заводские долины), или вдоль уже существующих инфраструктурных объектов, транспортных магистралей.
  • полицентрическая бассейновая система расселения формируется в регионах с горнодобывающей промышленностью. Экономические и административные центры бессистемно формируются вокруг горнодобывающих центров.
  • центральный тип, характерный для слабо развитой системы расселения с недостаточным количеством связей и плохо освоенными территориями. Хозяйственная деятельность локализуется в местах наличия ресурсов и производства продукции.

Теоретические аспекты размещения населенных пунктов и создание идеальной модели расселения интересовали многих авторов. Кристаллер рассматривал центрические системы и агломерационные процессы, Б. Б. Родоман решал вопросы экологии и экологии культуры, создавая модель поляризованного ландшафта, которую детализировал А. Г. Топчиев. Представлено взаимодействие природы и общества. Модель Б. М. Эккеля представляет взаимодействие жилых, рекреационных, санитарно-защитных, производственных и обслуживающих зон, через которые проходят коридоры инженерных коммуникаций, система открытая с направлениями развития .

Перечисленные системы расселения предполагают формирование на однородной равнине или идеальных природных условиях, не масштабны, сетевой поляризованный ландшафт Б. Б. Родомана представляет собой систему равномерной густоты, отсутствует иерархия в поселениях. Невозможно создать универсальную схему для любого случая, каждая система по-своему интересна и её необходимо модифицировать для конкретной уникальной сложившейся ситуации, местных условий и действительности. Поселения уже сформировались, в морфологии отражается противоречивость их развития – это историческая и современная застройка, устойчивое и изменчивое состояния, единоформие и многоформие, нерациональное использование ресурсов – все это вносит хаос с точки зрения грамотной организации .

Понимание особенностей идеальных систем расселения помогает более эффективно решать вопросы в реальном проектировании, где чаще всего встречаются комбинации различных по форме типов структур.

Принцип географического детерминизма в планировке городов. Детерминизм – учение о взаимосвязи, закономерности и причинной обусловленности событий и явлений.

Каждая система расселения формируется индивидуально в зависимости от различных причин и уже сложившихся обстоятельств, таких, как рельеф, гидрография, уже сложившаяся инфраструктура. Выделяются несколько наиболее ярких причин, определяющих расположение городов в сложном рельефе. Их можно разделить на исторические причины и действующие причины .

Исторические:

  • необходимость создания неприступного города в горной местности;
  • подходящие свойства рельефа и места для создания стратегически важного объекта, глубоководные морские порты, удобные для судоходства, не заметные с берега бухты (Балаклава);
  • развитие промышленности, строительство городов на реках, формирование горно-заводских долин (малые города Урала, Демидовские заводы).

Действующие:

  • развитие отдыха, туризма, лечения в горно-климатическом районе. Необходимые параметры по протяженности и уклону трассы для развития горнолыжного спорта присутствуют далеко не во всех горных районах. Наличие необходимых ресурсов для развития санаторно-курортной деятельности (грязи, месторождения минеральных вод).
  • отсутствие в районе равнинных территорий или их занятость существующей застройкой, или особоохраняемыми природными зонами.

В книге «Город и рельеф» В. Р. Крогиус кроме перечисленных причин среди действующих выделяет следующие:

  • строительство гидроэлектростанций в горных районах;
  • наличие в горном районе полезных ископаемых и их разработка;
  • благоприятные условия для орошения предгорий ледниковыми водами;
  • создание опорного центра сети поселений;
  • в тропических зонах климатические условия возвышенных районов более благоприятны.

Действующие причины актуальны в современном мире для строительства новых городов и развития существующих .

Социально-культурный принцип.

Планировочная организация локальной системы расселения происходит на базе сложившихся образований. В рамках этого принципа при проектировании используются такие подходы, как преемственность, ансамблевое построение, использование историко-культурного наследия и сложившегося природного ландшафта; принимаются во внимание индивидуальные особенности национальности или нескольких национальностей, соседствующих на данной территории. Россия, как многонациональная страна, обладает уникальным многолетним опытом сосуществования разных народностей, основанного на толерантности, бережном отношении к своим традициям, культуре и истории. Из зарубежной практики можно привести пример проекта городов-спутников Алматы, в концепции которого («Город традиций») реализуется социально-культурный принцип и социально-технический принцип. Проектная локальная система расселения представляет линейную структуру и формируется вдоль автотрассы Алматы-Капчагай, здесь пролегает транспортный коридор (автомагистраль и железная дорога), связывающий Россию и Китай, по которому идут потоки международной торговли. Связь между городами-спутниками планируется с помощью скоростного транспорта. Автотрасса Алматы – Капчагай протяженностью более 60 км соединяет город и территорию водохранилища, которая располагает всеми возможностями для организации активного отдыха. Городаспутники должны разгрузить г. Алматы, численность населения которого в летний период увеличивается до двух миллионов, а также поднять уровень жизни населения и обеспечить новыми рабочими местами. Прямоугольная планировочная структура городов с активными центрами, главными и второстепенными направлениями и системами озеленения вызывает ассоциации с центральной частью Алматы, где присутствует ансамблевая застройка, сформировавшаяся в советское время. Проект задуман в органичной привязке к Генеральному плану развития г. Алматы. Проявляется бережное отношение к культурному наследию, ведь основу туристской привлекательности города составляет история. В одном из разделов корректировки Генплана (охрана памятников) призвано музеефицировать историко-культурный ландшафт и полностью сохранить ансамбль центра города. Согласно разработанной концепции Стратегических партнеров, система расселения станет логистическим центром республиканского, а после проведения Зимних Азиатских Игр, ЦентральноАзиатского масштаба. Четыре мини-города, выполняющие каждый свою функцию, имеющие свой уникальный характер и колорит, объединятся в один город мечты – G4 Сити.

Проявление социально-культурного принципа можно проследить в системе малых и прибрежных городов Испании провинции Каталония, это любовь к своему городу и истории, сохранение исторических памятников (г.Рупит, г. Тосса де Мар).

Принцип экономического обоснования для развития локальных систем расселения (кластеризация) .

Кластер можно определить как территорию под единым управлением и с едиными технологическими связями. Это группа взаимосвязанных компаний, связанных с ними организаций, которые соседствуют географически, отличаются общностью деятельности в своей сфере, могут дополнять друг друга .

По Губайдуллиной Ф.С. кластер это совокупность расположенных на одной территории взаимосвязанных между собой предприятий малого, среднего, и крупного бизнеса, научных и образовательных организаций, действующих в определенном секторе при совместном использовании знаний и производственных мощностей. В ходе такой деятельности возникают синергетические эффекты, способствующие повышению конкурентных преимуществ данной агломерации.

Из теорий пространственного развития Е. Г. Анимицы, Н. Ю. Власовой, Я. П. Силина сегодня набирает популярность «теория кластеров» и представляет большой интерес для градостроителей. В. А. Колясников отмечает пять её положений, представляющих интерес для градостроительного планирования:

  • компании действуют в единой сфере и на одной территории;
  • кластеры наиболее активно развиваются в агломерациях, и вместе с тем могут образовать региональный кластер;
  • города с похожей спецификой, расположенные рядом и обменивающиеся накопленным опытом, обладают большим конкурентным преимуществом;
  • для создания кластера необходимо наличие ресурсов в месте его базирования;
  • кластеры могут формироваться и развиваться в структуре города;
  • кластеры формируются предпринимателями самостоятельно вне зависимости от указания плановых органов, задача государства поддерживать развитие кластеров.

Учитывая факт, что для создания и развития кластеров используются существующие на конкретной территории уникальные ресурсы, очень сложно воспроизвести или полностью скопировать предшествующие кластерные модели. Можно использовать накопленный опыт, но в каждом случае необходим индивидуальный подход и удачное стечение благоприятных условий для развития того или иного кластера. Это объясняет уникальность каждого кластера и неудачные попытки многих стран скопировать американский опыт.

Проблема грамотной организации расселения и рационального использования ресурсов актуальна в наши дни. Развитие основных градостроительных процессов можно проследить в Стратегии развития страны 2030 и Градостроительной доктрине РФ, одни из которых повышение благосостояния граждан, преодоление территориальной разобщенности, проблемы малых населенных мест, зачастую придающих неповторимый колорит. В соответствии с этими документами формируются основные положения .

Таким образом, при обзоре отечественного и зарубежного опыта, а так же проблем, связанных с организацией и развитием систем расселения, выявлены следующие принципы формирования систем расселения:

  • технический принцип в развитии расселения (транспорт, инженерные коммуникации);
  • морфологический принцип развития расселения;
  • принцип географического детерминизма в планировке городов;
  • социально-культурный принцип;
  • принцип экономического обоснования для развития локальных систем расселения (кластеризация);
  • принцип экологической компенсации.

Принципы ориентированы на более грамотную и функциональную организацию территории с учетом её индивидуальных, уже сложившихся особенностей. В каждом принципе учтен социальный фактор в соответствии с определенной для территории миссией. Разрабатывая систему расселения и стратегии её развития, градостроитель должен думать о человеке, создавать для него удобную, комфортную и безопасную среду, учитывая оптимальное соотношение градостроительных и градо-обеспечивающих предприятий к селитебной территории. Из подобных объектов складывается «лицо» локальной системы расселения. Когда грамотно организованная система оказывается в зоне влияния транспортного коридора, она становится центром притяжения, более доступна и её статус резко повышается. Необходимо так же решать экологические проблемы, так как увеличатся и рекреационные нагрузки. Это может быть опасно для уникальных памятников природы, для них необходимо разрабатывать специальные режимы использования и защитные зоны .

Заключение

Проблема грамотной организации расселения и рационального использования ресурсов актуальна в наши дни. Развитие основных градостроительных процессов можно проследить в Стратегии развития страны 2020 и Градостроительной доктрине РФ, одни из которых повышение благосостояния граждан, преодоление территориальной разобщенности, проблемы малых населенных мест, зачастую придающих неповторимый колорит. В соответствии с этими документами формируются основные положения.

В главе приведен обзор отечественного и зарубежного опыта и проблем, связанных с организацией и развитием систем расселения. В соответствии с этим выявлены следующие принципы формирования систем расселения:

  • технический принцип в развитии расселения (транспорт, инженерные коммуникации);
  • морфологический принцип развития расселения;
  • принцип географического детерминизма в планировке городов;
  • социально-культурный принцип;
  • принцип экономического обоснования для развития локальных систем расселения (кластеризация);
  • принцип экологической компенсации.

Принципы ориентированы на более грамотную и функциональную организацию территории с учетом её индивидуальных, уже сложившихся особенностей. В каждом принципе учтен социальный фактор в соответствии с определенной для территории миссией. Разрабатывая систему расселения и стратегии её развития, градостроитель должен думать о человеке, создавать для него удобную, комфортную и безопасную среду, развивать инновационную инфраструктуру с обязательными по нормативам и уникальными объектами, такими, как современные многофункциональные объекты медицины, туризма, спорта, рекреации. Из подобных объектов складывается «лицо» локальной системы расселения. Когда грамотно организованная система оказывается в зоне влияния транспортного коридора, она становится центром притяжения, более доступна и её статус резко повышается. Необходимо так же решать экологические проблемы, так как увеличатся и рекреационные нагрузки. Это может быть опасно для уникальных памятников природы, для них необходимо разрабатывать специальные режимы использования и защитные зоны.

Список использованных источников

1. Градостроительный кодекс [электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 29.12.2004г. №190-ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Земельный кодекс [электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 25.10.2001г. №136-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Нормативы градостроительного проектирования Свердловской области [текст]: НГПСО 1-2009.66. – УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН, 2009 год. – 192 с.
4. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 [текст]: СП 42.13330.2011. Введ. 2011.05.20. М.: Минрегион России, 2011 год. 56 с.
5. Анимица Е. Г., Власова Н. Ю., Силин Я. П. Городская политика: теория, методология, практика. [текст]: учебное пособие Екатеринбург: НЭ УрО РАН, 2004. – 306 с.
6. Афанасьев А. А. и др. Врачующий пояс Рифея: Культурно-исторические очерки. Серия «Урал: История в ликах городов» [текст] // Екатеринбург: Издательство
«СОКРАТ», 2004. 352 с.
7. Колясников В. А. Региональные особенности градостроительства Урала: Часть I и II / под общей ред. В. А. Колясникова [текст] // Екатеринбург: Архитектон, 1995. 302 с.
8. Колясников В. А. Современная теория и практика градостроительства: территориальное планирование городов [текст]: учебное пособие. Екатеринбург: Архитектон, 2010. 406 с.
9. Крогиус В. Р. Город и рельеф [текст] // М.: Стройиздат, 1979. 124 с.
10. Любен Тонев Композиция современного города [текст] // М.: Стройиздат, 1979. – 124 с.
11. Анимица Е. Г. Региональное управление[текст]: Курс лекций // Екатеринбург: УрГЭУ, 2010. 340 с.
12. Анимица Е. Г., Бочко В. С., Пешина Э. В. Концептуальные подходы к разработке стратегии развития монопрофильного города [текст] // Екатеринбург: УрГЭУ – ИЭ УрО РАН, 2010. 81 с.
13. Анимица Е. Г., Бочко В. С., Пешина Э. В. Концептуальные подходы к разработке стратегии развития монопрофильного города [текст] // Екатеринбург: УрГЭУ – ИЭ УрО РАН, 2010. 81 с.
14. Яргина З. Н., Хачатрянц К. К. Социальные основы архитектурного проектирования [текст]: учебник для вузов М.: Стройиздат, 1990. 343с.
15. Титаренко Н. В. Технико-экономическая оценка генеральных планов поселений, городских округов и проектов планировки территории [текст]: Учеб. метод. пособие – Екатеринбург: Издательство УралГАХА, 2015.
16. Никонов И. В., Никонова Е. Р. Математическое моделирование в архитектуре и градостроительстве [текст] // Перспективы науки и образования 2014. №2(8). С. 190–192.
17. Улаева Н. Л. Гражданско-правовое регулирование градостроительства: сущность, значение и перспективы совершенствования [текст] // Вестник Краснодарского университета МВД России 2015. №1(27). С. 26–30.
18. Шеина С. Г., Мартынова Е. В., Гиря М. А. Методические основы энергоэффективной реконструкции городской застройки [текст] // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2014. №4. С. 14-20.
19. Васканьяц Ю. Ю., Некоторые приоритетные вопросы регулирования градостроительной деятельности [текст] // Уникальные исследования XXI века. 2015.
№5(5). С. 40–44.
20. Горбатенко А. А. Методы оценки качества городских территорий [текст] // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2013. №1(13). С. 84–86.
21. Климова Т. Б., Вишневская Е. В., Событийный маркетинг: новый вектор развития территорий [текст] // Научный результат. 2014. №2. С. 80-84.
22. Дрожжин Р. А., Реновация промышленных территорий [текст] // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. 2015. №1(11). С. 84–86.
23. Подборка учебных материалов для студента: [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bookbk.net.
24. Интернет-вестник ВолгГАСУ: [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vestnik.vgasu.ru.
25. ГКУ СО «Управление автомобильных дорог»: [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uadso.ru.
26. Бизнес и информационные технологии: [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bit.samag.ru.
27. Современная конкуренция: [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moderncompetition.ru.

Научная статья на тему “Проблемы территориального планирования муниципального образования” обновлено: Июнь 20, 2018 автором: Научные Статьи.Ру

1. Схема территориального планирования муниципального района содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях;

4) карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).

2. Положение о территориальном планировании, содержащееся в схеме территориального планирования муниципального района, включает в себя:

1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования поселения, межселенной территории, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;

2) параметры функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов), а также сведения о планируемых для размещения в указанных зонах объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения.

3. На указанных в пунктах 2 - 4 части 1 настоящей статьи картах соответственно отображаются:

1) планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района, относящиеся к следующим областям:

а) электро- и газоснабжение поселений;

б) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;

в) образование;

г) здравоохранение;

д) физическая культура и массовый спорт;

е) обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;

ж) иные области в связи с решением вопросов местного значения муниципального района;

2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях;

3) границы и описание функциональных зон, установленных на межселенных территориях, с указанием планируемых для размещения в этих зонах объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

3.1. Обязательным приложением к схеме территориального планирования муниципального района являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления муниципального района также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

4. К схеме территориального планирования муниципального района прилагаются материалы по ее обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

5. Материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в текстовой форме содержат:

1) сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения;

2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения муниципального района на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;

3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на комплексное развитие соответствующей территории;

4) утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на межселенных территориях объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;

5) перечень земельных участков, расположенных на межселенных территориях и включаемых в границы населенных пунктов или исключаемых из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования;

6) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на межселенных территориях в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

6. Материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в виде карт отображают:

1) границы поселений, входящих в состав муниципального района;

2) границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального района;

3) объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов местного значения муниципального района, объектов федерального значения, объектов регионального значения, в том числе:

а) планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации;

б) особые экономические зоны;

в) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;

г) территории объектов культурного наследия;

д) зоны с особыми условиями использования территорий;

е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

ж) иные объекты, иные территории и (или) зоны;

4) границы лесничеств.

  • 1. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
  • 2. Документы территориального планирования подразделяются на:
  • 1) документы территориального планирования Российской Федерации;
  • 2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
  • 3) документы территориального планирования муниципальных образований.
  • 3. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
  • 4. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Назначение территориального планирования определено в статье 9 ГрК РФ через содержание документов территориального планирования. Территориальное планирование представляет собой, таким образом, перечень административно-правовых по своему содержанию действий по определению на будущее и фиксации в соответствующих документах основных видов совокупного использования объектов, расположенных на соответствующей территории. Представляется, что отношения по территориальному планированию по факту шире отношений по поводу составления соответствующих документов.

Отдельную правовую проблему составляет отсутствие однозначного юридического понятия территории, и в ГрК РФ такое понятие также отсутствует. В связи с этим следует оценить содержание территории как объекта планирования. Исходя из норм ГрК РФ, территории не тождественны понятию территорий городов иных поселений, хотя наиболее близки именно к этим понятиям, понятию административно-территориальных единиц или земельных участков. В основе назначения территориального планирования, находится согласование использования существующих и создания (строительства) новых объектов недвижимости. Как представляется, в ближайшее время именно это наиболее конкретное назначение территориального планирования, с учетом более декларативных по своему характеру целей устойчивого развития территории и учета интересов населения, будет лежать в основе обозначенных отношений.

Исходя из данного понимания, территорию как объект территориального планирования можно рассматривать, в том числе, как территорию размещения объекта недвижимости. В определенной степени такое понимание территории подтверждается содержанием ч.4 ст.9 ГрК РФ, которая устанавливает запрет на установление ограничений в использовании земельных участков и изменении целевого назначения земель и не устанавливает ограничений в изменении целевого использования недвижимости в границах территории. В целом, указанная ч.4 ст.9 ГрК РФ позволяет сделать вывод и о том, что территориальное планирование устанавливает ограничения в области управления и оборота земель и недвижимого имущества, а поскольку такое ограничение имеет существенное правовое значение, цели и основания территориального планирования должны быть обоснованы весьма четко.

Действия по территориальному планированию представляют собой достаточно сложный перечень юридически значимых процедур, предполагающий учет самых разнообразных факторов, при этом, с правовой точки зрения, важным является объективная и аргументированная оценка этих факторов в их совокупности для принятия правильных решений территориального планирования.

Это важно потому, что решения по территориальному планированию имеют императивный (обязательный для исполнения) характер, в связи с чем недостаточно обоснованные решения в этой области могут иметь весьма негативные последствия. Поэтому важное значение имеет порядок осуществления такого планирования, в том числе преодоление субъективизма и исправления возможных ошибок.

Исходя из положений ч.2 ст.9 ГрК РФ документы территориального планирования могут составляться на всей территории РФ, в границах субъекта РФ или муниципального образования.

Статья 10 ГрК РФ определяет основное содержание документов территориального планирования на федеральном уровне. При этом под документами следует понимать схемы территориального планирования, из чего следует сделать вывод о том, что два термина - документы и схемы территориального планирования - имеют одно значение. Однако такое толкование затрудняет, в свою очередь, понимание ч.2 ст.10 ГрК РФ, поскольку с формальной точки зрения не ясно, каким образом подготовка одной схемы территориального планирования, указанной в ч.1 ст.20 ГрК РФ, может осуществляться в составе другой. Как представляется, в данном случае, ГрК РФ предусмотрено, что схемы территориального планирования, указанные в ч.1 ст.10 ГрК РФ могут разрабатываться как самостоятельно, так и в совокупности с иными схемами для конкретной территории.

Перечень тем (вопросов), включаемых в документы территориального планирования РФ, является открытым. Дополнительные основания для федерального территориального планирования могут быть установлены федеральным законодательством. Следует иметь в виду, что законодательство РФ, если иное не установлено федеральными законами (кодексами) соответствующей отрасли, включают в себя как законы, так и подзаконные нормативные акты.

Цели и задачи территориального планирования, указание которых требуется в содержании положений о территориальном планировании (п.1 ч.5 ст.10 ГрК РФ), должны следовать основному содержанию схем территориального планирования, указанных в ч.1 ст.10 ГрК РФ, при этом, исходя из содержания ч.2 ст.10 ГрК РФ, можно сделать вывод о том, что цель и задачи территориального планирования могут быть определены однозначно (развитие федерального транспорта), или содержать несколько направлений федерального территориального планирования, без определения доминирующего фактора.

Исходя из понятия документов территориального планирования, материалы обоснования проектов схем территориального планирования не являются документами территориального планирования, а лишь обосновывают их содержание.

ГрК РФ не установлены основные требования к перечню мероприятий по территориальному планированию, а также к обоснованию предложений по территориальному планированию, этапы их реализации (пп.2, 3 ч.8 ст.10 ГрК РФ). Таким образом, какие мероприятия по территориальному планированию должны осуществляться, а также каковы основные причины проведения территориального планирования, определяется индивидуально, в зависимости от принимаемого решения по планированию, и содержатся в схемах территориального планирования, а также в материалах обоснования схем.

Следует отметить, что новый ГрК РФ устанавливает механизм учета интересов при осуществлении территориального планирования. Данный механизм предусматривает публикацию проектов схем и утвержденных схем. Возможность предоставления предложений заинтересованных лиц, к которым, согласно ч.9 ст.11 ГрК РФ, относятся прежде всего правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства. Наиболее существенным в данном случае является требование согласования схем до их утверждения с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ.

Исходя из положений статьи 12 ГрК РФ, не все проекты схем территориального планирования РФ подлежат согласованию, а только такие, в которых затрагиваются вопросы, перечисленные в ч.1 этой статьи. Исходя из представленного перечня, это наиболее существенные публичные региональные интересы.

Следует заметить, что установленное ч.3 ст.12 ГрК РФ условие согласования проекта схемы территориального планирования РФ может рассматриваться как правомерное, если орган государственной власти РФ направит органу исполнительной власти субъекта РФ проект схемы надлежащим образом, а также, во избежание конфликтов, обеспечит себя доказательствами осуществления данного действия, а также доказательствами того, что проект схемы надлежащим образом получен. Сказанное также относится и к вопросам согласования проекта схем органами местного самоуправления (ч.6 ст.12 ГрК РФ).

Следует обратить внимание также и на то, что, что воздействие органов местного самоуправления на осуществление федерального территориального планирования ограничено. Так органы местного самоуправления не осуществляют самостоятельного согласования федеральных схем территориального планирования. Вопросы, рассматриваемые муниципальными образованиями, очерчены ч.5 ст.12 ГрК РФ, срок ограничен тридцатью днями. Заключения органов местного самоуправления составляют основу согласования схемы со стороны субъекта РФ, при этом из текста ГрК РФ прямо не следует, что отрицательное заключение органа местного самоуправления должно стать основанием для несогласования проекта схемы со стороны органа государственной власти субъекта РФ. В то же время, из смысла процесса согласования, а также упоминания о том, что органом государственной власти субъекта РФ готовится сводное заключение, отрицательное мнение органа местного самоуправления по вопросу должно рассматриваться как существенное основание для отказа в согласовании схемы.

Документы и материалы, подготовленные согласительной комиссией являются основанием для окончательного решения по вопросу об утверждении проекта схемы территориального планирования РФ. В то же время из содержания статьи 12 ГрК РФ не следует, что отрицательное мнение комиссии по проекту должно рассматриваться как обязательное основание для доработки проекта. Из этого следует, что окончательное решение по вопросу остается за федеральным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять утверждение проекта схемы территориального развития.

Исходя из содержания ст.10 ГрК РФ, план реализации схемы территориального планирования РФ не является документом территориального планирования, а представляет собой самостоятельный документ, содержание которого прежде всего связано с размещением объектов капитального строительства. Перечень вопросов, содержащихся в плане реализации схемы территориального планирования РФ, установлен ч.2 ст.13 ГрК РФ и является закрытым. В то же время, как представляется, данный план должен быть согласован с мероприятиями по территориальному планированию, составляющими содержание схем территориального планирования.

Отношения по поводу планировки территорий установлены главой 5 ГрК РФ, при этом следует иметь в виду, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

Принципы территориального планирования субъектов РФ и муниципальных образований в основном повторяют принципы территориального планирования Российской Федерации.

1. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

2. Документы территориального планирования подразделяются на:

1) документы территориального планирования Российской Федерации;

2) документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации;

3) документы территориального планирования муниципальных образований.

3. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Наличие утвержденного документа территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или подготовка проекта данного документа не препятствует подготовке и утверждению документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, а также внесению изменений в утвержденные в соответствии с настоящим Кодексом документы территориального планирования субъекта Российской Федерации.

3.2. Документы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с утвержденными документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации в случае, если размещение объектов регионального значения, предусмотренных документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, препятствует размещению объектов регионального значения, предусмотренных документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации. До приведения документов территориального планирования субъекта Российской Федерации в соответствие с утвержденными документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации документы территориального планирования субъекта Российской Федерации не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, со дня утверждения.

3.3. Документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования субъекта Российской Федерации, со дня утверждения.

4. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом отображению в документах территориального планирования, и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель или земельных участков, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. При подготовке и утверждении документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и при внесении в указанные документы территориального планирования изменений не допускается включать в указанные документы положения о территориальном планировании, реализация которых приведет к невозможности обеспечения эксплуатации существующих или планируемых для размещения объектов федерального значения.

4.2. При подготовке и утверждении документов территориального планирования муниципальных образований и при внесении в указанные документы территориального планирования изменений не допускается включать в указанные документы положения о территориальном планировании, реализация которых приведет к невозможности обеспечения эксплуатации существующих или планируемых для размещения объектов регионального значения.

5. Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее также - информационная система территориального планирования).

6. Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования субъекта Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей главы - официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со , , и настоящего Кодекса об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Доступ к утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, документам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования субъекта Российской Федерации, документам территориального планирования муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования должен быть обеспечен с использованием официального сайта соответственно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в срок, не превышающий десяти дней со дня утверждения таких документов.

14. Не осуществляется внесение изменений в схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов в случаях изменения местоположения существующих объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения муниципального района вследствие изъятия земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд в границах тех же муниципальных образований, населенных пунктов, на территориях которых расположены изымаемые земельные участки, изменения местоположения планируемых для размещения объектов федерального значения, регионального значения или местного значения муниципального района в границах тех же муниципальных образований, населенных пунктов, на территориях которых планировалось размещение таких объектов, а также в случае изменения наименований муниципального образования, населенного пункта, в том числе в связи с их преобразованием, либо в случае изменения наименований объектов федерального значения, регионального значения или местного значения муниципального района, если это не приводит к изменению их назначения, основных характеристик или местоположения.