Проект аввакум - непотопляемый авианосец изо льда. Проект Хабаккук: британский авианосец из льда Авианосец изо льда

Названный в честь одного из так называемых «малых библейских пророков» — проект «Аввакум» был одним из самых оригинальных изобретений военно-морской мысли.

Во время Второй мировой войны, Британия, оказавшаяся в крайне непростом положении, судорожно цеплялась за различные проекты, которые смогли бы спасти ее положение и помочь противостоять нацистской Германии. В частности, британскому адмиралтейству крайне не хватало судов для обеспечения проводок конвоев из США на остров. Для того, чтобы создать базу для противокорабельной авиации, британцы предложили создать авианосец из смеси древесной массы и льда, которая получила название «Пикрет». Автором такой оригинальной идеи был Джеффри Пайк - сотрудник оперативного штаба.

Мысль о создании ледового корабля пришла в голову Пайку, когда американцы и британцы обдумывали проведение специальных операций на северном побережье Европы.

Давайте вспомним как реализовывался и к чему привел этот проект …



Не вполне ясно, кто первый это придумал, но известно, что идею айсбергов-аэродромов обсуждали в 1942 году премьер Уинстон Черчилль и лорд Луи Маунтбаттен (Louis Mountbatten), глава «Объединённых операций», британской организации отвечающей за развитие наступательного вооружения. Первоначально речь шла о простом «спиливании» верхушек айсбергов, оснащении их двигателями, системами связи и направлении в театр военных действий с группой самолётов на борту.



Нужно заметить, что столь экстравагантная идея родилась в период, когда промышленность союзников, особенно Великобритании, испытывала острую нехватку ресурсов, в первую очередь - стали. В то время как потребность в судах только росла. Замёрзшая вода представлялась дешёвым и неограниченным ресурсом. Как бонус - такой авианосец был бы непотопляем, так как целый град бомб и торпед не мог бы разбить крупный айсберг на куски, а лишь оставлял бы на нём выбоины.



Таяние такого «корпуса» не стало бы проблемой в операции, которая могла занять считанные дни или недели, к тому же - немного замедлить его можно было с помощью мощных холодильных установок. Чуть позднее идея трансформировалась. Британский инженер и учёный Джеффри Пайк (Geoffrey Pyke), сотрудник ведомства Маунтбаттена, предложил собирать боевые корабли из замороженных ледяных блоков, встраивая в конструкцию трубы холодильных установок.

Союзники в тот момент не имели достаточно сил для полномасштабного вторжения и решили ограничится точечными ударами, проводимыми с помощью вновь создаваемых сил специальных операций. Критическими точками Рейха были определены месторождения в Норвегии и в Румынии. Однако, спецназ нужно было как-то доставить к месту высадки, а Британия не могла похвастаться солидными запасами стали и алюминия. Однако, по расчетам Пайка, для создания массы льда, эквивалентной по массе обычному кораблю, требуется затратить всего лишь 1% энергии, в отличии от традиционного способа. Кроме того, Пайк предложил использовать и естественные айсберги, который могли бы быть выровнены и использоваться как взлетно-посадочные площадки для морской авиации. Пайк направил свое предложение по дипломатической почте в Британию и с ним ознакомился Уинстон Черчилль, который пришел в восторг от такой оригинальной идеи.



Пайк экспериментировал с любопытным материалом, названным коллегами-учёными в его честь - пикрит (Pykrete), и представлявшим собой замороженную смесь воды и целлюлозы (фактически — мелких опилок). Оказалось, что этот лёд был многократно прочнее обычного, да ещё в несколько раз медленнее таял. Идею этого материала подсказали британцам некие американские профессора. Но, как бы то ни было, именно Пайк довёл замысел до готового проекта и даже - реального корабля.

Конечно, Пайк не был первым, кто предложил использовать айсберг или льдину как пункт промежуточной остановки для самолетом и даже не первым, кто предложил, что такой плавучий остров может быть сделано из искусственного льда. Еще в 1930 году немецкий ученый Герке провел ряд таких экспериментов на Цюрихском озере, а в 1940 году такая идея почти всерьез рассматривалась все в том же британском Адмиралтействе.

В начале 1942 года начали проводиться практические исследования. Первой целью стало определение, являются ли плавучие льдины достаточно большими и прочными, чтобы выдержать длительное нахождение в Атлантике. Ученые отметили, что природные айсберги имеют слишком малую поверхность, находящуюся над водой и пригодную для организации взлетно-посадочной полосы. От проекта почти отказались, но была внесена идея использовать не простое лед, а «Pykret» — смесь воды и целлюлозы, которая смерзалась быстрее, чем обычный лед, медленнее таяла и имела большую плавучесть. «Пикрет» мог обрабатываться как дерево и заливаться в форму, как металл, при погружении в воду он образовывал изолирующую оболочку из влажной древесной, которая защищала конструкцию от дальнейшего таяния. Однако, как и любая конструкция из льда «Пикрет» обладал определенной текучестью и начинал медленно прогибаться при достижении температуры в 16 градусов Цельсия. Для компенсации этого, поверхность ледового судна должна быть защищена изоляцией, кроме того, корабль должен был иметь собственную холодильную установку со сложной системой каналов.



Прежде, впрочем, лорд Маунтбаттен принёс (это было в 1943 году) блок пикрита на конференцию союзников в Квебеке. Рядом он поставил такой же по размеру блок обычного льда. Затем достал револьвер и дважды выстрелил. Обычный ледяной куб разлетелся на мелкие кусочки, а от пикрита пуля рикошетировала (куб остался цел), ранив (к счастью, несильно) одного из присутствующих. После такой наглядной демонстрации американцы согласились участвовать в проекте.

Этот ледяной корабль был построен в Канаде, на озере Patricia Lake в провинции Альберта, причём было лето, что и требовалось для испытаний как технологии строительства, так и самого судна. Называлось оно «Аввакум» (Habakkuk), в честь пророка из Ветхого Завета, который сказал: «Видят народы и крайне удивляются! Поскольку работа, что делается в ваши дни такова, что вы не поверили бы, если бы кто-то про это сказал». Корабль с остовом из деревянных балок и наполнением из ледяных блоков (стабилизированных тремя небольшими холодильными установками и сетью трубок) насчитывал 18,3 метра в длину, 9 с лишним метров в ширину и весил 1,1 тысячи тонн. Его создание силами 15 человек заняло два месяца.

Опыты по строительству масштабной модели привели к выводу, что оптимальным соотношением является смесь из 14% древесной целлюлозы и 86% воды.

Однако к маю проблема пластической деформации стала чрезвычайно серьезной и стало очевидно, что для строительства корабля требуется больше стальной арматуры. Кроме того, необходимо было увеличивать изолирующую оболочку вокруг судна. Это вызвало увеличение сметы до 2,5 млн. фунтов стерлингов. Кроме того, канадские строители решили, что не смогут построить судно уже в этом сезоне и руководство проекта сделало заключение, что ни одно судно проекта Аввакум не будет готово в 1944 году.


Современная реконструкция стрельбы лорда Маунтбаттена. После выстрела от блока пикрита откалывается кусок, от такого же блока льда - не остаётся ничего

В начале лета 1943 года, морские архитекторы и инженеры продолжали работать над проектом Аввакум. Требования к судну повысились: оно должно было иметь диапазон действия в 7000 миль (11000 км) и быть в состоянии выдержать самые большие океанские волны. Адмиралтейство потребовало, чтобы корабль имел противоторпедную защиту, что означало, что корпус был иметь толщину не менее 12 метров. Флотские авиаторы потребовали, чтобы корабль был в состоянии принимать тяжелые бомбардировщики, что означало, что длина палубы должна была составлять 610 метров. Изначально проектировалась, что судно будет управляться путем изменения скорости электродвигателей, расположенных с обеих сторон, но Королевский флот решил, что необходим именно руль. Однако проблема установки и управления рулем высотой более 30 метров так и не была решена.

Морские инженеры предложили три альтернативных версии оригинальной концепции. Проекты обсуждались на встрече с начальниками штабов в августе 1943 года.

По оригинальному проекту ледяная крыша над самолетными ангарами должна была обеспечивать защиту самолета от авиационных бомб весом до 1 тонны.


Строительство судна Habakkuk. Укладка первого слоя блоков. Дополнительная теплоизоляция была сделана из хвойных иголок.

Боевые же ледяные авианосцы должны были иметь длину 1,22 километра и ширину 183 метра. Их водоизмещение должно было составлять несколько миллионов тонн. Специалисты посчитали, что трудо— и денежные затраты делали такие корабли очень даже не дешёвыми, несмотря на кажущуюся бесплатность льда. К тому же, для целлюлозного наполнения блоков пикрита, в случае строительства целого флота подобных авианосцев, о чём военные так увлечённо говорили вначале, потребовалось бы свести едва не все леса Канады.

Окончательный вариант авианосца проекта «Аввакум» предлагал вес в 2,2 млн. тонн. Силовая установка должна была иметь мощность 33 000 л.с. (25 000 кВт) и состоять из 26 электродвигателей, установленных в раздельных внешних гондолах. Обычная силовая установка выделяла бы слишком много тепла и от нее отказались. Его вооружение включало бы 40 двухствольных установок калибра 4,5 дюйма двойного назначения и многочисленные башни зенитных орудий. Корабли мог бы нести на борту до 150 двухмоторных бомбардировщиков или истребителей.


Новый слой пикрита и система охлаждения.

Когда Habakkuk гордо поплыл по канадскому озеру (а это было в августе 1943 года) ситуация на европейском театре военных действий понемногу стала разворачиваться в пользу союзников.

В том же году проект «Аввакум» начал терять приоритет. Причин тому было несколько. Во-первых, существовал дефицит стали, во-вторых, Португалия разрешила союзникам использовать аэродромы на Азорских островах. Кроме того британская палубная авиация получила на вооружение подвесные дополнительные топливные баки, которые позволили увеличить радиус действия противолодочной авиации, а промышленность союзников освоила выпуск недорогих эскортных авианосцев. Прототип авианосца, построенный в Канаде, растаял в течении трех лет.

Впрочем, проблемы с нехваткой металла ещё не ушли в прошлое окончательно. Не зря же в высадке союзников в Нормандии, среди сонма разных судов, принимали участие и бетонные баржи. Деревянные же и железные останки Habakkuk в 1970-х годах нашли на дне Patricia Lake аквалангисты.

А я вам еще напомню про , а так же про . Вспомните так же, как мы обсуждали и

Фав

Все мы в детстве мастерили луки и рогатки, а кто-то даже« бомбы» из спичечных коробков. Но самые инициативные пошли дальше! Давайте разбираться: правда ли можно сделать оружие изо льда?

Мечтатели и изобретатели

Лёд хрупкий, скользкий и его холодно держать в руках. Не самый практичный материал, как подсказывает логика. Но когда логика останавливала фантазёров?

Ледяной нож, наверно, самый простой вид оружия в нашем ассортименте. Он, конечно, недолговечный, но в этом есть как минусы, так и плюсы. Представьте себе орудие убийства, а значит и вещественное доказательство, которое исчезает само по себе(сюжет используется в детективных историях, но пока не опробован в реальности). Но, чтобы следов не осталось, лёд должен быть без примесей. Армированный же лёд для« чистого убийства» не подходит, зато он намного прочнее обычного и вполне годится для нарезки огурцов. Сделать его можно в домашних условиях, чем и занимается видеоблогер kiwami japan. Его ледяной нож укреплён синтетической ватой. Он не самый острый, но довольно прочный.

С ножами схожи ледяные мечи и кинжалы, которые изготавливает, например, видеоблогер epicfantasy. Они привлекают скорее своей разноцветностью и разнообразными рукоятками, чем функционалом. В целом, назначение такого оружия - борьба со скукой. Моду на него ввели легендарные ледяные мечи белых ходоков из сериала« Игра престолов» . Оружие ходоков вдребезги разбивало обыкновенные железные мечи Ночного дозора.

Ледяные артиллерийские орудия, несмотря на кажущуюся фантастичность, были сделаны в 1740 году в Санкт-Петербурге и стояли перед Ледяным домом для развлечения императрицы Анны Иоанновны. Шесть пушек и две мортиры. Они даже стреляли железными ядрами и бомбами. Сомневаться не приходится, всё подробнейшим образом задокументировано академиком Г. В. Крафтом и французским посланником де ла Шетарди . Пороха закладывали меньше, чем в металлическую пушку, а всё остальное - стандартно.

У ледяных пуль приверженцев мало. Да, лёд слишком лёгкий и недостаточно плотный, чтобы из него делать пули в прямом смысле слова. Он однозначно не подходит для унитарного патрона. Экспериментаторы, которые пытались просто заменить металлическую пулю в гильзе на ледяную, потерпели неудачу. Однако, если взять гладкоствольное оружие, а к нему пластиковый патрон, заполненный льдом, то всё получится. У такой« пули», конечно, масса недостатков, но она не миф. Она долетает до цели и обладает неплохим поражающим эффектом.

Но самый хит нашего списка фантастических ледяных поделок - авианосец изо льда. И это уже совсем другой уровень полёта фантазии.

Активисты и авантюристы

Для масштабной задумки нужна неординарная личность. Им оказался Джеффри Пайк - недоучившийся юрист, журналист, игрок на бирже ценных бумаг - кто угодно, только не военный и не инженер. Однако именно этот предприимчивый подданный Его величества в 1942 году отправил адмиралу Маунтбеттену пакет документов, в которых изложил свои идеи. Строго говоря, идеи были не новы. Ещё в 1930-м немцы экспериментировали с плавучим ледяным островом, на котором могла бы поместиться взлётно-посадочная полоса для самолётов.

Более того, даже сам материал, позже названный в честь Пайка« пайкрит» и представляющий собой лёд, армированный целлюлозой, тоже впервые изобрели другие - австрийские химики, эмигрировавшие в США.

Но Пайк был идеологом. Он утверждал, что« лёд выиграет войну».

Пилоты, военно-морские офицеры и люди, смыслящие в кораблестроении, посмеивались над изобретателем-самоучкой. Но так или иначе, проект был одобрен британским премьер-министром, и у него появилось название -« Хабаккук».

Прототип весом в тысячу тонн и размером 18 x 9 метров построили в Канаде на озере Патрисия к весне 1943‑го.

Строительство прототипа« Хабаккука»

Однако после испытаний у Адмиралтейства сразу возникло множество пожеланий. Во-первых, хорошо было бы кораблю приделать руль. У« Хабаккука» его не было. Во-вторых, требовалось повысить мореходные качества« айсберга», скорость в шесть узлов Адмиралтейство не устраивала. В-третьих, боевые качества - например, защищённость от бомб и торпед - тоже требовалось улучшить. С учётом всех необходимых доработок стоимость« Хабаккука» превысила бы стоимость целого флота традиционных авианосцев. Хотя первоначально его необходимость обосновывали именно дешевизной материала и постройки.

В декабре 1943 года от проекта отказались из-за непрактичности и технической сложности осуществления.

Как мечта« Хабаккук» был прекрасен, как прототип - осуществим, но как авианосец - невозможен. Построенный прототип растаял через два года естественным путём. Пайк предложил проект монитора(артиллерийского корабля) изо льда, но он уже не был интересен. Британия стала готовиться к высадке в Нормандии .

В общем, мечта покорить лёд и поставить его себе на службу не покидает человечество уже долгое время. Тут главное - не сдаваться. И рано или поздно с ледяных палуб взлетят ледяные самолеты с экологически чистыми ледяными бомбами на подвесках.

В 1942 году ситуация на западном фронте для Великобритании была катастрофической. Немецкие кригсмарине раз за разом наносили королевскому флоту существенные потери. Мощная промышленная база Германии позволяла стране быстро возмещать свои потери в технике, тогда как Великобритания, вступив в войну недостаточно подготовленной, рассматривала любые, даже самые безумные идеи, которые могли бы помочь ей противостоять противнику.

Одной из таких идей стал вариант создания авианосца, строительным материалом для которого послужил бы лед – временная замена стали, дефицит которой в то время достиг своего пика. Известно, что в 1942 году данная идея обсуждалась в высших кругах Соединенного Королевства, включая самого Уинстона Черчилля, исполнявшего тогда обязанности премьер-министра.

Разрабатывалось сразу два подхода к созданию авианосца изо льда. Первый – самый дешевый – заключался в спиливании верхушки крупного айсберга и переоборудовании его поверхности под взлетно-посадочную полосу. Предполагалось, что такие корабли, отличающиеся крайней дешевизной, будут использоваться для скоротечных воздушных операций против стратегических объектов противника. Такой айсберг-авианосец также должен был быть оснащен системами обороны, жилыми отсеками и двигателем с рулями управления. Время использование такого корабля ограничивалось бы несколькими месяцами.

Второй подход предполагал создание авианосца с нуля из заранее подготовленных ледяных блоков, между которыми пролегали бы трубы холодильных установок, что позволяло бы кораблю не таять и выполнять свои функции длительное время.

После долгих обсуждений британское министерство обороны выбрало именно второй вариант, как наиболее перспективный. Руководителем проекта был назначен инженер Джеффри Пайк. Экспериментально он установил, что если смешать воду с целлюлозой, то после заморозки получается лед, превосходящий по прочности обычный и дольше не поддающийся таянию. Новый материал, который, как выяснилось позже, обладал еще и большей плавучестью, решено было назвать «pykret». К британскому проекту привлекли американских и канадских союзников, и вскоре тестовый образец корабля всего за два месяца построили и спустили на воду в Канаде, где начались его испытания.

Создание авианосца изо льда — процесс укладывания блоков «пайкрета»

К 1943 году 18-метровое судно было успешно протестировано в летних условиях, но у английского адмиралтейства возникло несколько вопросов к инженерам: они просили увеличить прочность палубы для посадки тяжелых бомбардировщиков и оснастить судно дополнительной защитой против торпед немецких субмарин. Для этих доработок необходимо было усиливать металлический каркас судна, что выливалось в дополнительные денежные, а главное временные затраты. Проект уже не казался панацеей от превосходства Германии на море, тем более что к концу 1943 года ситуация в войне обернулась в пользу союзников. Британии наконец-то удалось преодолеть дефицит стали и наладить выпуск дешевых авианесущих кораблей. Необычный проект был постепенно забыт и остался лишь в виде чертежей. Тестовый же экземпляр корабля вскоре растаял, оставив после себя металлический каркас-скелет.

Во время Второй мировой войны, Британия, оказавшаяся в крайне непростом положении, судорожно цеплялась за различные проекты, которые смогли бы спасти ее положение и помочь противостоять нацистской Германии. В частности, британскому адмиралтейству крайне не хватало судов для обеспечения проводок конвоев из США на остров. Для того чтобы создать базу для противокорабельной авиации, британцы предложили создать авианосец из смеси древесной массы и льда, которая получила название «Пикрет». Автором такой оригинальной идеи был Джеффри Пайк – сотрудник оперативного штаба.


Не вполне ясно, кто первый это придумал, но известно, что идею айсбергов-аэродромов обсуждали в 1942 году премьер Уинстон Черчилль и лорд Луи Маунтбаттен (Louis Mountbatten), глава «Объединенных операций», британской организации отвечающей за развитие наступательного вооружения. Первоначально речь шла о простом «спиливании» верхушек айсбергов, оснащении их двигателями, системами связи и направлении в театр военных действий с группой самолетов на борту.

Нужно заметить, что столь экстравагантная идея родилась в период, когда промышленность союзников, особенно Великобритании, испытывала острую нехватку ресурсов, в первую очередь – стали. В то время как потребность в судах только росла. Замерзшая вода представлялась дешевым и неограниченным ресурсом. Как бонус – такой авианосец был бы непотопляем, так как целый град бомб и торпед не мог бы разбить крупный айсберг на куски, а лишь оставлял бы на нем выбоины.
Таяние такого «корпуса» не стало бы проблемой в операции, которая могла занять считанные дни или недели, к тому же – немного замедлить его можно было с помощью мощных холодильных установок. Чуть позднее идея трансформировалась. Британский инженер и ученый Джеффри Пайк (Geoffrey Pyke), сотрудник ведомства Маунтбаттена, предложил собирать боевые корабли из замороженных ледяных блоков, встраивая в конструкцию трубы холодильных установок.
Союзники в тот момент не имели достаточно сил для полномасштабного вторжения и решили ограничится точечными ударами, проводимыми с помощью вновь создаваемых сил специальных операций. Критическими точками Рейха были определены месторождения в Норвегии и в Румынии. Однако спецназ нужно было как-то доставить к месту высадки, а Британия не могла похвастаться солидными запасами стали и алюминия. Однако, по расчетам Пайка, для создания массы льда, эквивалентной по массе обычному кораблю, требуется затратить всего лишь 1% энергии, в отличии от традиционного способа. Кроме того, Пайк предложил использовать и естественные айсберги, который могли бы быть выровнены и использоваться как взлетно-посадочные площадки для морской авиации. Пайк направил свое предложение по дипломатической почте в Британию и с ним ознакомился Уинстон Черчилль, который пришел в восторг от такой оригинальной идеи.

Пайк экспериментировал с любопытным материалом, названным коллегами-учеными в его честь – пикрит (Pykrete), и представлявшим собой замороженную смесь воды и целлюлозы (фактически - мелких опилок). Оказалось, что этот лед был многократно прочнее обычного, да еще в несколько раз медленнее таял. Идею этого материала подсказали британцам некие американские профессора. Но, как бы то ни было, именно Пайк довел замысел до готового проекта и даже – реального корабля.


Конечно, Пайк не был первым, кто предложил использовать айсберг или льдину как пункт промежуточной остановки для самолетов и даже не первым, кто предложил, что такой плавучий остров может быть сделано из искусственного льда. Еще в 1930 году немецкий ученый Герке провел ряд таких экспериментов на Цюрихском озере, а в 1940 году такая идея почти всерьез рассматривалась все в том же британском Адмиралтействе.
В начале 1942 года начали проводиться практические исследования. Первой целью стало определение, являются ли плавучие льдины достаточно большими и прочными, чтобы выдержать длительное нахождение в Атлантике. Ученые отметили, что природные айсберги имеют слишком малую поверхность, находящуюся над водой и пригодную для организации взлетно-посадочной полосы. От проекта почти отказались, но была внесена идея использовать не простой лед, а «Pykret» - смесь воды и целлюлозы, которая смерзалась быстрее, чем обычный лед, медленнее таял и имела большую плавучесть.

«Пикрет» мог обрабатываться как дерево и заливаться в форму, как металл, при погружении в воду он образовывал изолирующую оболочку из влажной древесины, которая защищала конструкцию от дальнейшего таяния. Однако, как и любая конструкция из льда «Пикрет» обладал определенной текучестью и начинал медленно прогибаться при достижении температуры в 16 градусов Цельсия.
Для компенсации этого, поверхность ледового судна должна быть защищена изоляцией, кроме того, корабль должен был иметь собственную холодильную установку со сложной системой каналов.
Прежде, впрочем, лорд Маунтбаттен принес (это было в 1943 году) блок пикрита на конференцию союзников в Квебеке. Рядом он поставил такой же по размеру блок обычного льда. Затем достал револьвер и дважды выстрелил. Обычный ледяной куб разлетелся на мелкие кусочки, а от пикрита пуля рикошетировала (куб остался цел), ранив (к счастью, несильно) одного из присутствующих. После такой наглядной демонстрации американцы согласились участвовать в проекте.
Масштабная модель ледяного корабля была построена в Канаде, на озере Patricia Lake в провинции Альберта, причем было лето, что и требовалось для испытаний как технологии строительства, так и самого судна. Эго назвали «Habakkuk», в честь пророка из Ветхого Завета, который сказал: «Видят народы и крайне удивляются! Поскольку работа, что делается в ваши дни такова, что вы не поверили бы, если бы кто-то про это сказал».
Корабль с остовом из деревянных балок и наполнением из ледяных блоков (стабилизированных тремя небольшими холодильными установками и сетью трубок) насчитывал 18,3 метра в длину, 9 с лишним метров в ширину и весил 1,1 тыс. тонн. Его создание силами 15 человек заняло два месяца.

Опыты по строительству масштабной модели привели к выводу, что оптимальным соотношением является смесь из 14% древесной целлюлозы и 86% воды.
Однако к маю проблема пластической деформации стала чрезвычайно серьезной и стало очевидно, что для строительства корабля требуется больше стальной арматуры. Кроме того, необходимо было увеличивать изолирующую оболочку вокруг судна. Это вызвало увеличение сметы до 2,5 млн. фунтов стерлингов.


В начале лета 1943 года, морские инженеры продолжали работать над проектом «Habakkuk». Требования к судну повысились: оно должно было иметь диапазон действия в 7000 миль (11000 км) и быть в состоянии выдержать самые большие океанские волны. Адмиралтейство потребовало, чтобы корабль имел противоторпедную защиту, что означало, что корпус должен иметь толщину не менее 12 метров. Флотские авиаторы потребовали, чтобы корабль был в состоянии принимать тяжелые бомбардировщики, что означало, что длина палубы должна была составлять 610 метров. Изначально проектировалась, что судно будет управляться путем изменения скорости электродвигателей, расположенных с обеих сторон, но Королевский флот решил, что необходим именно руль. Однако проблема установки и управления рулем высотой более 30 метров так и не была решена.

Морские инженеры предложили три альтернативных версии оригинальной концепции. Проекты обсуждались на встрече с начальниками штабов в августе 1943 года.
По оригинальному проекту ледяная крыша над самолетными ангарами должна была обеспечивать защиту самолета от авиационных бомб весом до 1 тонны.
Боевые же ледяные авианосцы должны были иметь длину 1,22 километра и ширину 183 метра. Их водоизмещение должно было составлять несколько миллионов тонн. Специалисты посчитали, что трудо- и денежные затраты делали такие корабли очень даже не дешевыми, несмотря на кажущуюся бесплатность льда. К тому же, для целлюлозного наполнения блоков пикрита, в случае строительства целого флота подобных авианосцев, о чем военные так увлеченно говорили вначале, потребовалось бы свести едва не все леса Канады.
Окончательный вариант авианосца проекта «Habakkuk» предлагал вес в 2,2 млн. тонн. Силовая установка должна была иметь мощность 33000 л. с. (25000 кВт) и состоять из 26 электродвигателей, установленных в раздельных внешних гондолах. Обычная силовая установка выделяла бы слишком много тепла и от нее отказались. Его вооружение включало бы 40 двуствольных установок калибра 4,5 дюйма двойного назначения и многочисленные башни зенитных орудий. Корабль мог бы нести на борту до 150 двухмоторных бомбардировщиков или истребителей.

Когда масштабный макет авианосца «Habakkuk» гордо поплыл по канадскому озеру Patricia Lake (а это было в августе 1943 года) ситуация на европейском театре военных действий понемногу стала разворачиваться в пользу союзников.
В том же году проект «Habakkuk» начал терять приоритет. Причин тому было несколько. Во-первых, существовал дефицит стали, во-вторых, Португалия разрешила союзникам использовать аэродромы на Азорских островах. Кроме того британская палубная авиация получила на вооружение подвесные дополнительные топливные баки, которые позволили увеличить радиус действия противолодочной авиации, а промышленность союзников освоила выпуск недорогих эскортных авианосцев.
Прототип авианосца, построенный в Канаде, растаял в течении трех лет. Его деревянные и железные останки в 1970-х годах нашли на дне озера Patricia Lake аквалангисты.

Практически каждой из стран во время Второй мировой войны удалось совершить большой прорыв в области науки, технологий и техники. Благодаря этому началась реализация самых диковинных и нестандартных проектов. Например, британскому изобретателю Джеффри Пайку (Geoffrey Pyke) пришла в голову безумная идея о создании самого большого, даже на сегодняшний день, авианосца, который по большей мере должен был изготавливаться изо льда. Реализовать эту идею гениальный ученый предложил британскому военному флоту.

Авианосец планировалось изготовить из нового материала – пайкрита (Pykrete), который бы назывался в честь своего изобретателя. Этот самый пайкрит на 86% состоял изо льда, а на 14% - из древесных опилок. Идея изобретения этого материала родилась в голове у Джеффри Пайка только из-за острого дефицита металла в Великобритании, который был присущ тому времени. Кстати, именно из-за этого Великобритания не сумела реализовать значительную часть своих военных планов, направленных на борьбу с фашистской Германией.

Итак, в основу пайкрита должен был лечь самый обычный лед, который можно во все времена производить в огромных количествах. Однако вместе с этим пайкриту доставались и недостатки своего «прародителя», а именно – таяние, пусть и не такое быстрое, что у обычного льда, но все же таяние. Поэтому нужно было продумать схему, чтобы, используя забортную воду, можно было бы постоянно восполнять растаявший материал.

Проект этого уникального авианосца получил название Habbakuk, и работу над ним поручили специальным подразделениям U.K. Combined Operations division, в составе котого были как гражданские служащие, так и военные. Согласно плану, авианосец должен был быть длиной в 610 м, шириной в 92 м и высотой в 61 м. Общий вес такого гигантского судна, конструкция которого должна была бы состоять из 12-метровых блоков нового материала, мог превысить 2 млн. тонн.

Чтобы понять, насколько это много даже для современного мира, стоит вспомнить размеры авианосца, относящегося к классу Nimitz. Его длина всего около 330 м, ширина – 77 м, а вес всего-навсего – 100 тысяч тонн. Такой современный авианосец несет в среднем 90 самолетов, а для его обслуживания требуется команда из 3000 человек. В новом проекте Habbakuk у авианосца в 2 раза увеличивалась возможность переноса самолетов (около 200), а командный состав в то же время возрастал всего до 3700 человек.

К сожалению, этот проект, как и другие монстрообразные разработки, закончился лишь созданием опытного образца из нового материала длиною всего в 20 м. На этом его не успевшая начаться карьера и завершилась, а зря! Ведущие известной телепередачи про развенчивание мифов Адам Сэвэдж и Джейми Хинемен изготовили несколько образцов пайкрита и вдоволь с ним наэкспериментировались. В результате их испытаний стало ясно, что Джеффри Пайк – гениальный изобретатель и не зря он предлагал в свое время именно этот материал.