Спрашивают у белорусского таможенника сколько вам нужно. Внимание: на белорусской таможне можно лишиться авто. Есть разница, где работать

Белоруска Ника Кошар возвращалась в Минск из Перу с пересадкой в Вильнюсе. Литовские таможенники заподозрили девушку в контрабанде наркотиков и устроили досмотр. Но не ограничились простым осмотром, а отвезли ее в больницу и заставили сделать эндоскопию желудка. Историю столь неприятной процедуры девушка рассказала на своей странице в Facebook .

Путь девушки выглядел так: из Перу до Амстердама, оттуда самолетом в Вильнюс, а затем на поезде до Минска. Вот только перед последним рывком выдалась накладка.

- У трапа меня ждали двое в штатском и штук пять таможенников. Взяли мой паспорт, переглянулись и сказали, мол, это она. Отвели в сторону, сказали, что надо кое-что выяснить. Спросили про какого-то Рауля или Пауля, летит ли он со мной. Я никого такого не знаю, так им и ответила.

Девушку досконально осмотрели, но ничего запрещенного не нашли. Правда, и не отпустили. Вместо этого отвезли в клинику. Померили давление, просветили рентгеном, но также не заметили ничего противозаконного. Посоветовали не задавать лишних вопросов, если она хочет успеть на свой поезд. Девушке не разрешали пить, не отпускали в туалет.

- Я говорю: доктор, вы же доктор, я хочу в туалет и пить, у меня месячные, мне плохо. Доктор посмотрел и ответил, что такими, как я, занимается полиция, а не доктора.

Через некоторое время Нику повели на эндоскопию.

- Следующий врач спросил: «На что жалуетесь?» Я ответила: «Ни на что. А вот эти все люди думают, что я перевожу наркотики в себе». Он спросил: «А вы перевозите?» Я ответила, что нет. Тогда он сказал: «А если я найду? Мне сказали искать, и я буду искать». И вот он вводил в меня эту трубку. Она где-то сантиметр толщиной. Он делал все очень грубо и жестко. Меня рвало, было тяжело дышать. Сердце стучало, руку свело судорогой.

Во время этого осмотра тоже ничего не было найдено. По словам Ники, доктор ей заявил, что ей еще предстоит несколько неприятных процедур.

Ника говорит, что ее уже колотило от истерики и слез. Один из полицейских позвонил начальству, девушку отвели на МРТ, еще раз полностью просканировали и только после этого отпустили со словами: «Извините за доставленные неудобства, приезжайте к нам еще». Никаких документов девушке не выдали, только назвали свои имена и отпустили.

- Честно говоря, в стрессовой ситуации я не сообразила, что должна требовать консула. Растерялась, испугалась, - рассказала Ника в комментарии корреспонденту Onliner.by. - Говорили не выпендриваться, а то посадят в «обезьянник».

По возвращении в Беларусь Ника обратилась в белорусский МИД по горячей линии, обрисовала ситуацию и сказала, что хотела бы получить консультацию. «Там не поняли, почему я к ним обращаюсь, ведь инцидент произошел в Литве» . Через несколько минут девушке перезвонил участковый из поселка Мачулищи. Он был довольно скептичен, но приехал и записал ее заявление. Теперь Ника дожидается ответа.

Литовский юрист Владлен Григорьев прокомментировал эту ситуацию изданию «Коммерсант FM» . По его словам, правоохранители вправе проверить информацию о контрабанде наркотиков: «Важно, на основании чего они имели право делать это и насколько были нарушены ее права, пострадала ли она в моральном плане, может быть, ей была нанесена какая-то физическая боль. В данной ситуации было бы с ее стороны оптимальным вариантом сообщить о случившемся в Министерство иностранных дел Беларуси и соответствующим образом подготовить жалобу, проверить действия должностных лиц».

Дополнено. Комментарий Литвы

Ситуацию сегодня прокомментировала литовская сторона. Представитель по связям с общественностью криминальной службы литовской таможни Гедиминас Куликаускас подтвердил, что белоруску действительно проверяли по подозрению в контрабанде наркотиков.

«Реагируя на информацию в социальных сетях о якобы неправомерном поведении сотрудников таможни во время осмотра гражданки Беларуси, мы информируем, что 15 марта указанное лицо действительно было проверено в аэропорту Вильнюса по подозрению в контрабанде наркотиков. В настоящее время проводится расследование обстоятельств и хода осмотра, а также не было ли в ходе проверки лица нарушения процедуры, установленной в таких случаях», - передает DELFI слова литовского чиновника.

МИД Беларуси: для нас важно, не были ли нарушены права белорусской гражданки

Ситуацию прокомментировали в МИД Беларуси. Ведомство направит официальный запрос по поводу ситуации с досмотром белорусской гражданки на литовской таможне, передает БЕЛТА со ссылкой на заместителя начальника управления информации и цифровой дипломатии МИД Андрея Шупляка.

«Работники главного консульского управления МИД инициативно связались с гражданкой с помощью одной из социальных сетей для уточнения обстоятельств произошедшего. На основании полученной информации будет подготовлен официальный запрос литовской стороне с просьбой изучить обстоятельства дела и проинформировать о результатах. Для нас важно, не были ли нарушены права белорусской гражданки», - заявил он.

В меру новостей, в меру мемов и много веселья в нашем сообществе в

Ездить за покупками в Польшу и другие страны ЕС для белорусов стало уже привычным делом. Несмотря на это, еще далеко не все четко усвоили, что и сколько можно везти из-за границы и что грозит за нарушение правил. «Набрали многовато, видно было, что превысили по весу нормы ввоза, но стали в „зеленый“ коридор. Понадеялись, что пронесет. В итоге нас оштрафовали», — рассказывает минчанин Евгений. сайт узнал, что можно сделать с перевесом, если купили лишнего, и чего не стоит делать в пограничной зоне, чтобы не получить штраф.

Фотография носит иллюстративный характер. Фото: пресс-служба Госпогранкомитета

Минчанин Евгений поехал со своим другом в Польшу за покупками. Товары парни брали для себя, не на продажу. Везли продукты, моющие средства.

— Я ребенку своему стульчик для кормления взял, — рассказывает Евгений. — Набрали, честно говоря, многовато, видно было, что превысили по весу нормы беспошлинного ввоза. Но обычно таможенники если видят, что ты ездишь за границу редко, везешь для себя, к небольшому перевесу не цепляются. Тщательно проверяют обычно тех, кто возит на продажу. Мы понадеялись, что нас пронесет.

Напомним, что при пересечении границы не чаще одного раза в три месяца человек может беспошлинно ввезти 50 кг товаров для личного пользования, стоимость которых не превышает 1500 евро (это без учета неделимых товаров — весом 35 кг).

При пересечении границы ЕАЭС чаще чем раз в три месяца можно без пошлины ввезти только 20 кило товара не больше чем на 300 евро. Если нормы превышены, придется заплатить пошлину.

Парни возвращались домой ночью 15 марта, два часа простояли в очереди на польской границе, на прохождение таможни потратили еще час — попали в пересменку. Прошли, оформили ваты и въехали на белорусскую границу.

— Стали в зеленый коридор, прошли паспортный контроль, подъехали к таможне, — продолжает рассказ Евгений. — Таможенник окинул глазом наш товар, говорит, много, ребята, у вас покупок, давайте-ка на дополнительный досмотр. Он отправил нас в другую очередь на дополнительный досмотр. Там мы еще час простояли в очереди. Потом подошел таможенник, сказал, что мы должны выставить каждый свой товар, от этого будет зависеть, составим мы один протокол или два. Дал понять, что лучше кому-то одному взять перевес на себя и заплатить один штраф вместо двух.

Лишние кило парень решил взять на себя. Его друг оставил себе покупок примерно на 20 килограммов, а остальное забрал Евгений.

— Перевес оказался конкретным, я даже не ожидал, что столько будет. Вместо 20 кило вышло 43, — признается молодой человек. — Были сомнения по поводу точности весов на таможне. На многих польских товарах пишется их вес с упаковкой и без. На стульчике, который я вез, вес без упаковки был указан 9 кг, а в упаковке — 10,3. Но весы показали 10,5. Списал на погрешность. Хотя если прикинуть со всего товара в сумме, она была точно больше килограмма.


Евгения оформили как нарушителя за то, что он пытался провезти товар с перевесом по зеленому коридору. На таможне описали покупки, сфотографировали все, выписали штраф в 5 базовых — 122,5 рубля. Вся процедура заняла 4 часа.

— Машину на это время загнали на штрафстоянку, поставили между металлическими столбами, заднюю часть авто подняли, под колеса положили шипы, замком закрыли. Я чувствовал себя преступником, — делится впечатлениями парень. — Когда все вроде утряслось, спросил у таможенников, что делать нам дальше. Предложили три варианта действий. Первый — оставить перевес на хранение на таможне и забрать, когда в следующий раз буду ехать в Польшу. Один килограмм хранения стоит 2 рубля в сутки. То есть за 23 кило — больше 57 рублей. А если учесть, что по закону снова ехать в Польшу я могу не раньше чем через две недели, то счет вырастает до 800 рублей. Второй вариант — я так и не понял, в чем его суть, но нам предложили оформить какую-то бумажку за 50 евро, еще 15 заплатить за само оформление. Потом с товаром нужно ехать на региональную таможню, там за 5 евро оформить еще какие-то документы и оплатить растаможку — 4 евро за каждый лишний килограмм. Третий вариант — вернуться в Польшу, оставить там перевес и вернуться на границу.

«Выбросить перевес в мусорку таможенники нам не разрешили»

Самым дешевым вариантом ребятам показался возврат в Польшу. Но на польской границе им сказали, что за въезд им придется заплатить большой штраф.

— Польский пограничник нам объяснил, что если мы въезжаем на территорию Польши, то с товаром мы должны стать в красный коридор. Поскольку мы оформили ваты на него, но не вывезли, нам положен штраф. И в Беларуси за перевес снова светил штраф. Замкнутый круг какой-то! — возмущается молодой человек. — Я видел как-то, что на нейтральной территории стоял ящик шампанского на обочине. Видимо, кто-то избавился от него. Говорю другу, давай товар выставим там, кто-нибудь себе заберет. Так и сделали.

Друзья с облегчением снова отправились на белорусскую границу, но пограничник их не пропустил.

— Мы объяснили, что оставили лишний товар на нейтральной территории. Но он велел вернуться и забрать все, иначе штраф 1000 базовых. Выбросить перевес в урну на границе нам тоже не разрешили, сказали, что в мусорку можно бросить бумажку, если ел конфету. А моющие средства и продукты нельзя. Пришлось снова въехать на белорусскую границу с «лишним весом».

Таможенник, который проверял ребят в первый раз, предложил им воспользоваться двумя оставшимися вариантами — оставить лишнее на хранение или заплатить пошлину.

— Но для нас они оба очень дорогие! Выходит, что мы и от товара избавиться не можем, и без сумасшедших платежей домой вернуться, — говорит Евгений.

К тому времени парни провели на границе уже часов девять. Они съели банку паштета — это минус 300 граммов. В итоге им снова пришлось вернуться на нейтральную территорию.

— На выезде снова пограничник. Спрашиваю, могу ли я часть товара перегрузить в другую машину, просто подарить кому-нибудь. Он сказал, что на нейтральной территории погрузка и выгрузка товара запрещена, пересадка пассажиров тоже. Но к нам проявили снисходительность и разрешили отдать кому-нибудь наш перевес, — рассказывает парень. — Тут подъехала машина из Гродно, которая ехала в Польшу. Мы остановились на нейтральной территории, отдали им часть товара.

По подсчетам молодых людей, у них уже не было перевеса, и они отправились на белорусскую таможню, стали в красный коридор.

— Решили, что если и будет минимальный перевес, отдадим на хранение эти пару кило. Я задекларировал свой стульчик, наш товар снова решили взвесить. Я поставил стульчик на те же весы, что и в первый раз, они показали 11,7 кг, хотя первый раз было 10,5. Со всего товара перевес получился 3 килограмма. Как так вышло? Почему весы не проходят поверку? — задается вопросом Евгений. — Но придираться к перевесу в этот раз уже не стали, поняли, что раз весы только на стульчике накрутили 1,5 кило, то с весом у нас уже все нормально. И нас выпустили.

По словам парня, после этой истории он «больше никогда не будет брать товара больше, чем положено».


Фото: ГТК

«Уплата штрафа от таможенных платежей товар не освобождает»

За разъяснениями, что делать, если вдруг человек перебрал покупок по весу, мы обратились в Гродненскую региональную таможню.

— Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно предварительно прочитать правила перемещения товаров через таможенную границу, — рекомендует начальник отдела Гродненской региональной таможни Денис Данилов . — Такая информация размещена в свободном доступе на едином интернет-портале таможенных органов Республики Беларусь. Кроме того, за разъяснениями всегда можно обратиться в таможню как по телефону, так и направить письменный запрос.

Денис Данилов говорит, что если есть сомнения, по какому коридору лучше проходить границу, стоит становиться в «красный» либо до въезда в коридор спросить у таможенника.

— Всегда помните, что выбрав «зеленый», вы заявляете об отсутствии у вас товаров, которые нужно письменно декларировать. И если сотрудники таможни найдут нарушения установленных по перемещению товара норм, человека могут оштрафовать. Что и случилось с Евгением.

Таможенники напоминают, что товар проверяется у каждого человека, пересекающего границу. То есть если в одной машине едет несколько человек, каждый должен по отдельности предъявить к досмотру свой товар.

— Если к проходящему границу есть вопросы, его машина размещается на специальной площадке до конца проведения необходимых таможенных операций. Это делается для того, чтобы водитель не мог покинуть пункт пропуска, — поясняет начальник отдела Гродненской региональной таможни. — Если говорить конкретно про описанный случай, то было установлено, что последний раз один из граждан пересекал границу 2 марта 2018 года, то есть три месяца с последней поездки еще не прошло. Соответственно, перемещаемый им товар весом 44 кг не мог быть отнесен к товару для личного пользования. За то, что молодой человек не задекларировал товар, он и был привлечен к административной ответственности.

Денис Данилов говорит, что товар Евгений не скрывал от таможенного контроля и вину свою признал. Поэтому получил минимальный штраф — 5 базовых, или 122 рубля 50 копеек.

— Но уплата штрафа за совершенное административное правонарушение не освобождает от уплаты таможенных платежей за ввозимый товар, — подчеркивает Денис Данилов. — Гражданину объяснили, что он обязан самостоятельно распорядиться товаром в рамках действующего законодательства.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: ГТК

Лишнее можно вывезти за границу или оставить на хранение

Таможенники говорят, что в данном случае, товар попадает под действие президентского указа № 360, поэтому у Евгения было три варианта действий.

Первый — заплатить за товар таможенные платежи и налоги. Все необходимые документы оформляются на месте таможенниками. Второй — можно оформить транзит и уплатить пошлину в таможне по месту жительства. В таком случае возникают дополнительные денежные расходы в связи с оформлением транзитной декларации и размещением на складе временного хранения в ведомственном пункте таможенного оформления. Третий вариант — товар можно вывезти за пределы Евразийского экономического союза.

— Что касается хранения, то таможней не оказывается такая услуга. Только если человек отказался от предложенных вариантов решения вопроса, товар подлежит задержанию и размещается на складе в пункте таможенного оформления, — говорит Денис Данилов. — Если бы Евгений отказался, то товар разместили бы на складе в РПТО «Берестовица». А сумма за две недели его хранения составила бы не 800 рублей, а 34 рубля 4 копейки. Один полный или неполный день хранения стоит 0,1 базовой величины. Максимальный срок хранения товаров 30 дней, а быстро портящегося товара — 24 часа.

Чтобы вернуть товар, оставленный на хранение, человек должен заплатить сумму, начисленную за хранение, а также таможенные пошлины и налоги. И только после этого он сможет забрать свой товар и ввезти его в Беларусь.

— В рассматриваемом случае молодые люди приняли решение вывезти товар за пределы ЕАЭС. Когда они в очередной раз попробовали въехать в Беларусь, они выбрали уже «красный» коридор и заполнили таможенную декларацию. Нормы беспошлинного ввоза не были нарушены, поэтому операции таможенного контроля были проведены в течение 20 минут, — комментирует ситуацию Денис Данилов.

Касательно товарных весов, на которых взвешивают ввозимый товар в пунктах пропуска Гродненской региональной таможни, таможенники говорят, что процентное соотношение погрешности указано в паспорте на каждые конкретные весы.

— На тех весах, на которых взвешивали товар молодого человека, при взвешивании до 100 кг погрешность плюс-минус 200 г, до 500 кг — плюс-минус 400 г, — поясняют сотрудники таможни. — Все весы поверяются регулярно. Об этом имеется запись в технических паспортах, также на самих весах наклеены специальные контрольные марки о последней проведенной поверке и сроке ее действия. В случае сомнений относительно веса товара его можно взвесить на других весах под контролем сотрудника таможни.


За нарушения могут и оштрафовать, и депортировать

К слову, ребята могли получить еще один штраф, ведь, как оказалось, они нарушили еще и несколько правил нахождения в зоне между государственной границей и пунктом пропуска.

В Госпогранкомитете говорят, что никакой нейтральной зоны, как выразился Евгений, между пунктами пропуска двух государств нет. Часть пути между ними принадлежит одной стране, вторая часть — другой.

В постановлении Совмина «О Государственной границе Республики Беларусь» прописано, что на территории между Государственной границей и соответствующим пунктом пропуска погрузка и выгрузка товаров запрещена. Кроме того, там не разрешается стоянка транспорта, посадка и высадка из него людей. Также там запрещено находиться, если это не связанно с пересечением госграницы.

За нарушения режима границы или в пункте пропуска можно схлопотать штраф до 50 базовых (1225 рублей) за каждое из нарушений. Иностранца могут не только оштрафовать, но еще и депортировать.

В Республике Беларусь сейчас можно лишиться своего авто и «попасть» на штраф в $30 тыс. пересекая ее границу.

Именно такая история случилась со мной, и я пообещал, что сделаю все возможное, чтобы предупредить как можно большее количество людей.

Началось все в того, что в Беларуси очень сильно ужесточили правила ввоза-вывоза авто, для того, чтобы местные граждане не ездили на не растаможенных литовских автомобилях.

На практике этот закон больше работает против граждан других государств, а не самих белорусов, принося большой доход в государственную казну.

Схема проста: просрочена дата вывоза автомобиля, передача авто другому водителю, неверно заполненные документы — за подобные мелкие нарушения, даже при смягчающих обстоятельствах или при наличии положенных в таких случаях документов, вас не только лишат транспортного средства, но «впаяют» штраф в размере $30 тыс.

Как было в моем случае. Я, по просьбе родственника, должен был вернуть джип Range Rover в Украину, пока владелец готовится к операции в киевской больнице. Собрал весь необходимый пакет документов, включая доверенность и справки от врача.

Украинская таможня пропустила без проблем, на российской таможенник посмотрел все документы и также пропустил.

На белорусской таможне меня попросили выйти из машины, объяснили, что я нарушил правила ввоза-вывоза товаров на территории Таможенного союза и, что машина подлежит конфискации. Пообещали помочь с гостиницей, или хотя бы посадить на автобус, но, как только я отдал ключи от машины, ко мне потеряли интерес.

Посреди ночи я остался без машины, почти без денег, в нескольких сотнях километров от дома в чужой стране, не зная, что делать.

Дальше суд. Согласно третьему пункту 358 статьи Таможенного кодекса Таможенного союза, передача временно ввезенных товаров (включая автомобили) разрешается, если владелец товара задекларировал его передачу и внес таможенную пошлину. С этой стороны, я не прав.

Но, если взглянуть с другой стороны, пункт 3 статьи 279 Таможенного кодекса сообщает, что в некоторых случаях машину можно передавать третьим лицам без разрешения таможенного органа. Например, для ремонта или транспортировки. Также есть 2 пункт 11 статьи Таможенного соглашения, который разрешает передачу транспортного средства в третьи руки с одобрения таможенного органа. Если, например, хозяин машины тяжело заболел или умер.

В моем случае были все справки, что хозяин машины болен, но, по мнению судьи, предоставленных документов было недостаточно. В то же время в суде мне так и не объяснили, каких именно «бумаг» не хватало.

Итак, результат — конфискация машины ценой в миллиард белорусских рублей (приблизительно $60 тыс.) и штраф в 449 млн белорусских рублей ($30 тыс.), — это в тысячи раз больше любого таможенного сбора, который я мог не уплатить.

Моя история не единственная. Такое происходит постоянно , об этом пишут на белорусских сайтах, по этому поводу постоянно появляются запросы о помощи у украинского консула, но рядовой украинец обычно узнает об этом, только в момент конфискации самого авто.

Я так понимаю, что предупреждать о возможных последствиях не в интересах белорусских таможенников. Чтобы вы понимали, раньше предупреждения были вписаны в таможенную декларацию, теперь их там нет. Более того, неизвестно, кому и где продаются эти конфискованные авто и у владельца нет шансов выкупить его обратно.

Буквально на днях я узнал, что именно на Ошмянской таможне, где мне выставили штраф в 30$ тыс., раскрыта коррупционная схема в которой было задействовано около 20 должностных лиц, а общая преступная прибыль исчисляется миллионами долларов.

Не знаю, возможно, когда-то они и раскроют нам ответ на вопрос, куда дальше уходят конфискованные авто, а пока пострадавшие обращаются в международные суды, а новыми владельцами изъятых автомобилей становятся высокопоставленные чиновники, которые яростно защищают свой антикоррупционный имидж.

Но, как бы не разворачивались события в дальнейшем, если вы собираетесь в ближайшее время пересекать белорусскую границу — ознакомьтесь с Таможенным кодексом Республики Беларусь.

В Республике Беларусь сейчас можно лишиться своего авто и "попасть" на штраф в $30 тыс., пересекая ее границу.

Именно такая история случилась со мной, и я пообещал, что сделаю все возможное, чтобы предупредить как можно большее количество людей.

Началось все с того, что в Беларуси очень сильно ужесточили правила ввоза-вывоза авто для того, чтобы местные граждане не ездили на нерастаможенных литовских автомобилях.

На практике этот закон больше работает против граждан других государств, а не самих белорусов, принося большой доход в государственную казну.

Схема проста: просрочена дата вывоза автомобиля, передача авто другому водителю, неверно заполненные документы - за подобные мелкие нарушения, даже при смягчающих обстоятельствах или при наличии положенных в таких случаях документов, вас не только лишат транспортного средства, но "впаяют" штраф в размере $30 тыс.

Как было в моем случае. Я, по просьбе родственника, должен был вернуть джип Range Rover в Украину, пока владелец готовится к операции в киевской больнице. Собрал весь необходимый пакет документов, включая доверенность и справки от врача.

Украинская таможня пропустила без проблем, на российской таможенник посмотрел все документы и также пропустил.

На белорусской таможне меня попросили выйти из машины, объяснили, что я нарушил правила ввоза-вывоза товаров на территории Таможенного союза и что машина подлежит конфискации. Пообещали помочь с гостиницей или хотя бы посадить на автобус, но как только я отдал ключи от машины, ко мне потеряли интерес.

Посреди ночи я остался без машины, почти без денег, в нескольких сотнях километров от дома в чужой стране, не зная, что делать.

Дальше суд. Согласно третьему пункту 358 статьи Таможенного кодекса Таможенного союза, передача временно ввезенных товаров (включая автомобили) разрешается, если владелец товара задекларировал его передачу и внес таможенную пошлину. С этой стороны я не прав.

Но, если взглянуть с другой стороны, пункт 3 статьи 279 Таможенного кодекса сообщает, что в некоторых случаях машину можно передавать третьим лицам без разрешения таможенного органа. Например, для ремонта или транспортировки. Также есть 2 пункт 11 статьи Таможенного соглашения, который разрешает передачу транспортного средства в третьи руки с одобрения таможенного органа. Если, например, хозяин машины тяжело заболел или умер.

В моем случае были все справки, что хозяин машины болен, но, по мнению судьи, предоставленных документов было недостаточно. В то же время в суде мне так и не объяснили, каких именно "бумаг" не хватало.

Итак, результат - конфискация машины ценой в миллиард белорусских рублей (приблизительно $60 тыс.) и штраф в 449 млн белорусских рублей ($30 тыс.) - это в тысячи раз больше любого таможенного сбора, который я мог не уплатить.

Моя история не единственная. Такое происходит постоянно , об этом пишут на белорусских сайтах, по этому поводу постоянно появляются запросы о помощи у украинского консула, но рядовой украинец обычно узнает об этом только в момент конфискации самого авто.

Я так понимаю, что предупреждать о возможных последствиях - не в интересах белорусских таможенников. Чтобы вы понимали, раньше предупреждения были вписаны в таможенную декларацию, теперь их там нет. Более того, неизвестно, кому и где продаются эти конфискованные авто и у владельца нет шансов выкупить его обратно.

Буквально на днях я узнал, что именно на Ошмянской таможне, где мне выставили штраф в 30$ тыс., раскрыта коррупционная схема, в которой было задействовано около 20 должностных лиц, а общая преступная прибыль исчисляется миллионами долларов.

Не знаю, возможно, когда-то они и раскроют нам ответ на вопрос, куда дальше уходят конфискованные авто, а пока пострадавшие обращаются в международные суды, а новыми владельцами изъятых автомобилей становятся высокопоставленные чиновники, которые яростно защищают свой антикоррупционный имидж.

Но, как бы не разворачивались события в дальнейшем, если вы собираетесь в ближайшее время пересекать белорусскую границу - ознакомьтесь с Таможенным кодексом Республики Беларусь.

По международным соглашениям авто из Литвы имеют право перевозить грузы по Таможенному союзу, но белорусские таможенники, ссылаясь на внутренний Таможенный кодекс, запрещают им это делать.

ТК гласит, что зарубежным компаниям запрещено производить перевозки внутри Таможенного союза. Ладно бы просто не пускали фуры на свою территорию, а то на границе пропускают, а потом конфискуют автомобили вместе с грузом. Так, например, литовская компания Kniupsius ни как не может отсудить два конфискованных автовоза, которые имели все необходимые сопроводительные документы. Литовцы подавали в суд материал на обжалование решение таможни о конфискации, суд им отказал. Такая же участь постигла и автовоз транспортной компании Gurkis ir Ko, фирмы IG Trans и т.д. Сейчас на границе Литвы и Беларуси уже не стоят, как раньше, очереди фур. После того как, согласно новых норм Таможенного кодекса Белоруссии, транзит прировняли к внутренним перевозкам и стали изымать автомобили, ни кто не хочет рисковать своими автомобилями и грузом.

Происходит не только с фурами и не только с авто из Литвы . Уже известно много случаев конфискации и личного транспорта россиян. Автомобили арестовывают без достаточного на то основания, позже находят надуманную причину и через суд производят конфискацию. Например, зимой, у одного российского гражданина, который на российском же автомобиле выезжал из Европы (домой в Россию) через белорусскую границу, задержали автомобиль, по причине того, что их компьютер не показывал через какую границу он въехал в Европу. В суде предоставили заполненный задним числом акт изъятия автомобиля с подделанной подписью владельца. Машину направили на экспертизу, в документах, указав причину…, внимание: «Слишком чистый салон и мало предметов в бардачке»!!! Уже было одно судебное заседание, на котором принято решение провести еще одно, на котором обязали таможенные органы предоставить сотрудника, задержавшего данный автомобиль. Таким образом, человек уже полгода без машины и еще неизвестно чем закончится судебное разбирательство. По опыту других случаев изъятия автомобилей, видимо, чтобы не компрометировать таможенные органы, не один еще не вернули владельцу. После того как арестовали фуры с электроникой, произведенной в Калининградской области, а электронику конфисковали и продали на своей территории, при этом еще и оштрафовали калининградские предприятия, российские перевозчики по совету Калининградской таможни, тоже выбирают маршруты в объезд Белоруссии. Так что не только авто из Литвы и стран ЕС страдают от белорусского беспредела.

Литва, Чехия, Польша и Латвия направили обращение в Министерство транспорта Беларуси, с просьбой оказать содействие в урегулировании законодательства. Если власти не решат проблему, то авто из Литвы и других стран ЕС, тоже будут объезжать Беларусь через другие страны. Скорее всего, весь транспортный поток будет проходить только через Россию.